Сайт Өрлеу

Формирование ИКТ-развитие профессиональной компетенции учителя

Формирование ИКТ-развитие профессиональной компетенции учителя

Жумажанова Сауле Болатовна
Старший преподаватель кафедры  ИТи МПЕН(г)Д
Магистр педагогических наук
Филиал АО «НЦПК» «Өрлеу» ИПК ПР
по Акмолинской области

Андатпа
Мұғалімнің кәсіби біліктілігінің АКТ-дамуын қалыптастыру.
Қазіргі кезде білім берудегі құзыреттілік тәсілінің тұжырымдамасы кеңейтіліп келеді, бұл білім берудің ақпараттандыру және жаһандық бұқаралық коммуникация кезеңіндегі қоғамның талаптары мен мүмкіндіктеріне сәйкестігін қамтамасыз етуде маңызды өзгерістерге негіз болып табылады.
Formation of ICT-development of the teacher’s professional competence.
At present, the concept of the competence approach in education is being extended, which is the basis for meaningful changes in ensuring the conformity of education with the demands and opportunities of the society of the period of informatization and global mass communication.
Формирование ИКТ-развитие профессиональной компетенции учителя.
В настоящее время получает распространение концепция компетентностного подхода в образовании, являющаяся основой содержательных изменений по обеспечению соответствия образования запросам и возможностям общества периода информатизации и глобальной массовой коммуникации.

«Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».    Внедрение информационно — коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением Модернизации технического образования сегодня в связи с введением новых образовательных стандартов.    Информатизация образования привела к изменению требований к квалификации педагогического работника. В квалификационном справочнике указаны следующие требования, предъявляемые к педагогическому работнику: «Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест педагога в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».            Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. В свою очередь, «профессионал — это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием. Развитие профессиональной компетенции — это развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. Основными качествами, которыми должен обладать педагог, можно считать следующие: стремление к личностному развитию, креативность; мотивация и готовность к инновациям; понимание современных приоритетов образования; способность и потребность в рефлексии. Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров  в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ — компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и Казахстанского общества в целом.  В настоящее время получает распространение концепция компетентностного подхода в образовании, являющаяся основой содержательных изменений по обеспечению соответствия образования запросам и возможностям общества периода информатизации и глобальной массовой коммуникации. С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых. Детализация ключевых компетентностей, определяющих нормативную основу модернизации системы образования, предполагает следующий подход к определению понятий Компетенция – готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а так же способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.Компетентность – уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях. Компетентностный подход в образовании базируется на том, что компетенции не отрицают знаний, умений и навыков, хотя принципиально от них отличаются: от знаний – существованием в виде деятельности, а не только информации о ней; от умений – переносом на различные объекты воздействия; от навыков – осознанностью, позволяющей человеку действовать не только в привычной, но и в новой, нестандартной обстановке. Таким образом, компетенции не могут быть сформированы без знаний, умений и навыков, которые важны не как самоцель, но как средство достижения компетенций. В концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» отмечается необходимость формирования «информационно-коммуникативной компетентности» как одного из приоритетов в целях современного общего образования, включающей:- целостное миропонимание и научное мировоззрение, базирующееся на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания;- представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;- совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.  Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса,  обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися фактических знаний к овладению ими умениями  самостоятельно  приобретать новые знания. Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ — компетенции как важнейшей составляющей общеинтеллектуальной информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса. Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ — компетенции как важнейшей составляющей общеинтеллектуальной информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса.      В этой связи ИКТ – компетенцию можно определить как  – совокупность знаний, умений и опыта деятельности. Готовность использовать усвоенные  знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения  педагогических задач с использованием средств и методов ИКТ, а именно:  — осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения; — оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;  — организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ; — создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении; осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.  Можно выделить следующие составляющие педагогической  ИКТ — компетенции:
— общепользовательскую компетенцию;
— общепедагогическую ИКТ — компетенцию;
— специфическую (предметную) ИКТ –  компетенцию в соответствующих предметах и образовательных областях.
А так же можно определить уровни формирования ИКТ – компетенции:
— базовый — инвариант  знаний, умений и опыта необходимый, педагогу для решения образовательных задач средствами ИКТ – технологий
— предметно — ориентированный – освоение и формирование готовности к внедрения в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного предмета.
Говоря о профессиональной готовности учителя к использованию средств ИКТ, мы будем опираться на мнение В.А. Сластенина, определявшего ее как особое психическое состояние, как наличие у субъекта образца структуры определенного действия и постоянную направленность на его выполнение. Готовность как сложное психологическое образование кроме необходимых знаний, умений и навыков включает в себя не только адекватные требования к профессиональной деятельности, качествам личности и способностям, но и познавательные (понимание профессиональных задач, оценка их значимости и т.д.), мотивационные (интерес к профессии, стремление добиться успеха и т.д.) и волевые (преодоление сомнений, умение мобилизовать свои силы и т.д.) компоненты, а следовательно, включает в себя когнитивную, операциональную и аксиологическую составляющие. Способность компетентного специалиста выходить за рамки предмета своей профессии позволяет определить компетентность, как высшую степень готовности.  Педагог, использующий в своей деятельности средства ИКТ, должен психологически быть готовым к постоянному совершенствованию своих знаний. Вопросы психолого — педагогических аспектов деятельности учителя рассматривались в работах Кузьминой Н.В., Дьяченко И.М., Сластенина В.А., Щербакова А.И. и др. Формирование ИКТ — компетенции педагога необходимо проводить в следующих направлениях:- психологическом (решение проблемы мотивации и повышения интереса, обучающихся к изучению учебного курса и самообразованию);- педагогическом (самообразование и повышение квалификации, совершенствование деятельности по организации творческой активности и самостоятельной работы обучающихся; выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, приобщение преподавателей к исследовательской деятельности);-  методическом (обоснование задач, содержания и принципов обучения данной учебной дисциплины, а также методов и средств проведения различных форм занятий; обеспечение образовательного процесса необходимыми средствами обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, наглядными и мультимедийными средствами, компьютерными программами); обновление существующих и внедрение новых форм, методов, технологий обучения и воспитания, использование в учебном процессе новых информационных средств);-  дидактическом (формирование оптимального содержания учебного курса, в соответствии с установленной образовательными стандартами программой и целями учебного курса; сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы учащихся);- информационно-технологическом (формирование и использование фондамультимедийных программных средств обучения и воспитания; использование мультимедийных и интерактивных технических средств (мультимедийные проекторы, интерактивные доски и кабинеты); организация и поддержка образовательного процесса с использованием автоматизированных систем управления и оценки качества образования; использование возможностей компьютерных сетей в учебном процессе).
Система повышения квалификации как самостоятельная отрасль профессиональной образовательной деятельности, занимающаяся подготовкой педагогов, обладающих сложившимся педагогическим опытом работы, сохраняя накопленный позитивный потенциал педагога, должна создавать благоприятные предпосылки для широкого внедрения в практику образования современных достижений в области информатики и ИКТ.
Педагогам, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду оперативного взаимодействия. Это требует комплексного решения таких вопросов как: 1) непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении; 2) программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов ОУ, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету; 3) информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ. Это делает актуальным вопрос о создании непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров в области использования ИКТ в учебном процессе за счет регулярной информационной и учебно-методической поддержки в период межкурсовой подготовки педагогов на местах. Решение этой проблемы лежит в разумном сочетании очной курсовой подготовки и самостоятельной работы, обучающихся на основе материалов, рассчитанных на дистанционное образование и размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.
Данные задачи могут быть успешно решены в рамках системы методической поддержки повышения квалификации педагогических кадров, которая может быть определена как целостная совокупность мер, действий, ресурсов, а также управленческих процессов и воздействий, которые направлены на:
—  оказание помощи педагогам в выявлении профессиональных затруднений и определении проблем в области использования средств и методов информатики и ИКТ при обучении, воспитании, развитии учащихся, в процессе непрерывного профессионального педагогического образования в целях собственного профессионально-личностного развития;
—  способствуют предъявлению образовательного запроса и  проектированию на его основе образовательных программ повышения квалификации в области эффективного использования педагогами средств ИКТ в профессиональной деятельности;
— ориентированы на систематическое диагностирование состояния ИКТ- компетентности педагогов, на их консультирование по вопросам применения средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности, на экспертизу результатов и продуктов профессиональной деятельности, построенной на базе средств ИКТ.
Список литературы:
Иванов Д.А. «Компетентностный подход в образовании (проблемы, понятия, инструментарий): учеб. пособие» — М.: АПК и ПРО, 2003.
Шадриков В.Д. «Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход» //Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
Бордовский, Г.А. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории) [Текст] Монография / Г.А. Бордовский,  Т.А. Бороненко, В. А. Извозчиков. —  СПб.: Образование, 1996. — 222,[1] с.
Кочегарова, Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров [Текст] / Л.В. Кочегарова // Сахалинское образование — XXI. 2008 . ‑ № 1 . ‑ С. 3-5
Кочегарова, Л.В. Особенности ИКТ компетентности педагога в условиях информационно-образовательной среды  [Текст] / Л.В. Кочегарова // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. научн.-практ. конф. , Екатеринбург, 26-28 февраля 2008г.: / Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т. Екатеринбург, 2008. Ч. 2.  288с. С.225-227