Сайт Өрлеу

Трехъязычное образование: от идеи к практике

Трехъязычное образование: от идеи к практике

Кан Любовь Юрьевна,
КГУ «Гимназия № 6»
акимата г. Астаны

Summary: In this article, the author pays attention to the importance and ways of the solving the problem of developing trilingual education in teaching process. She gives examples of such work. Keys words: trilingual education, solving problem, practice, developing creative thinking

Аңдатпа: Аталған мақалада автор оқу үлгісіндегі үштілді білімнің даму мәселелерінің шешу жолдары мен маңыздылығына назар аударады. Ол аталған  жұмыстың үлгілерін көрсетеді. Тірек сөздер: үштілді білім, мәселені шешу жолдары, машықтану, шығармашылық ойлау, сын тұрғысынан ойлау

Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации национальной системы многоуровневого образования в Республике Казахстан.
Президент акцентировал внимание на том, что адекватный ответ вызовам времени можно дать только при условии сохранения культурного кода (языка, духовности, традиций) нации.
В Плане нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» 85-й и 89-й шаги посвящены идее Мәңгілік Ел. В принятых Законах  Республики Казахстан «Об образовании» и «О языках» заложены нормы, обеспечивающие демократию и гуманизацию образования в РК. Этими законами была определена главная задача образования — создание государством необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальной и мировой культур, общечеловеческих ценностей,  свободы выбора языка обучения и типа учебного заведения.   Одним из важнейших задач на сегодня – это развитие трехъязычия в нашей стране [1, 2].
Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями, связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом.
Казахстан в ХХІ веке нельзя представить вне казахского образа жизни, вне национального бытия казахов. История социальной и культурной эволюции казахского народа богата.
Нравственно-духовное возрождение Казахстана должно основываться на: 1) стимулировании самоорганизации интеллектуальной силы казахского народа, народа Казахстана и мощи казахстанской культуры; 2) обновлении духовного, научно-интеллектуального, научно-творческого и художественного потенциала нации и страны; 3) повышении гуманистической ориентированности системы образования, воспитания и участии граждан Казахстана в деле возрождения национальной культуры.
На повышение качества образования направлен и ряд других новаций.
Начата работа по реализации поручения Главы Государства по внедрению триединства языков. Приоритетное внимание уделяется изучению государственного языка.
Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.
Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения: патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание.
Для достижения поставленных задач необходимо применять разные формы и методы работы. Поэтому на своих занятиях я использую как парную так и групповую работу, такие задания, которые способствуют не только развитию критического и творческого мышления, но и совершенствованию знаний казахского, английского и русского языков. Немаловажным фактором является воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, национальным культурным ценностям, в связи с этим материал, подобранный для работы связан именно с традициями и обычаями казахского народа.
Использование на практике различных заданий творческого характера способствует развитию и обучению не только учащихся, но и нас, учителей. Ведь взаимообучение может быть не только между учениками, но и учеником и учителем.
В дальнейшем, совместно разработанные задания, можно использовать как на уроках, так и факультативных занятиях не только учителями английского языка, но и казахского и русского языков.
Учащиеся разбиваются на малые группы или пары. Каждой паре/группе дается определенный текст, к которому они должны придумать любые задания. Главным условием является использование трех языков: казахского, английского и русского.
Ниже, я предлагаю ознакомиться с некоторыми примерами: задания, которые были составлены учащимися 10 классов. Тематика всех текстов касалась традиций и обычаев казахского народа.
Например, к тексту на английском языке «Literature».
Отгадайте кроссворд и выпишите ключевое слово:
1) «Біріңші» сөзіне синоним.
2) Книга, в которой собраны какие-либо произведения.
3) Ахмет Байтурсынов кім болды?
4) Синоним слова «учитель».
5) Әдеби жанр, қара сөзбен жазылған көркем шығарма.
6) Литературный жанр, изображающий жизнь человека с ее волнующими страстями, борьбой, социальным противоречиями.
7) «Language» сөзі қазақ тілінде.
8) Қоғамдық пайдалнуға арналған, сөздерден құралған  туынды жасайтын адам.
9) Антоним слова «древний».
10) «Произведение» сөзі қазақ тілінде.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

К тексту на русском языке «Обычай үзеңгіден өткізу» [3].

