Сайт Өрлеу

Особенности проектирования современного урока английского языка в условиях обновления образования

Особенности проектирования современного урока английского языка в условиях обновления образования

Аскарова Мадина Абилкасимовна
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана
старший преподаватель
Курманкулова Жибек Есенгельдиевна
ағылшын тілі пәні мұғалімі
№82 дарын мамандандырылған лицей
«Если мы будем учить сегодня  так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей
 завтра…»  Джон Дьюи
      «If we teach today as we taught yesterday, we steal from our children tomorrow» John Dewey

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Нам необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Одной из главных задач  является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология — проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, убеждаемся, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей.

Если «…Иностранный язык в начальной школе изучается с первого класса. То он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком».

Какова же роль учителя в проектировании основной образовательной программы общеобразовательного учреждения на ступени начального общего образования? Какова  роль учителя в формировании универсальных учебных действий, в осуществлении духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования? Какие изменения должен внести учитель в проектирование урока в свете стандартов нового поколения?

Данные цели возможно реализовать только при условии организации обучения иностранные языки в начальной школе в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников.

Однако из опыта прошлых лет мы знаем, что у учащихся-начальных классов пока ещё  не сформирована внутренняя положительная мотивация к изучению иностранных языков, следовательно, они не настроены на общение и взаимодействие на иностранные языки в целом. Вот почему главной задачей для этого возраста учеников мы видим формирование у них положительной мотивации к изучению английского языка, умения применять технологию языкового самообразования, способов самонаблюдения и самоанализа своего языкового развития.

Можно много рассказывать о том, как любят работать ребята и с постерами, и с флэш-картами, с каким удовольствием и азартом выполняют грамматические и лексические упражнения! Давайте просто заглянем на один из уроков английского языка в первом классе. Чего только не происходит на уроке: дети и озвучивают сценку по ролям, и поют, и читают, и раскрашивают, и разыгрывают диалоги. Самое главное, что ученики раскрепощены, они не боятся говорить на иностранном языке! Кроме того, соблюдаются основные принципы дидактики: от простого к сложному, принципы повторяемости, наглядности и т.п. За относительно небольшой промежуток времени учащиеся очень многому научились: выучили алфавит, цифры, цвета, названия многих предметов; научились понимать на слух иностранную речь, давать характеристику разным предметам; выучили английские стихи и песенки; поучаствовали в различных конкурсах. С какой радостью и удовольствием дети принимают участие в проектах!

Проектные задания, помогают учащимся осознать важность социальных ценностей и учат их понимать других людей, что совершенно необходимо для жизни в условиях современного поликультурного и многоязычного мира.

Говоря о проектировании уроков английского языка, нельзя не упомянуть об активном применении современных образовательных технологий, в частности, информационно-коммуникационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке не только является наиболее эффективным и экономным во времени, но и расширяет возможности предъявления учебной информации, особенно аутентичной.

Предложенная система эффективных приёмов обучения иностранному языку может быть использована учителями для реализации целей стандартов второго поколения не только в начальном звене, но и в основной школе.

В чем же новизна современного урока? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.

Важнейшей задачей каждого учителя   является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. С целью освоения педагогами новых требований к уроку в гимназии были организованы обучающие семинары, консультации, тьюторское сопровождение деятельности учителей научными консультантами.

Учителя, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков.

Подчеркнем некоторые особенности урока. На уроке цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Следовательно, учитель вовлекает учащихся в установление темы и постановку цели на уроке, продумывает ситуацию способствующую определению, пониманию и принятию цели. Кроме этого, учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).

Проводится самооценка на основе критериев, обсужденных заранее с учащимися (например, на предыдущем уроке). Можно использовать листы самооценки, которые позволяют учащимся оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п. На уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой в зависимости от структуры урока может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Методы и приемы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, отвечают решению поставленных задач на уроке, используются исходя из целевых установок этапа, типологии урока. Запланированные методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Наиболее оптимальными являются интерактивные технологии обучения, так как обеспечивают взаимодействие субъектов образовательного процесса через разные уровни освоения учебного материала: репродуктивный, конструктивный, поисковый, исследовательский, творческий.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Отметим, что формирование любого умения, в том числе и выполнение универсальных учебных действий проходит несколько этапов: мотивация и приобретение первичного опыта; получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия; тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция, контроль. Необходимо продумать, через какие методы и приемы будет осуществлен этот процесс. Целесообразно также специально планировать коммуникативные задачи урока.

Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками: главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии.

Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет. Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока. Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока. Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.

Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвертый этап проектирования – определение начальных условий  позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.

Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам. Для этого достаточно задать уже известные вопросы-рефлексии, отвечая на которые, надо учесть психологические и социометрические характеристики класса: нужно ли мне вводное повторение в начале урока; буду ли я сообщать ученикам начальные условия или это целесообразно поручить им самим? Нужно ли явно формулировать промежуточные задачи? Cледует ли решения промежуточных задач дать готовыми?

Английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами,  то  составная часть методики преподавания — технологии интегрированного обучения.   В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение английского языка создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.

Отмечая   все   положительные    стороны    использования информационных технологий,   хочется    подчеркнуть,    однако,     что   никакие самые новейшие     технологии    не     смогут   заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя — информационной компетентности.

Использованная литература:

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – № 3.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009.
  3. Грязнова В.Н. Апробация УМК нового поколения по английскому языку в начальной школе – http://www.openclass.ru/blogs/119343
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.
  5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М., 1984.
  6. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. — http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909
  7. Никитенко З.Н. Языковой портфель в начальной школе // ИЯШ. 2008. № 5.
  8. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.