Дошкольное воспитание: инновационный опыт, проблемы и перспективы

Дошкольное воспитание: инновационный опыт, проблемы и перспективы

Чжао С.Б., директор
Қарағанды қаласы
«Балақай» балабақшасы КМҚК
[email protected]

Аннотация
В данной статье раскрывается  процесс  обновления содержания образования через  современные  технологии обучения .   Автор рассматривет  основные инновационные направления деятельности дошкольной организации
Бұл мақалада жаңартылған  білім беру мазмұнның заманауи оқыту технологиялары ашылып көрсетілген. Мақала авторы мектепке дейінгі мекемедегі басты инновациялық бағыттарды қарастырылады.
This article covers the process of education content updating by the use of the modern educational techniques. The main innovative directions of preschool organizations activity is considered by the author.
Для успешного осуществления процесса обновления всей системы образования  Казахстан нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическими коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений.
Изменяющиеся запросы общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольное учреждение к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик [1 с.6].
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс всегда связан с преодолением некоторых препятствий, в первую очередь, социально-психологического характера. В детском саду, в основном, причина их возникновения заключается в непринятии нового, страхе новизны, неверии в собственные силы, наличии эмоционального выгорания у педагогов.
Выбор руководителем дошкольной организации верной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности коллектива.
Прежде чем принять управленческие решения, был проведен анализ внутренней среды организации и внешних условий ее существования, определены преимущества и недостатки, возможности и риски по основным объектам управления. Затем определены стратегические цели и тактические задачи, направленные на эффективную деятельность детского сада.
Поэтому целью моей управленческой деятельности стало повышение качества образовательного процесса посредством управления по внедрению инновационных технологий в обучении и воспитании дошкольников.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:

  • разработать программу развития детского сада и управления организацией образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
  • внести коррективы в циклограммы деятельности специалистов и воспитателей детского сада;
  • создать систему морального и материального стимулирования педагогов;
  • обеспечить эффективное методическое сопровождение педагогов детского сада в их профессиональном развитии;
  • способствовать вовлечению родителей в воспитательно-образовательную деятельность;
  • создать предметно-развивающую среду в детском саду с применением здоровьесберегающих технологий.

В механизме решения перечисленных задач огромное значение придается кадровому потенциалу детского сада, особенно профессиональной квалификации педагогов, психологической готовности педагогов к инновациям и способности к достижению необходимого позитивного результата.
Каждая инновация обязательно влияет на внутреннюю среду организации и требует адаптации к изменениям как самой организации, так и ее сотрудников [2 с.24].
Существуют несколько типов реагирования педагогов на инновации: активное участие, пассивное участие, активное или пассивное сопротивление, полное неучастие [3 с.14].
Проведенный мониторинг в течение трех лет показывает, что сегодня в детском саду преобладает процент педагогов, которые относятся к группе с активным участием в инновациях – 86 %.
В сравнении с прошлым годом мотивация педагогов возросла на 16%, что показывает увеличение количества педагогов, активно участвующих во внедрении нововведений (2016-2017 уч.год – 70%, 2015-2016уч.год – 61%).
Этому способствовала поддержка администрации детского сада творческих проектов педагогов,  формирование духа соревновательности между группами и воспитателями, система морального и материального поощрения. Шестеро педагогов для повышения уровня своей квалификации и дальнейшего  профессионального развития поступили летом 2015 года на второе высшее специальное (дошкольное) образование.
Таким образом, инновационная деятельность является движущей силой в профессиональном развитии педагогического коллектива, в повышении качества дошкольного образования.
Учитывая современную материально-техническую базу дошкольного учреждения, высокопрофессиональный коллектив педагогов и творческую активность родителей, в детском саду «Балақай» организована работа по нескольким инновационным направлениям:

