Сайт Өрлеу

Принципы критериального оценивания

Принципы критериального оценивания

Тема занятия Принципы критериального оценивания. Преподаватель: Жаналина Л.Е., старший преподаватель филиала АО НЦПК «Өрлеу» город Костанай
Общие цели Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.
Результаты обучения Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников, применять различные способы оценивания в процессе обучения.
Ключевые идеи Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников. Научиться разрабатывать критерии оценивания.
Заметки тренера: Занятия планирую провести через активные формы работы. Оказать содействие учителю в понимании таких понятии как критериальное оценивание,  самооценивание, взаимооценивание. Показать важность этих видов оценивания в учебном процессе.
Время Деятельность тренера Деятельность слушателей Ресурсы
9.00-10.30 Вводная часть. Приветствие (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в случайном порядке. Определение целей и задач занятия (слайд1)

Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:

— Что такое оценивание?(слайд 3)

— Для чего это нужно?

— Почему нас беспокоит самооценка?

Задание 2. (5-7 минут) Нарисовать дом на листе формата А4.

После группы обмениваются рисунками. Оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале), сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.

— Все ли довольны полученной оценкой? Почему.

— Вот это и будет темой нашей встречи – Критериальное оценивание.(Слайд 4)

-Давайте попробуем составить критерии по оцениванию домика (Размер. Красочность. Наличие окон, дверей и трубы т.д.)

В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход — сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков (Слайд 5)

— отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

— отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;

— система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

— традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

(слайд 6,7,8) Пояснение трех видов оценивания. Знают ли учителя разницу между данными тремя видами оценивания. Необходимо понять, что каждый вид оценивания зависит от цели обучения:

Целью оценивания для обучения (формативное оценивание) являетсяконтроль обучения с предоставлением постоянной обратной связи.

Целью оценивания обучения (суммативное оценивание) является подведение итогов обучения в определенное время.

Диагностическое оценивание применяется до начала учебного курса для определения обучаемой темы. Существует в рамках формативного оценивания, являющегося частью крит. оценивания.

Задание 3: Какие различия между формативным и суммативным оцениванием? (слайд 9)

Обсуждение в группах: (слайд 10)
— Что такое оценивание учебных достижений учащихся?
— Какая связь между обучением и оцениванием?
— Что такое правильное оценивание?
— Из чего состоит правильное оценивание?
— Что влияет на успешность оценивания?
— Как влияет критериальное оценивание на учебный процесс?

Задание 4: Метод «Лапша»

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Задание 5. (15-20 минут) Практическое задание. Разработать критерии оценивания  к учебному заданию.

Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «2 звезды и пожелание»

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата.

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Совместная разработка критериев оценки домика. Самооценивание по критериям.

Учителя работают со «Сборником задач для формативного оценивания» и «Методическим руководством для суммативного оценивания»; изучают, как оцениваются цели обучения в ходе формативного и суммативного оценивания.

Активный диалог-дискуссия в аудитории. Слушатели обсуждают, активно трактуют и высказывают свои мнения, выдвигают свои версии ответов

Учителя работают в группах, распределяя по столбикам карточки, относящиеся к ФО и СО

Учителя добавляют какие формы и техники ФО они используют на уроках

Презентация (слайд 2)

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству».
                             Уильям Джеймс

Бумага, маркеры, флипчарты, клей, цветная бумага, ножницы.

Презентация

«Сборник задач для формативного оценивания»
«Методическое руководство для суммативного оценивания»

Карточки

Презентация. Перечень техник ФО.

Задания по формативному оцениванию.
Примеры формативного оценивания.

Заметки тренера: При выполнении заданий тренер обеспечивает учителей необходимыми ресурсами, вовлекает учителей в групповую работу по обсуждению  основных идей, создаёт условия для критического мышления. Учителя размышляют  об оценивании, видах критериального оценивания.