Использование инновационных технологий в рамках обновления содержания образования

Использование инновационных технологий в рамках обновления содержания образования

Абдрахманова Анаргуль Жумабаевна,
старший преподаватель кафедры ИТМПЕ(Г)Д
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по Западно-Казахстанской области,
г. Уральск, Казахстан.
[email protected]

Summary
The introduction of e-learning and smart training in educational institutions of the Republic of Kazakhstan have changed the requirements for the process of learning, professional competence of teachers. The use of computer technology is one of the conditions for the formation of functional literacy of both students and teachers. This article discusses the new approaches of training teachers in the context of ICT competencies.
Аннотация
Введение электронного обучения и SMART- обучения в образовательных учреждениях Республики Казахстан изменили требования к процессу обучения, профессиональным компетенциям педагогов. Использование компьютерных технологий является одним из условий формирования функциональной грамотности как учащихся, так и учителя. В статье рассматриваются новые подходы обучения педагогов в контексте ИКТ – компетенций.
Key words: GeoGebra, net, Digital educational resources, Smart technologies
Ключевые слова: GeoGebra, Цифровые образовательные ресурсы, Smart-технологии

Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. «Новая школа». И в этой школе – учитель XXI века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений — без этого будущее немыслимо.
В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана говорится, что «Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача. Необходимо развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании, и другие. Эти индустрии уже поменяли структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям. Первое. Прежде всего, должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.
Наряду с этим нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами. [1] Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. [2] Компьютерные, Smart-технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Главное условие успеха информатизации образования – это новая позиция учителя-предметника (знание приемов работы с новой компьютерной техникой и умение эффективно использовать эти знания для решения педагогических задач). Особое значение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовывать их на практике.
В связи с этим возрастает роль педагога в школе.
Во-первых, его миссия в школе – организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации.
Во-вторых, возрастает актуальность школьного курса как предмета, требующая от учителя вариативности. Учитель в роли сценариста определяет материал урока и прогнозирует результат. Как режиссер он стыкует задачи урока с возможностями их выполнения, разрабатывает методы и формы, необходимые для достижения цели урока. Важную роль в оптимизации образовательного процесса играют цифровые образовательные ресурсы. Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ.
Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию. Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. [3] Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:
Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, смартфону учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и само коррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Внедрение новых компьютерных, Smart- технологий в сферу образования ведет за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения. Одна из главных задач современного образования — это создание устойчивой мотивации учащихся к получению знаний, другая — поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений.
На курсах повышения квалификации педагогических работников в ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Западно-Казахстанской области осуществляется с использованием современных компьютерных технологий, планшетов, мобильных телефонов и, конечно, Интернета. Обучение по данной программе позволит сформировать определенную готовность у учителей предметников к реализации современной парадигмы образования XXI века.
Самое главное для педагога – начать.
На курсах повышения квалификации мы знакомим слушателей с различными программами, приложениями. Одной из них является программа Kahoot. Использование программы Kahoot  на уроке позволит учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Kahoot – это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Это программа не требует практически ничего, и любой учитель может начать применять хоть завтра.
Знакомим с программой GeoGebra – это программа с универсальным набором функций для полноценного геометрического проектирования. С помощью разнообразных фигур, векторов и точек, доступных во вкладке «Инструменты», пользователь может создавать нужные компоненты и впоследствии динамически их менять. В  программе доступна возможность вращения 3D объектов.
Помимо качественного графического редактора, программа оснащена уникальной возможностью работы с уравнениями и переменными. Благодаря столь широкому спектру полезных свойств, программа может стать хорошим подспорьем для школьников при выполнении заданий по алгебре, геометрии и математическому анализу.
Учим создавать сетевое сообщество в разных социальных сетях, в частности в приложении Google+. Первоначально слушатели открывают личный аккаунт, для работы Google. Затем знакомимся с приложениями:
—        почта;
—        карты;
—        диск;
—        переводчик;
—        Google+.
В Google+ они могут найти единомышленников, разделяющих их хобби и интересы, также создают сообщество, на интересующую их тему. Первоначально создают закрытое сообщество своей группы, администратором которого является староста, которая приглашает в сетевое сообщество слушателей данной категории.
Новые компьютерные, Smart-технологии позволяют повышать мотивацию и качество подготовки слушателей, так как теоретическая и практическая подготовка преподавателей в области применения ИТ в обучении повышается, а также совершенствуются навыки владения программами и приложениями. Следовательно, круг приобретенных компетенций педагогов становится шире и соответствует требованиям современного образования.
 
Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31 января 2017 г.
  2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.
  3. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182., Авдеева С.

Один комментарий к “Использование инновационных технологий в рамках обновления содержания образования

  1. Гулдана

    Қайырлы күн!
    Бүгінде Қазақстан мектептеріндегі білім беру жаңа істерге қадам басу кезеңінде тұр. Қазіргі жағдайда басымдық берілген бағыттар бұл – инфрақұрылымдық даму және білім беру мазмұнын жаңартуға көшу болып табылады. Осыған байланысты автор алған тақырыбының өзектілігін атап өтеді. Автор педагогтердің сандық білім ресурстарын қолдануы оқытудың мазмұнын, әдістерін, ұйымдастыру формаларын сапалық тұрғыдан арттыруға мүмкіндік беретіндігін жазады. Әріптесіміз өзінің кәсіби іс-тәжірибесімен бөліседі. Әріптесімізге шығармашылық табыстар тілейміз!