  1. Реализация программы поликультурного развития личности дошкольника. Данная программа была одобрена и утверждена по итогам проводимого с 2010 по 2015 годы областного эксперимента «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста». В рамках данной программы в детском саду был открыт Зал дружбы, в котором разместилась детская Ассамблея народа Казахстана. В программе задействованы все старшие группы, в которых дополнительно введены такие предметы, как этнопедагогика, изобразительная деятельность, информатика, хореография, английский язык. Внедрение программы способствует формированию у детей представлений о культуре своего и других народов, национальных обячаях, традициях, фольклоре, воспитанию патриотических чувств, толерантного отношения к представителям разных культур. Результаты проведенной экспериментальной работы показывают, что на выходе из детского сада дети показывают высокий уровень поликультурной и толерантной воспитанности.
  2. Внедрение с сентября 2015 года нового областного эксперимента «Триязычие как средство раннего поликультурного развития детей дошкольного возраста». Реализация программы по поликультурному воспитанию показа­ла, что изучение разных национальных культур повышает языковой интерес детей. Поэтому была разработана единая программа обучения государственному, русскому и английскому языку с 3-х лет. Эксперимент охватывает все возрастные группы и направлен на развитие мотивации у младших дошкольников к изучению родного и иностранных языков. Ожидаемым результатом является формирование первичного лексического запаса (базиса) слов по трем языкам и развитие мотивации для дальнейшего изучения языков в школе.
  3. Развитие опытно-экспериментальной и изобретательской деятельности дошкольников. Гениальное Научное Общество Малышей «ГНОМ». Для развития интереса дошкольника к исследовательской и экспериментальной деятельности,  как методу проблемного обучения в детском саду открыто научное общество малышей, в котором работают 15 лабораторий по различным направлениям: лаборатория естественных наук, робототехника, флористика, юный лингвист, звездная обсерватория, лаборатория спорта, лаборатория моды, нанотехнологии, лаборатория путешествий и т.д.. Основными задачами данной кружковой работы является обогащение содержания образовательного процесса и повышение его качества. Цель —   создание единого развивающего пространства детского сада, обогащение познавательной сферы и раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников.
  4. Применение здоровьесберегающих и оздоравливающих авторских технологий в образовательной деятельности и организации режимных моментов. Анализ низкой посещаемости детей показывает, что основной причиной пропусков являются простудные заболевания. Для профилактики инфекционных заболеваний, а также оздоровления дошкольников в детском саду специалистами по физической культуре совместно с медицинскими работниками разработаны авторские методики: «Закаливание с раннего возраста», «У прогулок нет плохой погоды», «Профилактика плоскостопия», «Витамины — круглый год», которые позволили за 2014-1015 годы снизить в 1,5 раза общую заболеваемость детей, улучшить здоровье и повысить уровень их физической подготовленности.
  5. Воспитание военно-патриотичесикх чувств у дошкольников на примере личности Первого Президента РК Н.А. Назарбаева и организации ежегодного Парада Победы войск детского сада «Балақай». Тематика мероприятий этого проекта разнообразна и все они проводятся совместно с родителями: «День Независимости», «День единства народов Казахстана», «День Защитника Отечества». Ко Дню Первого Президента РК 1 декабря 2014 года в Зале дружбы детского сада был открыт Уголок Первого Президента страны Н.А.Назарбаева, где на примере биографии личности Президента Казахстана у дошкольников формируется чувство гордости и любви к своей родине. В канун Дня Победы в детском саду проходит военный парад войск детского сада – 15 отрядов, представляющих форму и макеты военной техники различных видов войск Казахстана. Все мероприятия направлены на воспитание будущих защитников Родины, на формирование у детей чувства патриотизма и гражданственности,
  6. Раскрытие творческого потенциала и способностей дошкольников. Для решения проблемы низкой посещаемости детей, частых пропусков дошкольников из-за занятий в развивающих центрах, на базе детского сада был открыт Центр дошкольного дополнительного образования, первого дошкольного филиала Школы искусств № 2 г. Караганды. Это позволило родителям охватить 170 детей дополнительным образованием во вторую половину дня без отрыва от работы, улучшить посещаемость детей, так как пропускать платные занятия не выгодно. Дошкольники получают начальные представления по основам хореографии и ритмики, музыки, театра и живописи, что позволяет раскрыть их индивидуальные творческие способности. Резко увеличилась посещаемость детей, расширен спектр образовательных услуг, довольны родители.

Образовательный процесс, построенный не только на основе организованной учебной деятельности, но и посредством осуществления научной, экспериментальной и творческой деятельности, основанной на интересе детей, позволяет сделать жизнь детей в детском саду живой и насыщенной, а обучение – мотивированным и качественным.
Литература:

  1. Государственная программа развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016год № 205
  2. УМК к программе «Развитие качества образования в дошкольных организациях», МОН РК, РЦ «Дошкольное детство», Астана, 2013
  3. Абчук В.А., Панфилова А.П. «Менеджмент для педагогических специальностей», ИЦ «Академия», Москва, 2013