Бейсеков А.Н.
Начальник кафедры общетехнических дисциплин,
информационных систем и технологий КТИ КЧС МВД РК
к.ф.-м.н., полковник гражданской защиты
Аннотация
В статье рассматриваются эффективные методы и методические приемы, используемые на занятиях физики. Многие классификации представляют собой комбинацию уже известных систем методов. Все это говорит о многогранности каждого метода, разнообразии используемых в нем методических приемов. Однако, именно общедидактическая система методов является моделью норм деятельности при обучении.
Они могут быть оценены с точки зрения дидактической полноты и соответствия основным целям обучения.
Ключевые слова:
Методы, методические приемы, использование ИКТ в изучении предмета физики, исследовательская деятельность, формы сотрудничества, активное обучение.
Аңдатпа
Мақалада физика пәні бойынша қолданылатын тиімді әдіспен әдістемелік әдістерді қарастырады. Көптеген классификациялар белгілі әдістердің жүйесімен үйлеседі. Мұның бәрі əр əдістің əмбебаптығы, ондағы əдістердің əртүрлілігі туралы айтады. Дегенмен, бұл әдістердің жалпыдактикалық жүйесі, ол жаттығудағы қызмет нормаларының үлгісі болып табылады. Олар дидактикалық толықтығы мен білімнің негізгі мақсаттарына сәйкестігі тұрғысынан бағалануы мүмкін.
Түйін сөздер:
Белсенді оқытуда әдіс әдістемелер, әдіснамалық әдістерді физика пәнінен, АКТ зерттеу жұмыстары, ынтымақтастық нысандары, қолдану.
Аnnotation
The article deals with effective methods and methods used in physics classes. Many classifications are a combination of already known systems of methods. All this indicates the versatility of each method, the variety of methods used in it. However, it is the general didactic system of methods that is the model of norms of activity in teaching. They can be evaluated from the point of view of didactic completeness and compliance with the basic goals of education.
Keywords:
Methods, methodical techniques, the use of ICT in the study of physics, research activities, forms of cooperation, active learning.
Методы и методические приемы обучения по физике
Результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, иначе говоря, методов.
Учебно-воспитательный процесс — процесс двусторонний, сочетающий обучающую деятельность преподавателя и учебную деятельность учащихся. Поэтому метод обучения «представляет собой систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения».
История дидактики и частных методик показала, что методы обучения зависят от целей обучения и содержания образования.
Метод обучения есть категория социальная, так как он зависит от социального заказа общества образовательному учреждению. Как известно, цели обучения подрастающего поколения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением общества. Так, на ранних этапах становления школы (в эпоху феодализма) единственной задачей, стоявшей перед учениками, было усвоение преимущественно схоластических знаний. Очевидно, что методы, которыми пользовался учитель, сводились в основном к рассказу; ученикам же необходимо было воспринять информацию и воспроизвести ее. Позже (в период развития буржуазного строя) появилось требование обучать применению знаний на практике. В этих условиях учитель должен был организовать не только усвоение и воспроизведение знаний, но и практическое их применение. На современном этапе цели образования коренным образом изменились. Наряду с формированием знаний, умений и навыков учащихся, т.е. решением образовательных задач, перед школой стоит комплекс задач, связанных с развитием и воспитанием подрастающего поколения. Задачи развития мышления школьников, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного миропонимания являются на сегодняшний день приоритетными. Соответственно изменилась и система методов, используемых в процессе обучения, среди которых особое место принадлежит методам, организующим познавательную деятельность учащихся различного уровня. Так, рассказ как традиционный для школы, ВУЗа метод обучения стали строить проблемно, появился интерес к нетрадиционным, творческим задачам, ИКТ, в лабораторные работы учителя стали вводить элементы самостоятельного, исследовательского эксперимента и др.
Далее, применяемая система методов обучения зависит от содержания образования. Любое изменение содержания образования — номенклатуры учебных знаний, их структуры — влияет и на отбор методов обучения. Так, принцип генерализации существенно повлиял на методику преподавания физики в целом и методы обучения в частности: увеличилась роль дедуктивного приема изложения нового материала; увеличилась доля методов обучения, инициирующих самостоятельную работу учащихся, повышающих их познавательную активность; более значимыми стали такие методы обучения, как эвристический, исследовательский и т.д.
