Сайт Өрлеу

Практико-ориентированный подход в преподавании математики

Практико-ориентированный подход в преподавании математики

 Дуйкенова Л.С.
ГККП «Многопрофильный колледж»
акимата города Астаны
г. Астана, Казахстан

В настоящее время в сфере образования Казахстане существует противоречие: с одной стороны, высокий уровень знаний, с другой, низкий уровень владения практическими навыками. Для преодоления противоречия между укладом общего и профессионального образования и современными требованиями к специалисту целесообразно применять практико-ориентированный подход, позволяющий студентам сочетать учебу с практической работой. С этой целью студентов ставят в реальные рабочие условия, в которых они получают соответствующие практические и социальные навыки, необходимые для успешной работы. Происходит модернизация образования через создание механизма для устойчивого развития, усиление практической направленности в обучении, применение практико-ориентированных технологий.
При этом следует основываться на следующих принципах практико-ориентированного обучения:
— активные формы приобретения и усвоения знаний;
— мотивационное обеспечение учебного процесса;
— гарантия исследовательской свободы;
—  самоанализ собственного опыта;
— расширение возможностей социализации обучающихся.
Для практико — ориентированного обучения используются различные формы учебных занятий и методические приемы: конференции, лекции, мастер-классы, круглые столы, семинары, научные проекты[1].
На уроках математики реализация компетентностного подхода осуществляется за счет применения практико-ориентированных задач, а также деятельностных и компетентностно – ориентированных заданий. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении математики является решение задач. Изложение нового материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности обучающихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений [2].
Как сказал Конфуций «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».
Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания-умения-навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять. Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, необходимых для устойчивого развития общества [3].
Современные исследования показывают, что для решения проблемы подготовки обучающихся к практической деятельности следует использовать новые подходы. Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности. Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес обучающихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности [4].
В настоящее время существует необходимость создания системы профессионального обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка. Практико-ориентированная технология обучения позволяет обучающего из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. В дальнейшем становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности обучающихся на уроках математики. Практико-ориентированная деятельность – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у обучающихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.
В системе среднего профессионального образования отмечено, что работник должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью; быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда. Будущие рабочие, изучая специальные предметы, постоянно  сталкиваются с потребностью в тех или иных математических знаниях. Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки специалистов. Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности. По мнению психологов и методистов формировать способность разрешения проблем помогают специальным образом подобранные задачи. Практико-ориентированная задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.
Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием),  естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: преподавателю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая, возникают вопросы увязки программ и другие [5].
Часто уроки математики не дают убедительного ответа на вопрос «зачем все это нужно?». Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения методов решения задач с методами, применяемыми на практике; необходимо раскрытие особенностей прикладной математики, ее воспитательных функций; усиливать межпредметные связи. Необходимо на доступном для обучающихся языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве, в быту.
Литература:

1.Колягин Ю.М. «О прикладной и практической направленности обучения математике».

  1. Сухрорукова Е.В. «Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся».
  2. Калугина И.В., Чекалева Н.В. «Практико-ориентированное обучение». 4.Кулумбетова Л.Б., Рябуха И.А. «Современные направления теоретических и прикладных исследований»

5. Кулумбетова Л.Б., Шевчук А.И. «Актуальные проблемы современных наук».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code