Сайт Өрлеу

«Теория полного усвоения» Б. Блума

«Теория полного усвоения» Б. Блума

Н.З. Акульбекова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
институт повышения квалификации
педагогических работников
по Карагандинской области
akulbekova_nz@mail.ru

Тема тренинга: «Теория полного усвоения» Б. Блума.
Цель: рассмотреть Таксономию Б.Блума с точки зрения требований к уровню подготовки обучающихся и разработки вопросов/заданий к текстам.
Задачи:

  1. проследить реализацию принципов Таксономии педагогических целей в ГОСО обновленного содержания;
  2. освоить алгоритм разработки разноуровневых вопросов/заданий на основе таксономии Б.Блума.

Продолжительность: 90 минут.
Категория слушателей: учителя русского языка и литературы.
Тема курса повышения квалификации: «Развитие грамотности чтения на уроках русского языка и литературы».
План проведения

  1. Объединение в группы (прием «Я возьму с собой в поход…»).
  2. Введение в тренинг.

Ситуационное упражнение «Ограбление»
Цель: продемонстрировать, как люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию с помощью процесса селективного восприятия (отличать факты от мнения).
Ресурсы: Флипчарты,
Инструкция. Тренер зачитывает ситуацию. Затем слушатели отвечают на вопросы, ставя около номера вопроса знаки: «П» (правда), или «Л» (ложь), или знак «?» (неизвестно). Затем в течение 3 минут обсуждают в группах и приходят к одному ответу.
Ситуация:
Как только директор магазина выключил свет, в магазине появился грабитель и потребовал деньги. Хозяин открыл кассовый аппарат. Содержимое его было изъято, и грабитель поспешно удалился. Об ограблении быстро известили сотрудника полиции.
1) Человек появился после того, как хозяин выключил свет в магазине.
2) Грабитель был мужского пола.
3) Человек, который появился, не требовал денег.
4) Человек, который открыл кассовый аппарат, был хозяином магазина.
5) Хозяин магазина изъял содержимое и убежал прочь.
6) Кто-то открыл кассовый аппарат.
7) После того, как человек, требовавший деньги, изъял содержимое кассового аппарата, он убежал прочь.
Обсуждение после окончания оглашения ответов:

  1. Почему у членов группы разное восприятие? Какими факторами можно объяснить эти различия?
  2. Многие люди не очень удачно справляются с этим заданием. Почему? Какие другие факторы помимо избирательного восприятия могут негативно повлиять на результат?

 
Дебрифинг. Важно не подменять факты мнением и при составлении вопросов и заданий внимательно прорабатывать формулировку вопросов, максимально избегая двусмысленности.

  1. Формулировка темы. Беседа.

Вопросы для обсуждения:

  1. a) При выполнении данного задания какого рода информация вами прорабатывалась: фактическая, концептуальная или подтекстовая? (при затруднении слушатели могут воспользоваться ресурсом №1) Возможный ответ: фактическая информация.
  2. b) Достаточно ли фактической информации для полного понимания текстов различных стилей?

с) Какая классификация целей легла в основу развития мышления высокого уровня у учащихся?
В течение пары мы с вами на основе «Теории полного усвоения» Б. Блума проанализируем ГОСО обновленного содержания по предмету «Русский язык» и попробуем разработать вопросы к тексту.

  • Упражнения.

Упражнение 1. Анализ ГОСО
Цель: проследить реализацию принципов Таксономии педагогических целей в ГОСО обновленного содержания.
Ресурсы: раздаточный материал, ножницы, клей, флипчарты, магнитная доска, магниты.
Инструкция.

  1. Проанализируйте Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования обновленного содержания (ПРОЕКТ), определите, прослеживается ли Таксономия Блума (ресурсы №3, 4) в предложенном вам ресурсе №2.
  2. Используя ножницы и клей, на флипчарте поместите выдержки из стандарта по уровням Таксономии (у каждой группы есть флипчарт, представляющий таблицу по уровням Таксономии Блума, слушатели должны вырезать из ресурса № 2 выдержки и приклеить на определенный уровень по Блуму).
  3. Из каждой группы спикер выступает с защитой собственной таблицы.