  1. Заполните таблицу, вписывая недостающие слова (их перевод на 2 языках):
қазақ тілі русский English
рождение
үзеңгі
child
обряд
ата-ана

К тексту на казахском языке «Ерулік» [4].
Заполните таблицу, вписывая недостающие слова.

Қазақ тілі Русский язык English language
қонақжайлылық    
    neighbour
  приглашать  
міндет    
    gift

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.)
  2. Закон Республики Казахстан «О языках» — Астана, 2001
  3. http://www.bilu.kz/otkizu.php
  4. http://massaget.kz/mangilik_el/shanyirak/salt-dastur/28605/

25 комментариве к “Трехъязычное образование: от идеи к практике

  1. Евгения

    Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна в современном образовании. Государством созданы все условия для формирования свободы выбора языка обучени

  2. Вавилова Елена

    Внедрение трехъязычия в процесс обучения на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Внедряется изучение предметов на английском языкеще и казахском языке. Автор статьи представляет один из интересных методов внедрения трехъязычия в процессе обучения, когда учащиеся могут на практике применять свои знания.

  3. Махаббат

    Трехъязычие – это направление, которому сейчас уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества. Спасибо автору статьи за внедрения прекрасного метода,который облегчит изучению трехъязычия.

  4. Замзагуль

    Оте манызды макала. Казыргы танда уштилдилик маселеси БАРЛЫК салада талкыланатын сурак. Себеби адамдар негурлым коп тил билсе согырлым бирнеше тилдин мадениетин менгереди.»Озге тилдин барин бил, оз тилинди курметте!» «Чем больше языков вы знаете тем больше знаниями вы владеете.»»Every citizen of our country must know three or more languages…»

  5. Татьяна Григорьевна

    В данной статье Любовь Юрьевна знакомит с интересным формами и методами обучения трехьязычаю. На сегодняшний день, это один из важных аспектов в обучении. Поэтому многим коллегам будет полезно знать, каким образом работают профессионалы, а Любовь Юрьевна, действительно профессионал своего дела.

  6. Жанар

    Аталған тақырып қазіргі таңдағы білім беруде өте өзекті мәселелердің бірі. Үштілді оқыту – заман талабы. Өз іс-тәжірибемізде оқушылардың интеллектуалдық қабілетіне түрткі болатын жоғарыда айтылып өткен әдістерді қолдана отырып сабақты үш тілде жүргізудің тиімділігі зор. Сондықтан автор көтеріп отырған мәселенің тиімді шешу жолдарындағы әдістеріне алғысымды білдіремін.

  7. Мария

    Автор статьи рассматривает актуальный вопрос трехъязычного образования и предлагает современные и интересные формы и методы работы, которые способствуют как развитию учащихся, так и изучению и совершенствованию знаний казахского, английского и русского языков. Спасибо автору за полезную информацию.

  8. Екатерина

    Статья Кан Л.Ю. «Трехъязычное образование: от идеи к практике» является актуальной, т.к. мы живем в поликультурном обществе. Понимание богатства языка и культуры своего народа неразрывно без знания языков и культур других народов. Автор рассматривает и предлагает различные творческие задания с использованием трехъязычия. Также в статье затронута тема межпредметного характера обучения: задания, разработанные Кан Л.Ю., можно использовать на уроках казахского языка и литературы, русского языка и литературы и английского языка. Спасибо автору за интересные идеи.

  9. Людмила

    Полиязычие один из факторов современного образования. Языки выступают в качестве постижения сферы специальных знаний. Владение казахским, русским и иностранными языками становится неот’емлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Статья Кан Любови Юрьевны является актуальной в условиях обновления содержания образования и носит практико- ориентированный характер. Автор представил задания творческого характера, являющиеся инструментарием развития функциональной грамотности учащихся , а также проверки ее сформированности. Большое спасибо за творческий труд!

  10. Гулим

    Мақалада қазіргі таңдағы өзекті мәселе көтерілген. Автор үштілділікті өз тәжірибесінде қалай қолданылатынын көрсеткен. Патриотты ұрпақ тәрбиелеудің маңыздылығын атап көрсеткен. Авторға сәттілік тійлемін!

  11. Замира Джураевна Баубекова

    Статья Кан Л.Ю. имеет практическую направленность, что является одним из факторов ее востребованности, необходимости для пед общественности. Вызывает интерес актуализация автором воспитательной значимости трехьязычия. Статья написана на основе использования фактического материала, проведен анализ и показана обоснованность результатов.