Наблюдая за процессом обучения, можно увидеть огромное разнообразие видов деятельности преподавателя и учащихся. Педагог объясняет новый материал — это метод объяснения или метод рассказа; школьники решают задачи — это метод решения задач; делают лабораторную работу — лабораторный метод обучения; педагог использует демонстрационный эксперимент в процессе объяснения — метод демонстрации и т.д. Более того, один и тот же учитель один и тот же материал в разных классах может объяснять, используя разные методы: в одном — метод рассказа, в другом — метод беседы, а в третьем — метод исследовательской фронтальной работы, интерактивной лекции, организация работы в форме сотрудничества, что, несомненно, будет способствовать сотворчеству и т.д. В то же время один и тот же метод обучения может быть совершенно по-разному организован в зависимости от предполагаемого уровня познавательной активности школьников и их самостоятельности. Например, лабораторную работу можно провести по инструкции, в которой обозначены все этапы работы, и учащиеся лишь воспроизведут названные учителем действия, а можно организовать самостоятельное исследование. Это будет уже исследовательский метод или метод самостоятельной работы, что является организацией активного обучения.
В педагогике кроме понятия метод существует понятие методический прием. Методический прием — это деталь метода, частное понятие по отношению к методу.
Следует отметить, что разделение понятий метода и методического приема относительно. Один и тот же вид деятельности в одних случаях может выступать как метод обучения, в других — как прием. Если учитель объясняет принцип работы прибора (например, амперметра) и в этом состоит дидактическая задача урока, то он пользуется методом демонстрации, а сопровождающий демонстрацию рассказ учителя — лишь методический прием. Если же демонстрация сопровождает объяснение учителя, то ее можно рассматривать как прием, методом же будет объяснение учителя. В метод контроля знаний и умений учащихся могут быть включены такие приемы, как решение задач, опрос (индивидуальный или фронтальный), беседа и пр. Для ориентации в многообразии методов и методических приемов необходима их систематизация.
Классификация методов обучения
В дидактике и частных методиках существуют различные классификации методов обучения, зависящие от того, какой существенный признак положен в основу классификации. Наиболее принятой в настоящее время в дидактике является классификация методов по характеру познавательной деятельности, которую организует преподаватель и осуществляют учащиеся в учебном процессе, предложенная И.Я. Лернером. [1]. При этом выделяется пять методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- эвристический;
- исследовательский.
Подход к делению методов может быть обоснован и иначе. Методы определяются в зависимости от способов усвоения видов содержания образования. Для усвоения знаний необходимо организовать осознанное восприятие информации, для усвоения способов деятельности нужно организованное репродуцирование действий и т.д.
Перечисленные методы, которые обычно называют общедидактическими методами обучения, могут быть разбиты на две группы:
- I) репродуктивные (1-й и 2-й методы), при которых ученик усваивает знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивные (4-й и 5-й), когда ученик добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной или частично с помощью учителя творческой деятельности. Проблемное изложение (3-й метод) — промежуточный, поскольку он в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Следует иметь в виду, что различение методов не означает, что в реальном процессе обучения эти методы отделены друг от друга; напротив, методы обучения реализуются в сочетании друг с другом. Даже деление методов на продуктивные и репродуктивные весьма относительно. В самом деле, любой акт творческой деятельности невозможен без деятельности репродуктивной. Решая любую проблему, ученик мысленно воспроизводит уже известные ему знания. Вместе с тем и акт воспроизведения может содержать элементы творчества, если учитель предложит школьнику изменить цель или логику изложения.
В течение многих лет в дидактике и частных методиках использовалась классификация методов обучения по источнику знаний. Ученик может получить информацию из разных источников — из рассказа преподавателя, из книги, во время непосредственного наблюдения или практической деятельности. На основе такого подхода всю совокупность методов обучения можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.
Словесными называют методы, в которых главным источником знаний является слово. Рассказ, объяснение, беседа, лекция — словесные методы, с помощью которых учитель передает учебную информацию. К словесным методам относится и работа обучающихся с книгой (учебником, учебной и научно-популярной литературой, справочником и т.д.).
К группе наглядных методов обучения относятся методы, в которых основным источником знаний учащихся является наблюдение. Ученики, студенты, наблюдая, осмысливают результаты наблюдений, экспериментальные факты, анализируют их, делают выводы и получают в результате новые знания. К группе наглядных методов относятся, прежде всего, демонстрационный эксперимент и иллюстративный метод (использование рисунков, чертежей, таблиц, механических моделей, диапозитивов, кино-, теле-, видеофильмов и пр.). Кроме того, к этой группе методов можно отнести и экскурсии, число которых достаточно велико в программах по физике.