Дебрифинг. Системообразующим элементом педагогической системы являются цели обучения и воспитания. По сути, система целей общего среднего образования представлена в виде ожидаемых результатов обучения. Проект Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования обновленного содержания определяет в качестве образовательных целей развитие всех уровней мышления по Б.Блуму (низкий и высокий).
Флипчарт для заполнения

Уровень мыслительной деятельности Выдержки из Стандарта
Оценка
Синтез
Анализ
Применение
Понимание
Знание

Упражнение 2. Разработка собственных вопросов/заданий к тексту
Цель: освоить алгоритм разработки разноуровневых вопросов/заданий на основе таксономии Б.Блума.
Ресурсы: раздаточный материал, флипчарты, маркеры, стикеры.
Инструкция.

  1. Прочитайте внимательно текст «Храм Лотоса» (ресурс 5).
  2. Составьте к данному тексту разноуровневые вопросы (можно ограничиться 3-4 уровнями). Например:

Знание: Сколько лет длилось строительство храма?
Понимание: Храм Лотоса состоит из одного храма или из нескольких?
Применение: Чем данный храм отличается от традиционных церквей и мечетей?
Анализ: На каком рода сайте мог бы быть опубликован данный текст? Аргументируйте.
Синтез: Нарисуйте храм, каким вы его видите (по группам).
Оценка: По фото Храма оцените работы групп (группам предлагается фото настоящего Храма Лотоса).

  1. Запишите свои варианты вопросов/заданий на флипчарте, по стратегии «Карусель» ознакомьтесь с вариантами других групп.
  2. Оцените работы групп по стратегии «Две звезды, одно пожелание».

Дебрифинг. Тренер по итогам выполнения упражнения должен задать вопросы: «С какой целью важно разрабатывать вопросы и задания, основываясь на Таксономии Б.Блума? Что показалось сложным при выполнении данного упражнения?»
 

  1. Обсуждение результатов.

Беседа: Чем цели обучения (ожидаемые результаты), разработанные на основе Таксономии Б.Блума отличаются от традиционных целей обучения?
Дебрифинг. Таксономия Б.Блума основана на разработке отдельных положений целей обучения и ориентирована на комплексный разбор целей обучения. По этому принципу отдельные положения могут быть измерены. Эти позиции обрабатываются генетически, функционально с учетом конечных результатов.
Используя на уроках русского языка и литературы Таксономию Блума, мы развиваем в учениках критическое мышление, учим задавать вопросы, доказывать свое мнение, тем самым, развиваем мышления низкого и высокого уровней.
 

  • Рефлексия. Стратегия «Дорожный знак».

Цель: получить представление об отношении участников к происходящему на тренинге.
Ресурсы: флипчарт с изображением дороги, листы бумаги А4, маркеры, ножницы.
На доске закреплен флипчарт с изображением дороги. Каждой группе предлагается обозначить то место, где они находятся или свое состояние посредством создания своего дорожного знака. По сути, продвижение участников занятия – это своего рода дорога, по которой они движутся.
Затем идет презентация каждого дорожного знака, закрепленного на общий флипчарт на доске.
 
 
Ресурс 1
Фактическая информация: события, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п.
Концептуальная информация: замысел автора, его позиция, система взглядов, подход к фактам.
Подтекстовая информация: скрытая, дополнительная, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях. Данная информация становится понятной в процессе работы над предыдущими видами информации.
 
