Сайт Өрлеу

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды школы

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды школы

МАСТЕР-КЛАСС

Ядрова Н.В.,
 старший преподаватель,
ФАО НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области

Тема: Структурная модель психологически безопасной образовательной среды школы.
Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.
Задачи:
— познакомить учителей с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
— рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;
— использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал;
— сделать вывод о состоянии психологической безопасности школы.

Методы работы: 
— метод работы в группах;
— метод проектов;
— метод групповой дискуссии.

Принципы работы: 
— принцип активности;
— принцип партнерского общения;
— принцип концентрации присутствия.

Используемый материал:
— небольшие листочки бумаги;
— листы ватмана (по количеству образованных групп);
— ручки, карандаши, фломастеры;
— магниты.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (деление участников семинара на группы, ритуал приветствия);
  2. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу (использование «упражнения-активизатора»);
  3. Теоретическая часть (ознакомление педагогов с новой информацией);
  4. Практическая часть (работа в группах по трем различным направлениям, создание проектов, выступление и защита);
  5. Практическая часть (использование проективной методики, анализ собственных работ);
  6. Рефлексия (подведение итогов проведенного мероприятия через использование упражнения «Премия»);
  7. Ритуал прощания.

 

  1. Ритуал встречи и приветствия.

Время проведения: 10 минут.
Всем педагогам на входе в назначенную аудиторию раздаются небольшие карточки с изображе-ниями людей. Это позволит в дальней работе сформировать педагогические группы. Используется пять видов карточек, на которых варьируется количество людей (от одного до пятерых). Заранее заготавливается определенное количество карточек. В аудитории из имеющихся столов (парт) также заранее формируются пять «рабочих зон».

  1. Деление участников на группы.

Время проведения: 2 минуты.
Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей, изображенных на картинках. Принцип распределения учителей: педагоги, имеющие карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги, имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и т.д.

III. Упражнение «Я приветствую Вас».
Время проведения: 4 минуты.
Ведущий (психолог) обращается с фразой «Я приветствую …» к членам первой группы (напри-мер: «Я приветствую Вас – мудрых и  активных педагогов, сидящих за этим столом). Члены пер-вой группы обращаются теперь к представителям второй группы (например: «Мы приветствуем Вас – креативных и инициативных членов нашего общества). Далее члены второй группы обра-щаются к представителям третьей группы и т.д. Члены последней группы приветствуют ведущего.

  1. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.

Упражнение-активизатор «Ассоциация».
Время проведения: 5 минут.
Каждой из групп предлагается свое «понятие»: «школа», «ребенок», «здоровье», «женщина», «безопасность». Задача участников (в своих группах), начиная с ключевого слова, по кругу называть ассоциации к последующим словам. Например: «школа – учитель – урок – дисциплина – тишина – и т.д.»; «ребенок — мама – кухня – ужин – и т.д.»; «здоровье – силы – заботы – дети – семья – и т.д.»; «женщина – мужчина – свадьба — любовь – и т.д.»; «безопасность — спокойствие – жизнь – работа – и т.д.». По завершению работы в группах, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряда.

  1. Теоретическая часть.

Время работы: 15 минут.
В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных
Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образова-тельного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность — это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей — до 75% — озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с  педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым  вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: 
— недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,
— низкая активность учащихся и педагогов,
— несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта,
-уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
— доброжелательную атмосферу,
— высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаи-модействия,
— повышение родительского и общественного участия,
— поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
— удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
— уважительное   отношение   и   др.

Любое   усилие   по сохранению и обеспечению психологической безопасности образователь-ной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и  родителями.
Обеспечение   психологической  безопасности  в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе форми-руется система отношений, черты характера учащихся.
Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование нена-сильственных средств, к которым относятся:
— возможность выслушать с уважением друг друга,
— выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,
— узнать различные точки зрения,
— рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,
— умение справляться с чувствами.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Психологическое здоровье — основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современ-ное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и про-странством их полноценного взросления.

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:
Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек спо-собен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро вы-ходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой боль-шинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённо-сти характеристиками школьной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

И стоит  сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

  1. Практическая часть.

Упражнение «Модель образовательного гимназического пространства».
Время проведения: 40 минут.
Ведущий (психолог) раздает группам листы ватмана с заготовками изображений: платформы; двух вертикальных цилиндров; большого треугольника; круга.
*Из этих заготовок при защите проектов будет «сконструирован» дом.
Участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (зафиксировать на предложенных листах ватмана):
1 группе – модель образовательной среды (в целом);
2 группе – модель психологического здоровья учащихся (в целом);
3 группе – модель психологического здоровья педагогов (в целом);
4 группе — модель психологической безопасности образовательного процесса (в целом).
5 группе — модель психологической безопасности гимназического пространства (актуальное со-стояние данной проблемы в гимназии).
По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.
После этого ведущий (психолог) спрашивает педагогов, является ли данная композиция завершенной; чего в ней не хватает? Предположительно, что учителя выскажут идею о том, что в этом здании не хватает главной фигуры – «человека». Тогда по одному представителю от каждой группы просят подойти к доске и «сконструировать» человечка из предложенных заго-товок (возле доски лежат вырезанные из бумаги: круги, треугольники, квадраты; прямоугольни-ки). Собранного из геометрических фигур «человечка» располагают в центре «дома».
В завершении работы ведущий (психолог) говорит о том, что все, о чем сегодня говорилось, имеет прямое отношение к человеку; человек является центром личностных, семейных, общественных, педагогических взаимоотношений. И для того, чтобы эти взаимоотношения были гармоничными, необходимо иметь «внутреннее равновесие», т.е. человек должен быть «психологически здоров».
*И с целью определения состояния собственного психологического здоровья педагогам предлага-ется следующее упражнение.
Проективная методика «Автопортрет».
Время проведения: 7 минут.
Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить:
— вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
— вместо носа – то,  что они любят нюхать;
— вместо рта – то, что они любят произносить;
— вместо ушей – то, что они любят слушать;
— вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.

По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.
VII. Рефлексия.
Упражнение «Премия».
Время проведения: 10 минут.
Ведущий (психолог) раздает участникам небольшие чистые листочки бумаги, озвучив, что у каж-дого из присутствующих имеется «10 премиальных баллов». Задача  педагогов оценить долю уча-стия и вовлеченности каждого из присутствующих в работу педагогического совета, «разделить» эти баллы и «подарить» трем людям, находящимся в аудитории. Баллы записываются на листоч-ках и вручаются тем людям, которым они предназначены. По завершению работы каждый из уча-стников подсчитывает количество «премиальных» баллов и озвучиваются победители, набравшие наибольшее количество баллов. Присутствующие «награждают» победителей аплодисментами.

VIII.    Ритуал прощания.
Время проведения: 2 минуты.
Ведущий (психолог) благодарит всех присутствующих педагогов за максимальную вовлеченность в практическую проработку предложенного вопроса, и надеется на использование учителями полученной теоретической информации в собственной практической деятельности.
Используемая литература:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2012.
  2. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.

3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.— М.: «Академия», 2015.