  12. Абдурахманова Камила Мирзаевна

    Статья Любовь Юрьевны Кан мне понравилась своей методикой, за которой чувствуется учитель-профессионал Креативность, нестандартность и знание преподаваемого предмета отражены методике, раскрытой в статье Л.Ю.Кан.

    1. Зиядв

      В данной статье учителем подробно изложенны новые подходы и приёмы по внедрению трёхязычия! Также ясно изложенна государственная программа нацеленная на патриотическое воспитание будущего поколения!! Спасибо творческих успехов в работе желаю!!!

  13. Мария Миронова

    Данная статья очень актуальна и имеет огромную практическую значимость. Представленные задания направлены на развитие творческого потенциала учащихся. Они полезные и интересные. Спасибо Вам, Любовь, за ваш труд

  14. Майгуль

    Статья понравилась своей методикой. Внедряется изучение предметов на английском языке и на казахском.

  15. Венера

    Қазіргі маңызды мәселенің бірі — үштілділікті енгізу. Осы тақырыпта жазылған мақала көкейкесті тақырып қозғалған. Мұғалімдерге көмек ретінде бірнеше әдістерді қолдануға болады. Рахмет. Биік шыңдардан көріне беріңіз!

  16. Есильбаева Алима Картаевна

    Внедрение трехьязычия в современное образование является своевременным и необходимым. В своей статье Кан Л. Ю. показывает практику использования этой идеи. Считаю, что статья поможет учителям, особенно молодым, использовать формы и методы внедрения трехьязычия в нашем образовании.

  17. Гульсара

    Қазіргі таңда Любовь Юрьевнаның мақаласы өзекті. Өйткені мектептерде үштілділік оқыту енгізуде. Мұғалім өз жұмысында бізді жаңа әдіс-тәсілдермен таныстырды. Сабақ барысында жүргізілетін жұмыстар әр түрлі және оқушылардың қызығушылықтарын артады. Әріптесімізге шығармашылық тілеймін.

  18. Марина

    Работа Любовь Юрьевны очень актуальна на данном этапе обновления образования. В работе показано как на практике можно и достаточно легко, для обучающихся, погружаться в три важных для нашей жизни языка. Мне, как учителю предметнику — учитель физики, важны для дальнейшей работы ее методы и формы работы. Опыт Любовь Юрьевны поможет всем учителям, кто ознакомиться с ее опытом работы, во внедрении английского языка на других предметах.

  19. Карина

    Работа Любовь Юрьевны очень актуальна на данном этапе обновления образования. В работе показано как на практике можно и достаточно легко, для обучающихся, погружаться в три важных для нашей жизни языка. Мне, как учителю предметнику — учитель физики, важны для дальнейшей работы ее методы и формы работы. Опыт Любовь Юрьевны поможет всем учителям, кто ознакомиться с ее опытом работы, во внедрении английского языка на других предметах.

  20. Карина

    Проблема которую поднимает автор в данной статье , является актуальной. Руководствуясь темой , хотелось бы сказать что, трехъязычие – это направление, которому сейчас уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества. Спасибо автору статьи за внедрения прекрасного метода,который облегчит изучению трехъязычия в Казахстане.

  21. Асемгуль

    Вопрос трехъязычия сегодня актуальный и важный для любого учителя. Перед учителями стоит важная задача научить наших детей применять 3 языка на практике. Автор предлагает один из методов и форм работы для достижения поставленной цели. Этот метод можно использовать не только на уроках английского и казахского языка, но и на других уроках.

  22. Ляззат Абильбековна

    Кан Л.Ю. затронула очень важный вопрос и проблему, внедрение трехъязычия в учебный процесс. В данной статье автор представляет интересный метод, который не только учит детей использовать знание трех языков на практике, но и способствует развитию творческого мышления учащихся. Спасибо автору за полезный материал.

  23. Лариса

    Кан Л. Ю. в своей статье рассказала о внедрении трехъязычной системы обучения. Задания, которые предлагает автор, «активизируют процесс языкового обучения» на уроках. Спасибо автору за творческий подход.

  24. Надежда

    Статья Любови Юрьевны понравилась своей практической ориентированностью. На мой взгляд, в ней представлен материал, который может взять на вооружение любой предметник- лингвист. Автор хорошо знаком с идеей внедрения трехязычия, чувствуется опыт внедрения трех языков на уроках самим автором, что, по сути, и служит развитию межпредметных и межкультурных связей. Спасибо!