Формирование коллаборативной среды обучения как фактор реализации обновленных программ

Формирование коллаборативной среды обучения как фактор реализации обновленных программ

Н.Н. Вагапова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников
по г. Астана, Казахстан

А.Д. Саренбаева
Школа-гимназия  № 65
г.Астана, Казахстан

Аңдатпа:
Коллаборативті орта  оқушылар  арасындағы өзара түсіністікті дамытып, оқу процесінде  қарым-қатынасқа үйретеді. Оқытудың коллаборативті ортасын пайдалану мұғалімге әр оқушының жеке ерекшеліктерін ескере отырып, сабақтағы оқу мақсатына жетуге, сыныптағы оқушыларды оқу процесіне тартуға және уәждерін арттыруға көмектеседі.

Summary:
Collaborative environment develops mutual understanding between students in the learning process, teaches communication. Using the collaborative learning environment, taking into account the individual characteristics of each student, teachers will help children increase their motivation, involve as many class students as possible in the learning process, achieve the learning goal in the lesson.

Организация учебного процесса в первом классе является важным и одновременно сложным периодом уровня начального образования. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности первоклассников является значительным и поэтому учебный процесс строится по принципу «спиральности», т.е. от постепенного наращивания знаний и умений, от простого к сложному, от легкого к трудному.
Внедрение обновленного содержания образования требует от учителя обеспечение учета  индивидуальных способностей и творческого развития каждого учащегося через внедрение активных методов обучения в условиях индивидуальной, парной и групповой работы.
Актуальным вопросом для учителя является поиск ответа на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников, а учитель выступает единомышленником и организатором познавательной деятельности обучающихся.
Особенностью внедрения обновленного содержания образования  является   создание доброжелательной атмосферы на уроке. Необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда, создающая доверительную обстановку на уроке.
В ходе групповой работы на уроках, с целью повышения познавательного интереса школьников, учитель имеет возможность применять различные стратегии. Например, использовать стратегии критического мышления, для вовлечения детей в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активному обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Следует обратить внимание учителей на то, что в коллаборативной среде учащиеся могут общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть «… обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы … на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы» [1,15].
Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, есть ряд преимуществ:
— возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
— на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
— приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
— учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности [2,37].
Первоклассники на переменах с большим удовольствием играют вместе, что свидетельствует о коллаборативной среде, которую может организовать учитель в классе. На первой неделе, для создания коллаборативной среды, можно использовать «Круг радости», «Снежный ком» и др.
Создание коллаборативной обстановки, погружение в тему помогает учащимся быстро освоиться на уроке, наладить контакт с партнёрами группы и при обсуждении быстро разрабатывать и оглашать цели и задачи урока, что будет мотивировать их на дальнейшую работу с более глубоким интересом.
Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание – это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.
Предполагаем, что во время уроков будут ситуации, когда придется отступить от запланированного материала и отвечать на вопросы, которые дети считают наиболее важными для себя на этом этапе урока. Это потребует от учителя более глубокого знания материала.
Исходя из опыта учителей, можем отметить положительные результаты по формированию  коллаборативной среды в классе.  Например, после окончания урока можно предложить учащимся на цветных стикерах написать свои замечания или пожелания к уроку. Проанализировав записи учащихся, можно сделать вывод об уроке — что детям понравилось, насколько  интересна групповая работа и хотят ли они, чтобы таких уроков было больше. Однако, многие учителя, проанализировав свою деятельность, пришли к выводу, что детям самостоятельно изучать новый учебный материал трудно, хотя и стараются.  Дети испытывают страх сказать что-то не так. Таким образом, учителя осознают, что не полностью владеют методами, способствующими раскрепощению учащихся: внешние факторы все же сильно влияют на поведение учеников, поэтому в дальнейшем необходимо стремиться к развитию коммуникативных навыков детей.
В этом случае необходимо обратить внимание учителей на:

  • вовлечение в коллаборативное обучение: умение критически размышлять, рефлексировать над использованием новых подходов, сравнивать с существующей практикой, обсуждать их эффективность и планировать дальнейшее  использование на своих уроках.

С этой целью успешно применяется стратегия индивидуально — пара-группа-аудитория, что позволяет учителям:
*        понять и освоить навыки работы по  обновленной методике на основе целеполагания, спиральности, дифференциации;
*        обсудить и поделиться новыми идеями образования, новыми видами планирования.
В процессе внедрения обновленного содержания образования у учителей 1-х классов возник вопрос: насколько эффективным будет применение различных форм групповой работы  на уроках в начальной школе?
На основе опыта создания коллаборативной среды в классе, учитывая возраст первоклассников, мы пришли к выводу, что групповая работа на всех уроках в начальной школе просто не возможна. Следует определить один-два предмета, на которых можно систематически применять такую форму. Например, использовать групповую работу на уроках предмета Познание мира  или Естествознания, где учащиеся привыкнут к такому виду деятельности и соответственно будут видны результаты. В дальнейшем, в следующих классах, можно планировать введение групповой и парной работ на других предметах.
Опыт учителя Саренбаевой А.Д. показал, что у  групповой  работы  есть  положительные моменты, как для учителя, так и учащихся, но и  некоторые затруднения, которые связанны с возрастными особенностями детей.
Положительные моменты: учащиеся  активны и в учебной работе участвуют все.  Сильные  учащиеся  оказывают помощь  слабым. При  такой  форме  работы  необходимо  добиваться  того, чтобы  отвечали не только   сильные  ученики,  но и  слабые.  Здесь особую ценность имеет взаимообучение.
Затруднения: учитель ограничен во времени,  так как ребенок не  успевает,  и читать и писать. Время  урока уходит  на  диалоги, размышления,  защиту  постеров,  обсуждения  оценочных  листов,  рефлексию и т.д.
Еще один минус отметим в организации групповой работы. Это огромное количество времени затраченного на подготовку к уроку в условиях коллаборативного обучения. Но, при этом, учителя готовы признать положительные результаты по достижению целей урока. Важно и другое,  детям нравится работа в группах, их общение в процессе обучения. Работая в группе, они учатся друг друга слушать, а главное ценить.
В 1 классе на фронтальную работу учителя могут отводить лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения — создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.
Здесь учитель обращает свое внимание на индивидуальное обучение в его «природной» форме. Например, тогда когда учитель предлагает карточки учащимся. Учитель индивидуально контролирует правильность решения или знания учеников.
В парном учебном процессе учитель имеет достаточный резерв времени, чтобы просто сесть с учеником в пару и обучать его индивидуально. Различные мелкие замечания и подсказки, сделанные учителем ученику персонально, — это тоже индивидуальное обучение.
Этот прием используется фрагментарно и кратковременно, но является весьма существенным и обязательным элементом групповой работы.
Работа в парах включает в себя три формы работы, — самообучение и парное обучение. Из этих трёх видов обучения и состоит парная технология обучения.
Виды алгоритмов работы в паре