 
Ресурс 2
 
Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования обновленного содержания
(выдержки из проекта)
Казахский язык и литература (для классов с неказахским языком обучения)/Русский язык и литература (для классов с нерусским языком обучения):
1) аудирование:
обучающийся максимально полно понимает содержание текстов различных сфер общения, коммуникативные намерения, а также социальные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего; воспринимает информацию на уровне критического понимания; оценивает прослушанный текст с точки зрения его выразительности, образности;
2) говорение:
обучающийся эффективно использует разнообразные языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой, создавая аргументированное монологическое или диалогическое высказывание; рассуждает по тематике художественных произведений, выражает свое отношение к героям произведений и их поступкам; критически оценивает различные высказывания; соблюдает нормы языка, речевого поведения и этикета; прогнозирует причины и следствия проблемы; синтезирует идеи, связанные с социально-экономическим, духовно-нравственным, патриотическим, культурно-историческим развитием общества, предлагая возможные пути решения проблем;
3) чтение:
обучающийся понимает детально содержание сплошных и несплошных текстов, выявляя скрытый смысл; определяет значение незнакомых слов из контекста; выявляет особенности академических текстов в рамках изучаемых тем; извлекает информацию из разных источников; сравнивает произведения литературы с их отображением в других видах искусства, анализируя представления о нравственном идеале казахского и других народов в художественных произведениях и фольклоре; использует различные стратегии чтения в зависимости от поставленных задач;
4) письмо:
обучающийся создает тексты разных типов и стилей в соответствии с темой, целью, проблематикой и ситуацией общения, соблюдая орфографические, грамматические и стилистические нормы; создает сплошные и несплошные тексты различной тематики на основе исследования и синтеза полученной информации; составляет различные виды планов к текстам; пишет творческие работы по произведениям художественной литературы, оценивая проблемы культурно-языкового многообразия, патриотизма и духовно-нравственного развития личности; использует художественные тропы и стилистические приемы для более точного выражения мыслей и чувств.
 
Ресурс 3
Таксономия Блума
Слово «таксономия» обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (т.е. по иерархии).
Среди таксономии целей обучения в познавательной области широкую известность получила таксономия целей обучения Б.Блума. Он разработал общие способы и правила четкой формулировки и упорядочения педагогических целей в познавательной (когнитивной) области. Эту систему используют при планировании обучения и оценки его результатов, а также она служит инструментом при опытной проверке новых курсов. В когнитивную область входят цели — от запоминания и воспроизведения изучаемого материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.
 
Ресурс 4
 
Таксономия Образовательных Целей Блума

Навык Определение Ключевые слова
Знание Припоминание информации определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать
Понимание Понимать значение, перефразировать главную мысль Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
Применение Использовать информацию или концепцию в новой ситуации Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить
Анализ Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить
Синтез Соединить идеи для создания чего-то нового Группировать, обобщать, реконструировать
Оценка Делать суждения относительно ценности Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать

Ресурс 5
Храм Лотоса
Храм Лотоса расположен возле города Нью-Дели в Индии. Строительство храма началось в 1978 году и было окончено 22 декабря 1986 года.
Диаметр центрального зала 75 метров, высота 31 метр, вместимость 1300 мест.
450 лет назад Шах Акбар, величайший из династии Моголов, мечтал о своем величественном дворце, об объединении всех народов Индии под знаменем единой всеобщей веры:
И приснилось мне,  что камень за камнем я воздвиг священный храм. Не пагоду, не мечеть и не церковь, но возвышенное и с вратами, открытыми для дыхания небес, чтобы истина, мир, любовь и справедливость нашли и поселились в нем….
Посещение храма бесплатно, при входе нужно снимать обувь и сдавать в гардероб, людей пропускают в храм группами, внутри нельзя фотографировать, шуметь и говорить. Внутри все очень просто, стоят рядами стулья, много цветов, алтаря как такового нет, а есть трибуна, по каким-то дням туда приходят их мудрецы и читают проповеди. В храме нельзя говорить и шуметь, потому что там очень громкое эхо, конструкция потолка такова, что она  трансформирует звуки в музыку, т.е., работает наподобие органа.
Храм открыт для всех людей, независимо от вероисповедания. В храме служат не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв, а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов). Любой человек может также зайти в храм и помолиться самостоятельно. Все храмы имеют разнообразную архитектуру, но общим для них является девятиугольная форма в плане и центральный купол. У каждого храма есть девять входов, что символизирует открытость всему человечеству (из Википедии).
Литература:

  1. Проект Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования. [ЭР]. – [URL]: http://nao.kz/loader/fromorg/2/22
  2. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

Храм Лотоса. [ЭР]. – [URL]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9B%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B0

15 комментариве к “«Теория полного усвоения» Б. Блума

  1. Рымкуль

    Содержание тренинга актуально, используемые стратегии направлены на профессиональное развитие учителей

  2. Наталья

    Тренинг актуален для учителей русского языка и литературы, корректно составлены задания, вопросы. Дана возможность обучающимся освоить алгоритм разработки разноуровневых вопросов/заданий на основе таксономии Б.Блума. Особое внимание заслуживают эффективно подобранные ресурсы.

