Сайт Өрлеу

Игра как метод развития музыкальных способностей у дошкольников

Игра как метод развития музыкальных способностей у дошкольников

Подготовил: педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Раннее музыкальное развитие» —

Бугинас Брониславас Казисович

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире
.
               Василий Александрович Сухомлинский

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой.
 
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗМ  РЕБЕНКА
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «… игра влияет на формирование всех- основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». По мнению O.G. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры — «Хочу». Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо». Третья цель — творческое выполнение игровой задачи — «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодей­ствия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны   с   процессом   узнавания   и   различения   характера   музыки,   отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать Движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

  1. Коррекционные:

*развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,
артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
*формирование выразительных средств: интонации, ми­мики, жестов, движения.

  1. Оздоровительные:

*укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
*развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
*развитие «мышечного чувства» (способности снимать
эмоциональное и физическое напряжение);
*развитие быстроты двигательной реакции.

  1. Образовательные:

*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
*формирование умственных умений и действий.         *

  1. Воспитательные:

*  воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
*  эстетическое отношение к окружающему;
*  развитие чувств, эмоций.

  1. Развивающие:

*  познавательную активность;
*  устойчивый интерес к действованию;
*  саморегуляцию и самоконтроль;
*  внимание, память, мышление;
*  ориентировку в пространстве.
Ход занятия

  1. Оргмомент (музыкальное приветствие)

(Педагог звонит в колокольчик)
(Пропевание приветствия с помощью фортепиано)
Педагог по трезвучию пропевает:
— Прозвенел звонок!
Дети: — Начался урок!
Педагог: — Саламатсындар, балалар!  Дети: — Сәлеметсызбе, мұғалим!
Педагог: – Здравствуйтете, ребята!    Дети: — Здравствуйте, учитель!
Педагог: — Қалдарың қалай?                Дети: — Жа – а – қсы!
Педагог: — Как дела?                             Дети:  – Хорошо!
Педагог: — Жарайсындар!                     Дети: — Ра – а – хмет!
Педагог: — Молодцы!                            Дети: – Спасибо!

  1. Музыкальная игра «Здравствуйте!»

Педагог: Здравствуйте, утята! Дети: Кря,кря, кря!
Педагог: Здравствуйте, гусята! Дети: Га, га, га!
Педагог: Здравствуйте, телята! Дети: Му, му, му!
Педагог: Здравствуйте, козлята! Дети: Ме, ме, ме!
Педагог: Здравствуйте, цыплята! Дети: Пи, пи, пи!
Педагог: Здравствуйте щенята! Дети: Гав, гав, гав!
Педагог: Здравствуйте, лошадки! Дети: И –го –го!
Педагог: Здравствуйте, ребятки! Дети: Здра – вствуй – те!
 

  1. Музыкальная игра «До – ре – ми – фа – соль – ля – си»

Педагог и дети поют: — До – ре – ми – фа – соль – ля – си,
Сел учитель на такси!
А ребята прицепились,
И бесплатно прокатились!
Педагог: — Папы и мамы увидели, что детки зацепились за машину и стали их ругать.
(педагог поёт в низком регистре за папу) – Но, но, но, так нельзя! (низкие звуки)
(педагог поёт в среднем регистре за маму) – Но, но, но, так нельзя! (средние звуки)
(дети поют в высоком регистре) – Нет, нет, нет, мы больше так не будем! (высокие звуки)

  1. Игра «Хлопалки».

Учитель играет на фортепиано аккорд, меняя темп.
Дети должны сопровождать игру хлопаньем.
Затем учитель просит детей крикнуть громкое слово.
Дети кричат – УРРА!
Учитель спрашивает детей: – Почему кричим ура?
Дети отвечают: — Потому что мы друзья!
           Музыкальная семья!
 
Учитель говорит о том, что наше занятие будет построено из трёх частей.
1 часть – вокальная
2 часть – инструментальная
3 часть – игрально — театральная
Итак, мы начинаем 1 часть.
Группа делится на две подгруппы
 

  1. По — очереди они исполняют песенку «Дождик»

Одна подгруппа остается сидит на стульях, а вторая становится перед ними, держа в руках музыкальные треугольники.
В проигрышах по моей команде «Гром» — я играю на музыкальных тарелках, и все прикрывают ушки. По команде «Дождик»,  звенят треугольники. В это время все прикрывают ладошками голову, изображая зонтик.

  1. Дождик, дождик, кап, кап, кап

Я гуляю просто так (шагают)
Солнце спряталось давно (прикрывают глазки ладошками)
Мне без солнца нелегко. (изображают то, что они озябли от дождика)

  1. Дождик, дождик, ля, ля, ля

Очень мокрая земля. (показывают на пол)
Я по лужицам пойду (шагают)
Может солнышко найду.
(поворачиваются и показывают на солнышко, которое изображено на стене и кричат – Привет, Солнышко?)
Дети кричат слово «Ура!»
Учитель спрашивает: — Почему кричим «ура»?
Дети отвечают: — Потому что мы друзья! Музыкальная семья!
2 часть занятия – инструментальная.

  1. Оркестр «Праздник осени встречаем!»

Под музыку и анимационный ролик, который показывается на экране телевизора, дети играют на детских музыкальных инструментах – металлофонах, маракасах, колокольчиках, треугольниках, бубенчиках, кастаньетах)
Дети кричат слово «Ура!»
Педагог спрашивает: — Почему кричим «ура»?
Дети отвечают: — Потому что мы друзья! Музыкальная семья!
3 часть урока – игрально – театральная

  1. Игра – путешествие «Лётчики»

Лётчики! На аэродром!  (приставляют ладонь к виску)
Заводим моторы! (губками изображают работу мотора)
Полёт! (расставляют ручки, изображая самолёт и бегают по ковру)
Внимание! Посадка!
Австралия! Кенгуру! (дети изображают кенгуру)
Антарктида! Пингвины! (изображают пингвинчиков)
Африка! Обезьянки! (изображают обезьянок)
Пустыня! Змеи! (ползают по ковру, шипя, изображая змей»
Джунгли! Тигры! (ползают на коленках, рычат, изображая тигров)
Индия! Слоны! (ходят, машут ручками, изображая  уши слонов)
Казахстан! Мы прилетели домой! (берёмся за ручки и под весёлую музыку, взявшись за руки бойко скачем)
Дети кричат слово «Ура!»
Педагог спрашивает:-  Почему кричим «ура»?
Дети отвечают: — Потому что мы друзья! Музыкальная семья!
 

  1. «Музыкальный массаж»

(Педагог берёт музыкальный молоточек и просит детей вытянуть ручки. Затем ударяет молоточком по ручкам, ножкам, животикам, спинкам, головкам)
(Пропевание прощания под фортепиано)
Учитель: — Сау болындар, балалар!     Дети: — Сау болыңыз, мұғалим!
Учитель: – До свиданья!                       Дети: — До свиданья!
Учитель: — Жарайсындар!                     Дети: — Ра – а – хмет!
Учитель: — Молодцы!                            Дети: – Спасибо!