  • Учитель и ученик. Здесь один ученик играет вспомогательную роль. Он не обучает, а просто выполняет функцию координатора. Например, при взаимном диктанте — он просто диктует текст.
  • Взаимное обучение. Роли «учителя» и «ученика» в паре меняются.
  • Совместное обучение. В такой паре участвуют два равноправных ученика. Они на уроке вместе изучают текст, блок информации, деля его на составляющие части.

Работа в парах сменного состава
Огромные возможности для отработки навыков предоставляет работа в парах сменного состава. Цели этого вида работ:
— формирование умений решать задачи (учебные);
— обучение умению говорить, используя материал изучаемого предмета;
— обучение умениям общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя учебный материал).
Система работы

  1. На уроке учащиеся разбиваются на пары. Теперь одному достается роль «учителя», другому — «ученика». Задача «учителя»: как можно доступнее и полнее обучить своего партнера всему тому, что он подготовил к уроку. «Ученик» в это время составляет вопросы по теме, уточняет информацию и т.д. Далее «ученик» задает свои вопросы, уточняет информацию и выполняет первое пробное задание. Затем участники пары меняются ролями.
  2. После того, как оба участника объяснили друг другу свою часть, они меняются карточками и выполняют задания (на оборотной стороне). Затем следует этап взаимопроверки, оценивания и записи в «экране учета».
  3. Далее участники пары меняют партнеров (то, что в схеме было обозначено пунктиром). Теперь ученик должен научить еще одного партнера. Но только не тому, что он готовил дома, а тому, что он только что узнал от своего товарища.

Следующий вид парной работы:
1) Работа «хором»: учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…
2)   По операциям: 1-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается или протестует.
3)  Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Задача учителя — оказать помощь парам и фиксация удач или неудач, с дальнейшим обсуждением. Учитель направляет детей, а затем пары могут выбрать тот вариант, который им удобнее.
Практика показала, что технология парного обучения позволяет даже самым слабым ученикам овладевать знаниями быстрее и лучше.
Детям нравятся также «оперативные» способы регистрации успехов. Например, определяем скорость вычислений. Доску поделить на 3 части (1 часть – меньше минуты, 2 часть – минута, 3 часть – больше минуты.) Работа в паре: один — называет ответы у примеров на карточке, другой — отмечает ошибки. После завершения работы сразу поднимают руки. Определить время (возможно 1 минуты достаточно). По ходу выполнения задания вписывать имена детей в столбцы таблицы на доске. По окончании минуты контролёры в парах сообщают о количестве ошибок и нерешённых примеров. Затем дети в парах меняются ролями. В конце работы данные комментируются, учитываются при выставлении отметок, дети видят картину по классу. Можно создать табло на отдельной магнитной доске, повесить её повыше и отмечать позицию каждого ученика с помощью индивидуального фигурного магнитика. Это будет стимул к самосовершенствованию.
Требования к технологии парного обучения

  • Определить регламент времени: сколько ученики будут работать в одной паре, сколько в сменной и т.д.
  • Предусмотреть смену партнеров в паре? Сколько раз? Начинающим можно остановится на какое-то время на постоянных парах и вводить сменных партнеров постепенно.
  • Заранее запланировать виды деятельности для «быстрых» учащихся. Их можно подключать к другим парам в виде консультантов, предложить более сложные задания по теме для индивидуальной работы, привлечь к проверке результатов письменных заданий и т.д.

Завершая, хотелось бы отметить, что используя коллаборативную среду обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, учителя добьются положительных результатов. Прежде всего, у детей на уроках исчезнут страх и безразличие, появится интерес к учёбе, они станут активными участниками учебного процесса.
В условиях групповой работы учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, учителю необходимо создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.
Литература:

  1. Рассел Джесси. Формы организации обучения. //Санкт-Петербург. -2013. 57 с.
  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. — М.: Наука, 1991. — С. 24–57, 60–81. — (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
  3. Руководство для учителя. Второе издание (2015). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана -2014.
  4. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде: коммуникативная компетентность учащихся / Управление начальной школой. – 2009. -№4. – С.10-16.
  5. Асулканова Г. Н., Вакпаева З. В. Создание коллаборативной среды на уроках в начальной школе. http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-13678.
  6. Бакулина Т. В. Организация групповой работы в начальной школе (из опыта работы). http://festival.1september.ru/articles/622891.