Активные методы обучения в рамках обновления содержания образования

Активные методы обучения в рамках обновления содержания образования

Л.А.Досова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников
по Карагандинской обл,
[email protected]

Summary: The purpose of the use of active methods in teaching of students in courses of updating the content of education in primary classes is to help to develop their installation to achieve a high level of professionalism in teaching.
Key words: active methods, interactive approach, efficiency, training, competence.
Аңдатпа: Мақалада педагогикалық іс-әрекетте кәсібиліктің жоғары деңгейіне қол жеткізу мақсатында, бастауыш сыныптардағы білім беру мазмұнын жаңарту курстарында тыңдаушыларды оқытуда белсенді әдістерді қолдану тиімділігі қарастырылған.
Тірек сөздер: белсенді әдістер, интерактивті тәсіл, тиімділік, оқыту, құзыреттілік.
В условиях быстро меняющего мира становятся актуальными такие способности человека, как работа в команде, генерирование новых идей, выдвижение конструктивных предложений, самостоятельное принятие решений.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях.
Школьное образование призвано создавать условия для становления и развития личности учащихся, которые в будущем будут работать с новыми производственными технологиями.[2, 3-6] Цель использование активных методов в обучении слушателей на курсах обновления содержания образования начальных классов это способствовать развитию у них установки на достижение высокого уровня профессионализма в педагогической деятельности.
Это целостное системное понимание педагогами необходимости реализации интерактивного подхода в обучении современных учащихся, взимодействия в процессе обучения учащихся и овладение методикой их реализации в учебном процессе.
В чем же эффективность: результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), получили название «пирамида обучения». Она демонстрирует средний процент усвоения знаний: лекции – 5%; чтение – 10%; видео – и аудиоматериалы – 20%; демонстрация – 30%; дискуссионные группы –50%; практические действия –75%; обучение других, безотлагательное применение знаний – 90%.
На курсах обновления содержания образования начальных классов практические занятия построены таким образом, чтобы активизировать внутренний педагогический потенциал слушателей через постановку проблемных вопросов и задач, самодиагностирование, самоанализ, рефлексию.
Особенности обновленных учебных программ начальной школы является то, что они направлены на формирование навыков широкого спектра, в которых – навыки общения и сотрудничества[1,1-2.]. Именно поэтому в основе обновленных программ заложена концепция учебного сотрудничества самих детей организованная взрослым, как альтернатива взрослоцентрической  педагогике. Задача учителя заключается в построении и организации сотрудничества между детьми для совместных действий, для взаимодействия друг с другом.
Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний[4].
Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками и затем обрабатывать, обобщать информацию, не просто заучивать и бездумно повторять её.
Слушатели извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.
Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса [3, с.1-2].
В условиях активного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи поскольку они слышат различные точки зрения должны уметь формулировать и защищать свои идеи[5.]. Тем самым учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при активном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками и отстаивать своё мнение.
Для работы в малых группах можно эффективно применять стратегии критического мышления через чтение и письмо.
В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.
Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие учеников в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.
На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Учащиеся получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений.
Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.
Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит“присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте.
Процесс обучения по всем предметам обновленной программы предусматривает достижение целей обучения через использование активного обучения. Процесс обучения уже с первых дней строится на групповой работе, именно поэтому, несмотря на сложный этап адаптации ребенка в школе, учителю необходимо начать организацию групповой работы с первого школьного дня.
В ходе наблюдений за практикой учителей при организации группового обучения было отмечено, что учителя испытывают затруднения в подборе заданий для совместной деятельности. Задания для кооперативной групповой работы должно быть хорошо структурированным. В обновленной программе предусмотрено использование различных видов дифференцированных заданий, которые помогут обеспечить вовлеченность всех учащихся в процесс обучения, тем самым достигая инклюзивности урока. И здесь можно провести оценку сформированности умения создавать атмосферу сотрудничества на уроке через проблемные вопросы.
Учитывая возрастные способности учащихся разработать задания которые будут представлены в виде логических шагов, тем самым обеспечивая успешность и эффективность обучения.
При оценке работы группы подчеркиваем не только реализацию предметных навыков, но и коммуникативные и личностные качества. Поощряются навыки работы в группе, такие как командная работа, поддержка и принятие различий, рефлективное слушание, положительная обратная связь и достижение консенсуса.
Учебные программы начальных классов по новому стандарту направлены на освоение учащимися навыков, необходимых в быстро меняющейся интеллектуальной и технологической среде 21-века. Они способствуют самостоятельному изучению учащимися круга вопросов и навыков высшего порядка, таких как критическое мышление, совместная работа, обработка информации, решение проблем и вопросов.
Обучение  является  практико- ориентированным и концентрируется на том, что учащиеся могут делать в дополнение к тому, что они уже знают. В ходе обучения по обновленной программе у учащихся наряду с навыками учения формируются коммуникативные навыки жизни в мультикультурном обществе 21 века. Но эффективная реализация данной программы будет зависеть в первую очередь от деятельности учителя, от глубокого понимания процесса обучения, тщательного планирования уроков в соответствии требованиями обновленной программы.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что одно из выделенных нами условий – профессионально-образовательная среда, реализующая личностно ориентированные технологий обучения, предусматривающие развитие свободы субъектной творческой деятельности педагога способствует включению педагогов в активную познавательную и практическую деятельность при осознании ими значения повышения уровня профессионального развития и компонентов профессиональной компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагога в развитии функциональной грамотности учащихся мы рассматриваем как звено в системе непрерывного педагогического образования и как профессиональный образовательный процесс с систематически обновляемыми целями, содержанием, методиками и технологиями, прогнозируемыми, результатами, адекватными социокультурным изменениям в обществе.
Одним из условий успешного протекания процесса повышения профессиональной компетентности через активные формы обучения педагога является создание благоприятной мотивирующей профессионально-образовательной среды с обязательной рефлексивной составляющей.
Литература:

  1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования, 25 апреля 2015г. [Электрон.ресурс]:http://online.zakon.kz/ Docume Источник доступа nnt/?doc_id=33224708
  2. Джадрина М.Ж. Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества// Информационно-методический журнал открытая школа –№2(153). – – С. 3-6.
  3. Руководство по работе в малых группах: Раздаточные материалы по Программе повышения квалификации педагогических работников «Эффективное обучение». – Астана, 2016. – с.
  4. Повышение качества профессионального развития педагога: Коллективная монография / Под ред. Д.п.н. С.Д.Мукановой. – Караганды, 2015. – 232 с.
  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.:, 2006. – 420 с.