Сайт Өрлеу

Реализация командного подхода в современном обучении

Реализация командного подхода в современном обучении

Отарбаева Л.Л.
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по Актюбинской области,
г. Актобе, Казахстан
o.lazzat@gmail.com
 

Summary: this study considers the need of teacher development within the framework of education updating and signs of a successful teamwork.
Key words: team, competitiveness, signs, efficiency, modern school.
Аннотация:  в данной статье раскрывается  необходимость развития навыков командной работы учителя в условиях обновления образования. Приводятся характеризующие признаки успешной команды.
Ключевые слова: команда, конкурентоспособность, признаки, эффективность, современная школа.
 

«Особенность завтрашнего дня в том,
что именно конкурентоспособность человека,
а не наличие минеральных ресурсов,
становится фактором успеха нации».
«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н.А.Назарбаев.

Конкурентоспособность экономики любой страны зависит, прежде всего, от уровня развития ее человеческих ресурсов, что напрямую связано с системой образования. Именно образование создает «человеческий капитал», который в решающей степени определяет экономическое развитие страны и уровень его благосостояния.
Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века  отмечает: «до сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Очень скоро учебные заведения будут вынуждены перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества. Поэтому учителя из передатчиков знаний превратятся в педагогов-организаторов. Для многих сегодняшних преподавателей это превращение будет очень непростым». [1] Согласно новым качественным изменениям сферы образования, современный учитель для организации результативного обучения должен обладать широким спектром практических навыков.
Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений, необходимых для успешного человека XXI века, среди них — это навык работы в команде. [2] Современной школе нужны педагоги, которые обладают навыками работы в команде. Обладая ими, они могут успешно развивать их в своих учениках и формировать конкурентоспособную личность.
Понятие «команда», первоначально возникшее в США и странах Европы, используется для определения группы людей, работающих на достижение одной общей цели, где у каждого участника своя определенная роль и функция, и от качества работы каждого зависит конечный результат. Данное понятие следует отличать от понятия – «коллектив». «Коллектив» – это все сотрудники компании, а «команда» – это определенная группа людей, работающих над одним проектом, задачей, имеющих одну общую конкретную цель, она может быть временной, либо постоянной.
Успешная реализация идей обновленной образовательной программы среднего образования Республики Казахстан невозможна без целенаправленного микросотрудничества учителей. Она необходима при организации исследовательских, проектных работ учащихся, открытых мероприятий, проведении модерации, при решении педагогических проблем и ситуации, при осуществлении дифференцированного и индивидуального обучения, при  взаимодействии с родительской общественностью.
Для успешной работы в команде необходимо умение активно взаимодействовать на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. При работе с командой развиваются такие качества, как умение выражать свое мнение и свои мысли, открыто выражать свои чувства, избегать конфликтной ситуации; внимательно слушать собеседника, открыто задавать вопросы, понимать настроения других участников команды, поднимать вопрос о проблемной ситуации,  открыто обсуждать  конфликтные ситуации,  активно участвовать в работе команды, поощрять других участников, сотрудничать через сетевые сообщеста. [3] Н.Ф. Плотникова, российский исследовать, выделяет следующие признаки команды:
постановка общей цели. Команда имеет общую цель, которая совпадает с целями организации. Руководитель всегда должен соотносить задания команды с целями организации. Каждый участник команды или проекта должен знать, почему он принимает участие в данной команде и в конкретном проекте, так как он не может принять на себя обязательства выполнять все цели, если он в них не посвящен;
— регулярное взаимодействие. Существует множество мобильных команд, которые выполняют часть работы и связываются с другими членами команды по электронной почте или по телефону. Иногда участники команд даже не знают друг друга в лицо, но они все равно остаются членами единой команды, так как они имеют общую цель и чувствуют сильнейшую поддержку своих действий со стороны коллег. Член команды всегда должен чувствовать, что он не один и в любой момент может рассчитывать на оперативную помощь в деле достижения их общей цели;
— координация своих действий. Члены команды должны быть уверены в возможности оперативной коррекции взаимодействия, если в этом будет необходимость;
— деловое взаимодействие и межличностное общение. Команда – это не просто группа настроенных на общение между собой людей. Команда – это уже «сработавшаяся группа». Сработавшаяся группа – это единое целое, организм, в котором органы не противоречат друг другу, не соревнуются, а каждый выполняет свое дело, при необходимости компенсируя слабости одного органа усилием остальных.
— взаимная ответственность и взаимозаменяемость. Члены команды могут быть не равны по возможностям, социальному статусу, и, тем более, по профессиональной квалификации. Все члены команды владеют всей полнотой информации о целях и ходе совместной деятельности по их достижению и могут в любой момент взять на себя ответственность за руководство всей группой.  [4] Факторы, препятствующие развитию командных способностей,  классифицируются на внешние и внутренние.  К внешним  относятся такие как, преимущественное использование устаревших методов работы, традиционные индивидуальные и групповые формы работы (не командные, то есть группа создается на определенный короткий промежуток времени, на время урока или части урока, и не требует активного сотрудничества, взаимопомощи и психологического комфорта между участниками), большой объем заданий без последующего обсуждения, конфликт. К внутренним относятся индивидуальные особенности учителя, его психологический тип, мотивация. Указанные факторы в целом не способствует развитию коммуникативных и командных навыков.
Для  формирования и  развития командных навыков и выявления динамических изменений социально-психологических параметров командной работы  существует ряд практикоориентированных тренингов, ролевых игр, психогимнастических упражнений, тестирований (опросник Белбина, анкета обратной связи и т.д.).
Перед современным учителем стоят задачи успешной организации командной работы, усовершенствование общения в командах, научить учащихся видеть друг друга в командной роли, проявлять уважение и использовать сильные стороны каждого участника команды, а также применять различные методы критериального оценивания для эффективности командного взаимодействия, обратной связи.
В рамках обновленной программы эффективная командная работа, направленная на обучение учащихся, предполагает строгое согласование цели и результатов обучения, определение критериев оценивания, соответствие методик и достижения цели, обратную связь и итоговую рефлексию собственной деятельности учащихся и деятельности команды в целом.
Таким образом, доминантной задачей современной школы – создание необходимых условий для развития социально активной, конкурентоспособной личности, умеющей адаптироваться к качественно новым условиям жизнедеятельности и стать эффективными членами  командной работы, потому что наиболее востребованными в постиндустриальную эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений.
Использованная литература:

