Организация исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе в условиях обновления содержания образования

Организация исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе в условиях обновления содержания образования

Л.С. Штоль
Школа-гимназия № 27
г.Астана, Казахстан
[email protected]
Вагапова Н.Н.
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников
по г. Астана, Казахстан
[email protected]

Аңдатпа:
Оқу мәселесінде әртүрлі деңгейдегі міндеттерді, танымдық тапсырмаларды өз бетімен шешу баланың  зерттеушілік қызметін қалыптастырады. Мұғалімнің міндеті — стандартты емес жаңа білімді оқушылардың қолдануына жағдай жасау.
Summary:
The independent decision of students of educational problems, different levels of tasks of cognitive and practical character forms the child’s research activity.
The task of the teacher is to create conditions under which the student could apply new knowledge in an unfamiliar non-standard situation.

Особенностью обновленного содержания образования в Республике Казахстан  выступает формирование исследовательской деятельности у младших школьников в учебном процессе начальной школы. Учителю необходимо научить детей приобрести практический опыт исследования в совместной деятельности. Это позволит выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Одной  из главных задач сегодняшней школы является привитие учащимся умений, позволяющим активно включаться в исследовательскую деятельность, содействовать формированию и  развитию исследовательских навыков  и умений у учащихся.
В чем же заключается исследовательская деятельность в условиях обновления содержания образования? В первую очередь, в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. В процессе исследовательской деятельности дети занимаются поиском не только способов решения учебных проблем, но и мотивированны на самостоятельную постановку цели.
При использовании исследовательских  методов обучения меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.
Собственный педагогический опыт показал необходимость в новых условиях образования прививать ученикам интерес к исследованию,  применяя  различные приемы и стратегии по формированию научно-исследовательской деятельности младших школьников. Необходимо организовывать работу с детьми так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции.
Для этого необходимо:
— проанализировать  учебную проблему, принять во внимание все решения или предположения;
— рассмотреть проблемы и затруднения,  сформулировать проблему, которую необходимо решить;
— все наблюдения и факты использовать для составления гипотезы;
— достоверно аргументировать факты;
— провести практическое доказательство с целью подтверждения гипотезы.
Предполагаем, что учебный предмет «Математика» с использованием     исследовательских методов должен включать в себя учебные элементы:
— Ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений.
— Ситуация затруднения (ощущения проблемы). Ученикам предлагается задача, похожая на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний.
— Постановка учебной проблемы. Учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее, говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи.
— Решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения проблемы, то решение проходит в группах. Организует деятельность групп лидер, тот ученик, который предложил путь решения незнакомой задачи.
Презентация проекта исследовательской деятельности членами каждой группы проводится по следующему плану:
— Проблема, решаемая группой.
— Гипотеза, выдвигаемые группой для решения проблемы.
— Цели и задачи, поставленные группой для решения проблемы.
— Пути решения проблемы.
— Выводы, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.
В процессе работы учащихся в группах учитель должен переходить от группы к группе, контролируя и консультируя каждую группу не столько по содержанию, сколько по форме презентации и форме  обратной связи.
В математике исследование – образ мышления, исследование должно быть доступно ученику.  Задача учителя  создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания  в  незнакомой нестандартной ситуации. Для этого возможно  определенным образом подобрать и систему упражнений.
Разработка системы  заданий  на применение  конкретного знания в незнакомой ситуации можно выразить в виде алгоритма.

  1. Называется конкретное знание (формула, идея, алгоритм…). И приводится простейшая задача, пример на применение этой формулы.
  2. Дается задание на применение этого знания в аналогичной, сходной ситуации.
    1. Такое же задание, но в частично новой (измененной) ситуации.
  1. В незнакомой, нестандартной ситуации.

Учителю следует обратить внимание на учащихся класса, которые  имеют разный уровень способностей, математической  подготовки  и  практических учебных  умений и навыков.  В этом случае работа в классе организовывается по принципу дифференциации, на получение индивидуальных  разноуровневых  заданий, с которыми должны справиться и слабоуспевающие дети и продвинутые. Главное, на что должен обратить свое внимание учитель, проявление самостоятельности  каждым ребенком. Предоставить учащимся возможность в получении дифференцированной  помощи учителя.
Как пример, можно привести урок математики во втором классе, тема урока: «Длина ломаной. Периметр многоугольника».
Цель урока: 1). Познавательно-обучающие, уточнить геометрические понятия «отрезок, прямая, луч, длина ломаной» и ознакомление с формулой периметра многоугольника, 2 — развивающие: — развивать математическую речь, логическое и творческое мышление,  умение анализировать, обобщать и делать выводы.
На уроке с учащимися был проведен психологический настрой  на работу (художественное слово). С целью актуализации знаний было проведено повторение изученного материала — «установление закономерностей, понятие-термины геометрических фигур-точка, прямая, отрезок, луч». 2).Учащиеся решали математические выражения на карточках и ответы располагали по убыванию или возрастанию и отгадывали термины геометрических фигур. Знакомство с новым материалом было проведено в виде практической исследовательской работы. Был использован раздаточный материал-проволока. При открытии нового знания были выявлены признаки и свойства ломаной линии (вершины, звенья). Дети сгибали и разгибали проволоку и показывали друг другу звенья ломаной.
Учащиеся класса  были распределены  на четыре группы по уровню подготовки и возможностей усвоения математики с учетом психологической совместимости и дополняемости.  Каждый ребенок высказывал свое мнение, слушал своего товарища,  доказывал на практическом материале свои ответы, то есть рассуждал, анализировал, делал выводы. При самостоятельной практической деятельности учащиеся проявляли свои качества, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержку, аккуратность, сообразительность.
При решении геометрических задач учащимися было предложено задание-рассуждение: «Давайте вместе подумаем, почему можно использовать формулы периметра прямоугольника и квадрата для решения 1 задачи? Как будем решать 2 задачу?  Можем ли мы использовать формулы для решения 2 задачи?  (обсуждение в группах).  Учащимся было предложено посмотреть на объект исследования с разных сторон. Презентация задач проходила быстро и доказательно при помощи использования элементов критического мышления  «Авторский стул».  На уроке были написаны эссе «Я — формула», «Я -ломаная», «Я — задача», «Я —  математика».  Ученица Макаренко Нина написала эссе «Я — формула. Я – помощница всем ученикам. Я очень хочу, чтобы все ребята знали формулы и успешно использовали их. Ребята! Учите формулы!». Она выразила свою точку зрения о важности формулы при решении математических заданий.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам. Кроме исследовательской работы на уроках возможна самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Специальными формами ученических исследований также считаются подготовка учащимися сборников задач, учебных презентаций, моделей, которые могут использоваться на уроках.
Таким образом, проведение уроков математики с применением исследовательской деятельности позволит обучающимся научиться рассуждать, доказывать, находить  оптимальные пути выполнения заданий для достижения учебной цели, т.е. результата, и, самое главное, научит ребенка делать выводы.
Литература:

  1. Андреева Е. С., Мендыгалиева А. К. Исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе
    // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 701–705. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46941.htm.
  2. Ларионова В. Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики// http://pedsovet.su/publ/173-1-0-5402.
  3. Латыпова Г.М. Формирование исследовательских навыков на уроках математики// http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Matemathics/4_113071.

doc.htm.