  3. Алина

    Тренинг составлен методически грамотно, тема актуальна для современной школы. В заданиях тренинга прослеживается смена видов деятельности: работа по содержанию ГОСО, составление собственных заданий по Блуму, обсуждение результатов, рефлексия. Так же Нурбахыт Заркешевной предложены ресурсы к тренингу, что делает тренинг более доступным в воспроизведении другими коллегами. Спасибо!

  4. Марина

    Интересная разработка. Приятно, что этот тренинг можно сразу воплощать в жизнь. Самой захотелось попробовать, хотя я и учитель русского языка и литературы. Соблюдена логика активного занятия, чувствуется творческий подход разработчиков.

  5. Бахыт

    Интересный и полезный тренинг . Тренинг помогает сопоставить требования к уровню подготовки учащихся с таксономией Блума. Ценно,что в качестве ресурса предложено ГОСО, что способствует более тщательному восприятию стандарта. И важно,что сам тренинг построен по принципу Таксономии: от знания и понимания к оценке.

  6. Айдана

    Тренинг помогает глубокому усвоению Таксономии Блума. Ситуативное задание «Ограбление» в самом начале тренинга пробуждает интерес участников к теме .После обсуждения мастерский переход непосредственно к анализу проекта ГОСО обновлённого содержания,как в нем реализуются принципы Таксономии. После анализа участникам предлагается самим создать разноуровневые задания, затем и оценить. Необходимо оценить уместность и практическую ценность использованных ресурсов.Тренинг актуален и необходим учителям.

  7. Жанна

    Аталмыш тренинг қазіргі білім саласында өзекті болып отыр. Мемлекеттік стандарттың өзінде оқушыға қойылатын талаптар да осы Білім таксономиямы арқылы нақтыланған. Əсіресе, тіл мамандарына ыңғайлы қарастырған.

  8. Мейрамгуль

    Содержательный материал. Его реализация предполагает активную деятельность участников тренинга. Содержание и структура тренинга весьма актуально в свете обновления содержания образования.

  9. Бахыт Ахметова

    Тема тренинга гармонично вписывается в программу курсов повышения квалификации педагогических работников по обновленной программе. Тренинг поможет глубже понять суть обновления содержания образования, оприобрести навыки работы с текстом.

  10. Тоты Мукановна

    Практическая ценность тренинга бесспорна, так как ситуативные задания помогут учащимся не просто запоминать материал, а понимать факты, правила,предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных; учащиеся смогут использовать изученный материал (ситуативные задания) в конкретных условиях и в новых ситуациях.Я уверена, что использование на уроках таких тренингов повысит интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к обучению в целом. Спасибо коллеге за ее большой труд!

  11. Марина Петровна

    Прочитала с удовольствием! Интересно, емко, содержательно, четко ориентировано на указанную категорию. Наличие ресурсов — большой плюс. Возьму на заметку ситуационное упражнение.

  12. Асель

    Спасибо большое за предоставленный тренинг. Очень интересный материал, ресурсы. все понятно. Надо попробовать

  13. Елена

    Тренинг ориентирован на отработку конкретных навыков обучающихся через активные методы обучения. Удачно подобраны задания. Продумана обратная связь. Тема актуальна и для учителей начальных классов. Поэтому возможно проведение тренинга и для этой категории.

  14. Жаслан

    Интересно… Дебрифинг — это что-то типа рефлексии? Или опроса? В целом, структура понятна, все подробно расписано. Ранее уже писали о предоставленных ресурсах , что действительно очень удобно. Логика подачи ясна. Интересна работа со Стандартом. Спасибо!

  15. Ляззат

    Тема тренинга актуальна, подобраны практико-ориентированные задания с целью реализации деятельностного подхода, полезный материал для учителя. Спасибо.