1. Патрик Гриффин. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost
2. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году. Инструктивно-методическое письмо.
3. Малышева А.Д. «Формирование способности работать в команде студентов неязыковых специальностей (на примере изучения иностранных языков)». Журнал «Современные наукоемкие технологии» –№ 12 (часть 2),  2015г.
4.Н.Ф. Плотникова «Командный подход в обучении». Учебно-методическое пособие. Казань, 2016г.

17 комментариве к “Реализация командного подхода в современном обучении

  1. Куляйм

    Учитель для организации результативного обучения должен обладать широким спектром практических навыков, поэтому эта статья очень актуальна.

  2. Гаухар

    Спасибо автору. Очень своевременная статья, в которой использованы самые актуальные и последние публикации

  3. Жаннат

    Макала гылыми тілде, шет елдик зерттеушилердің еңбектерін зерделей отырып жазылған. Осы мәселе тұрғысынан ізденушілер үшін бұл мақала құнды саналмақ. Автор, Сізге көп рахмет!

  4. Гульназ

    Статья затронула актуальную тему, приводятся данные последних исследований по вопросам приобретения необходимых навыков современнои личности в быстроменяющемся мире в течении всеи жизни. Автору спасибо!!

  5. Эльмира Сапашева

    Ляззат, спасибо большое Вам за творческую статью.Очень актуальна и полезна, дает четкие ориентиры подходов и направлений в рамках обновленного образования. Творческий и грамотный стиль раскрытия проблемного вопроса в приобретении навыков и качеств, необходимых учителю XXI века!!!

  6. Нурсулу

    Ляззат Лайхатовна, специалист с большой буквы, в рамках перехода по обновленной программе, весьма актуальна статья, имеющая творческий подход основной сути в свете нововведений в области образования и науки. Удачи и успехов Вам!!!

  7. Шолпан

    Бұл мақаланың өзектілігі — жаңартылған білім беру бағдарламасы бойынша жасалып жатқан жұмыстардың ішінде командалық , топтық жұмыстың тиімділігі сол, өздігінен білім алуына, жан-жақты ізденуіне, алған білімін сыни ойлана отырып, шығармашылықпен ұштастыруына, өмірмен байланыстыра алуына, өз ойларын ашық айтуға, өзгенің пікірімен санасатын оқушының тұлға ретінде қалыптасуына зор ықпалын тигізетін жұмыстардың бірі. Əрине оған жаңаша көзқарасы қалыптасқан жаңа технологияларды игерген мұғалімнің шеберлігінде!

  8. Светлана

    Очень своевременная статья, с правильно поставленными целями в рамках перехода на обновлённую программу обучения. Удачи вам Ляззат Лайхатовна!

  9. Наталья

    Ляззат Лайхатовна специалист своего дела! Статья очень актуальна на сегодняшний день. Удачи и дальнейших творческих успехов!

  10. Самал

    Ляззат Лайхатовна очень актуальная статья!!! Желаю творческих побед! Успехов!!

  11. Бакытбек

    В данной статье раскрыт вопрос о необходимости развития навыков командной работы учителя в условиях обновления образования. Этот вопрос на сегодняшний день очень актуальна, поэтому АВТОРУ за такую статью отдельное СПАСИБО!!!

  12. Жазира

    Мақала бүгінгі күні өзекті мəселеге айналған жаңартылған білім беру бағдарламасына арналған.
    Мақалада еліміздің əлімдік үрдістерге енуі үшін білім беру жүйесінің жаңа сапалық деңгейге өту қажеттілігіндегі командалық жұмыстың тиімділігі зерделенген.
    Жаңартылған білім беру мазмұнын жүзеге асыру қарсаңында мұғалімдерге таптырмас мақала.

  13. Гулзат

    Статья посвящена обновленной программе. Много было непонятного. Вот и ответ!!!

  14. Нургул

    Оте кажетти такырып козгалган. Рахмет.

  15. Гульмайра

    Содержание данной статьи раскрывает значимость командной работы педагогов, где совместная деятельность каждого учителя приводит к достижению ожидаемого результата. Курсы обновленного содержания акцентирует внимание на активные методы обучения, через совместную, коллективную деятельность учащихся. Обмен опытом в педагогическом коллективе, командная работа и сотрудничество раскрывает возможности учителя реализовать и достичь поставленной цели. Большое спасибо Ляззат Лайхатовна!!!!

  16. Галия

    Очень интересная статья и актуальная тема ! Творческих успехов автору.