Сайт Өрлеу

Сказкотерапии как средство развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапии как средство развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Грабова В. П.
Қарағанды қаласы
«Балақай» балабақшасы КМҚК
wero4ka68@mail.ru

 Аннотация:
Мектепке дейінгі ересектер тобына ертегі терапиясы әдісін  қолдану арқылы  тілдерін  дамыту мақсатныда бағыттадым.
В статье говорится о целесообразности использования метода сказкотерапии  в развитии речи детей старшего дошкольного возраста  для  развития  речи.
This article deals with expediency of usage the method of fairy-tale therapy in speech developing of preschoolers.
 
Речь влияет на  развитие  интеллекта, увеличивает познавательную активность, существенно расширяет систему знаний дошкольника. Роль  речи в формировании ребенка как личности нельзя переоценить.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Сказкотерапия – это методика, которая использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, формированию сознания, совершенствования общения и взаимодействия с окружающей детей действительностью.
Чтобы оценить практическую значимость использования сказкотерапии для развития речи было  проведено исследование. Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и апробировать методику формирования навыков связной монологической речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, изучить и применить в работе с детьми возможность и целесообразность использования элементов сказкотерапии.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес­кий, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме небольшой рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов .
В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-«почемучки»), пытаются объяснить свои поступки и действия.
Ребенок третьего уровня понимает и способен вполне самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Словарный запас может показаться достаточным в рамках обыденной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.
Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет огромные трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составлений небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций, что описано в книге Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» .
Сюда же, возможно, можно отнести и занятия с элементами сказкотерапии. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Наблюдения за  состоянием связной монологической речи дошкольников   в традиционной  группе детского сада происходили во время всего периода экспериментального исследования.
Целью констатирующего эксперимента является исследование уровня развития связной монологической речи старших  дошкольников 3-го уровня. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У дошкольников определён третий уровень речевого развития.
Были экспериментально изучены навыки детей в составлении:

  1. Пересказа сказки
  2. Рассказа сказки на тему (и продолжение по заданному началу).

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: уровень самостоятельности во время составления рассказа, последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам, адекватность поставленной задачи, полнота, связность.
Затруднения у дошкольников чаще всего возникали в самом начале пере­сказа, при воспроизведении последовательности возникновения новых героев сказки и ,особенно ритмизированного повтора, который представляет собой пред­ложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались на­рушения связности изложения (иска­жения смысловой и синтаксической связи между предложениями, многочисленные  повторы фраз или их частей, пропуски глаго­лов, усечение составных частей, «обхождение» трудных слов, и т.д.), хорошо прослеживается  ограниченность лексикона, при этом выяснилось, что некоторых предметов не называют вовсе (терем- теремок, лягушка, медведь).
Это значит, что  у детей необходимо целенаправленно формировать связную монологическую речь, а также продолжать развивать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные умения и  навыки, правильное звукопроизношение, слоговое построение и фонематическое восприятие).
У большого количества детей в собственную сказку вкраплялись повторе­ния эпизодов из уже услышанного текста, что приводило к нарушению логики рассказа  («когда  он пришёл и взял в руки снять.… Плачет  и топает нога.… а она не пришла ..»). Всё это говорит  о трудностях в решении поставленной творческой задачи, неумении реализовать свой замысел в связном, по­следовательном рассказе.
Это значит, что  у детей необходимо целенаправленно формировать связную монологическую речь, а также продолжать развивать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные умения и  навыки, правильное звукопроизношение, слоговое построение и фонематическое восприятие).
Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной организованной учебной деятельности в соответствии с программными требованиями.
Широко используется разнообразный дидактический материал: различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо, большое количество иллюстраций, использование интерактивных игр. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.
Виды сказок.  В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:

  1. По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия сказочного образа). Например, сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.
  2. По представлению (в основе их лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).
  3. По воображению (это придуманные сказки, которые представляют собой результат фантазии ребёнка). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.

Использование составления творческого рассказа «придумаем сказку» можно применять  после первого месяца эксперимента в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Это являлось необходимой частью методики, так как творческое рассказывание «сочинение сказки» существенно приближает ребенка к уровню монологической речи, который необходим ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Кроме того, творческое рассказывание, «сочинение сказки» играет большую роль в развитии для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, сознательного отражения  в речи всевозможных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. На занятиях были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Кроме того 1 раз в неделю по 20–30 минут проводились интегрированные занятия по сказкам, на которых кроме основной задачи (развитие связной монологической речи), решался целый комплекс задач, стоящих перед коррекционной работой с общим недоразвитием речи: активизация процесса мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально – волевых процессов и т.д.
Так же в работе были использованы логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие связной монологической речи: «Играем с глаголами», развивающая игротека И.С. Кривовяз, «Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г.А. Быстровой., авторские логосказки  Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, И.Н. Погосовой.
Помимо фронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с некоторыми детьми, имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.
Заключительный этап работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов сказкотерапии длится 2 недели. Его цель — проведение контрольной диагностики.
Задачи:
— получить информацию об уровне сформированности связной речи;
— определить наиболее результативные приёмы сказкотерапии.
Использование  метода сказкотерапии в коррекционной работе дает позитивный результат, это подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей.
Во время проведения эксперимента интерес детей к занятиям  постепенно возрастал, отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии связной монологической речи детей, кроме этого отмечались улучшения в звукопроизношении.
Коррекционные занятия с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на развитие связной монологической речи, с использованием сказки проводились в игровой комнате, на детской площадке,  в песочнице.
Все «сказочные» занятия, которые проводились с детьми, проходили в непринужденной творческой обстановке.
Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад. Сейчас данный  метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной  педагогической литературе и одним из самых перспективных.
Достоинство и роль этого метода сегодня в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно выстраивать диалоги, и значит  влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои собственные пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
 
Список использованной литературы:
 

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. — с.27-43.

2 . Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

  1. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. — М.: КомКнига, 2006. — 320 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
  3. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. — М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. — 158 с.
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учебно-методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. — М.: ТЦ Сфера : НИИ школьных технологий, 2008. — 224 с.
  5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. — М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. — 147 с.
  6. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / [Текст] Т. Е. Филичева. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Один комментарий к “Сказкотерапии как средство развитие речи детей старшего дошкольного возраста

  1. Уведомления: Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании | Сайт ӨРЛЕУ