Практические методы обучения — это решение задач (метод, играющий особую роль в обучении физике) и экспериментальные работы учащихся (лабораторные и фронтальные опыты, физический практикум, домашние или самостоятельно проделанные эксперименты). В процессе использования этих методов у учащихся формируются умения по применению знаний в процессе решения задач и экспериментальные умения, такие, как умение производить измерения, определять цену деления и показания приборов, читать и собирать электрические схемы и т.д. Результаты такой работы становятся основным источником знаний и умений учащихся.
Исходя из целостного подхода к учебно-педагогической деятельности (т.е. любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов включает организацию, стимулирование и контроль), Ю.К. Бабанский [2]. предлагает рассматривать три группы методов обучения:
- методы организации учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования учебной деятельности;
- методы контроля деятельности.
Первая группа методов включает как словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), так и наглядные (демонстрационный метод, иллюстративный и пр.) и практические (лабораторные работы, решение задач и т.д.). В группу методов стимулирования, кроме словесных, наглядных и практических методов обучения, входят и специфические для данной группы методы как-то: метод познавательной игры, метод дискуссии, метод поощрения и пр. Группа методов контроля включает разнообразные методы устного и письменного контроля — индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, физические диктанты, групповые, парные, индивидуальные работы с дидактическим материалом, тесты закрытые и открытые, рефераты и многое другое.
Если в качестве основания классификации методов обучения взять методологию науки, то все методы обучения можно разделить на эмпирические и теоретические. Для эмпирических методов обучения характерны такие приемы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, абстрагирование от несущественных сторон явления или процесса, анализ и сравнение полученных данных, индукция, обобщение и систематизация опытных фактов. Для теоретических методов обучения характерны идеализация, моделирование, проведение мысленного эксперимента, теоретический анализ, выдвижение гипотез, аналогия, дедукция и т.д. Иначе говоря, для подобной классификации логические приемы становятся составными элементами методов обучения.
Рассмотренные классификации методов обучения представлены в таблице.
Таблица
Основание для классификации | Группы методов | |
Характер познавательной деятельности |
объяснительно-иллюстративные репродуктивные проблемное изложение эвристические исследовательские |
|
Источник знаний | Словесные Наглядные Практические |
|
Целостный подход к учебно-педагогической деятельности | организация учебно-познавательной деятельности стимулирование учебно-познавательной деятельности контроль учебно-познавательной деятельности |
|
Методология науки | теоретические эмпирические |
|
В педагогической и методической литературе существуют и другие классификации методов обучения. В качестве основания классификаций могут быть приняты этапы учебного процесса, уровни усвоения материала и познавательной активности учащихся, логические пути передачи знаний и т.д. Многие классификации представляют собой комбинацию уже известных систем методов. Все это говорит о многогранности каждого метода, разнообразии используемых в нем методических приемов. Однако, на наш взгляд, именно общедидактическая система методов является моделью норм деятельности при обучении. На частнодидактическом и методическом уровнях методов может быть много, а число методических приемов практически безгранично.
На уровне отдельных учебных предметов могут конструироваться системы приемов, обеспечивающих обучение предмету. Например, совокупность приемов В.Ф.Шаталова [3] можно рассматривать как подсистему (как часть методической системы), т.е. устойчивое сочетание приемов обучения физике (математике и ряду других школьных предметов). Все эти сочетания приемов всегда вписываются в общедидактическую систему методов и могут быть оценены с точки зрения дидактической полноты и соответствия основным целям обучения. И, конечно же, будут способствовать улучшению результата.
Список использованных литератур
- Жиркова, О. Н. НИТ на уроках физики в СамЛИТе [Электронный ресурс]. – электрон., текстовые (12 237 bytes). Компьютерная страна, 2001. – Режим доступа http://cnit. /graph/samlit/files/zhirkova/index. htm Tuesday, 15 Dec 2021 20:13.
- Кавтрев, использования компьютерных моделей на уроках физики [Электронный ресурс]. – электрон., текстовые, граф. (31 047 bytes). Competentum, 2009. – Режим доступа http:///articles/academic/1083/ Tuesday, 15 Dec 2021 21:02.
Кавтрев, использования компьютерных моделей на уроках физики в школе «Дипломат» [Текст] / //Сб. РГПУ им. «Физика в школе и вузе», Санкт-Петербург, Образование, 1998г., с. 102-105.