Сайт Өрлеу

Организация и методика обучения плаванию (из опыта работы)

Организация и методика обучения плаванию (из опыта работы)

Жумабаев Б.К., 
педагог дополнительного образования
первой категории
Дворца школьников им. М.Утемисова,
города Астаны

 
Аннотация
Статья предназначена для молодых педагогов обучающих  плаванию детей.
В статье указаны проблемы организации занятий, методические рекомендации.Придерживаюсь основных правил обучения плаванию для начинающих. Через данную статью я делюсь своими методами и приемами  работы  при обучении плаванию.
Түйін
Бүл мақала  балаларды бассейінде жүзүге үйретететін жас мамандарға арналған. Мақалада нұсқаулар,сабақты ұйымдастыру мәселелері көтерілген.
Мектептегі бастауыш сыныптарының  балалаларымен жұмыс атқарамын және оларды  бірнеше тәсілді пайдалана отырып суда жүзуге  үйретемін.
Үйрету әдістері  және тәсілдерімен  осы мақала арқылы бөлісіп отырмын
Annotation
This article is intended for young swimming  instructors who work with kids.It includes problems with lesson organization, as well as methodical recommendations. I am following the dasic rules of swimming instruction for deginners. Through  this article I try  to share my working technigues and methods for learning to swim.
 

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому,чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать,тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
подрастающего поколения, в том числе и самых маленьких ее граждан, окружено постоянной заботой и вниманием правительства. И.Б.Чарковский на основании собственных исследований пишет: «Если родители с момента рождения малыша станут регулярно заниматься с ним плаванием, то он будет намного опережать своих ровесников в умственном и физическом развитии.»
Каждый ребенок ежедневно умывается , не правда ли? Тем родителям, чьи дети умываются с нежеланием, побаиваиваются водяных брызг, советую проявлять терпение и настойчивость, добиваться того, чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступил к обучению  плаванию в домашнем бассейне детского сада.Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер- и произойдет это очень скоро!
Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закаленными,гармонично развитыми, совершенствовать свое мастерство.
Урок –основная форма организации учебной работы.По своей структуре урок плавания делится на три части: подготовительную,основную и заключительную.Подготовительная часть урока может производиться только на суше или на суше и частично на воде.Каждая часть урока имеет свои конкретные задачи,причем основная задача урока – изучение скольжений. Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этого важнейшего элемента техники,подготавливать занимающихся к освоению скольжений- координационно, функционально, физически и т.д. Основой работы со школьниками, если она осуществяется целый год,является урок именно такой структуры,его продолжительность -45 минут.
В процессе занятий  обучения плаванию с детьми школьного возраста могут применяться следующие типы уроков:учебный, учебно-игровой; игровой,массового купания, индивидуального обучения,контрольный.
Учебный урок.Посвящается изучению нового материала.Например,на одном из первых уроков дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами:в шеренгах, «змейкой»,по диагонали; грудью и спиной вперед и т.д. На следующем уроке эти же передвижения усложняются (быстрым шагом,бегом), изучаются новые варианты ходьбы- левым (правым) плечом вперед и т.д.На каждом последующем уроке целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.
Учебно-игровой урок. Предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игреили игровой форме или же совершенствование материала предыдущего урока.Здесь может быть несколько вариантов.

  1. На уроке изучаются новые упражнения или элементы техники,на что отводится определенное время.Далее проводится игра, содержащая только что изученные упражнениявновь изучаются в учебной форме.
  2. Примерно две трети основной части урока посвящается изучениюнового материалав учебной форме, после чего в оставшееся время проводится игра, содержащая этот материали направленная на его дальнейшее изучениеи совершенствование.

 Игровой урок.Содержит игры и развлечения.Задачи такого урока могут быть самыми различными:изучение и совершенствование нового материала;проверка степени его освоения;эмоциональное воздействие и т.д.Однако нельзя исключать одно очень важное обстоятельство,которое в работе с учениками может сыграть отрицательнуюроль в дальнйшем освоении навыков плавания: не следует увлекаться командными и даже сюжетными играми на самых первых уроках, когда у детей различная степень плавательной подготовленности.
После прохождения начального курса –изучениесложных упражнений –проведение игровых уроков, содержащих уже знакомый материал,становится необходимым и обязательным. Игровые уроки вариативны.
Например,изучаются дыхание и скольжения:можно проводить игры,содержащие только скольженияна груди или на спине, и после каждой из них выполнятьупражнения на дыхание;возможно чередование игр в такой последовательности: содержащие скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и,наконец, преимущественно со скольжениями на спине. В игровых, как и в любых других уроках выполнениеупражнений на дыхание строго обязательно.
Наиболее успешно учебный материал осваивается в том случае, если он изучается комплексно почти на каждом занятии.Представим себе, что на занятии будут выполняться только упражнения для изучения движений ногами.Дети быстро устанут физически и психологическии, если подобное однообразие будет продолжаться в течение нескольких уроков, могут потерятьинтерес к занятиям плаванием.Вот почему урок необходимо насыщать разнообразными упражнениями, играми, содержащими как новый, так и пройденный материал, способствующими решению задач технической,функциональной,качественной, специальной подготовки.Кроме того, большинство упражнений должно оказывать и эмоциональное воздействие.
Педагог в учебно – воспитательном процессе играет главенствующую роль.Его авторитет в глазах занимающихся любого возраста, и особенно детей,базируется прежде всего на высоком профессионализме, что означаеттворческое отношение к делу, знание техники плавания,упражнений на суше и в воде, методов и средств обучения.
Педагог должен порой проявлять максимум упорства,терпения настойчивости:далеко не все дети имеют одинаковую способность к освоению «плавательной грамоты», все они по разному понятливы и любознательны,а навык плавания необходим каждому.  И научить плавать можно и нужно каждого – только в одном случае для этого потребуется затратить меньше времени и труда, а в другом- больше.
Лексикон педагога должен быть понятен всем занимающимся, его основу составляет профессиональная терминология. Речь педагога должна быть точной, конкретной, свободной от всяческого  сюсюкания,уменьшительных и ласкательных выражений /ножка,ручка,пальчик и т.п./
Процесс обучения плаванию детей необходимо строить так,чтобы ребенок учился познавать окружающий мир,приобретал необходимые в жизни знания и навыки.
Метод обучения – совокупность целенаправленныхприемов передачизнаний и умений, обеспечивающих познание действительности. В данном случае это приемы обучения движениями, составляющим основу способа передвижения в воде.Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные,словесные и практические.
Наглялные методы создают четкое представление об изучаемом предмете.Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений, а также показа фотографий,слайдов, плакатов, игрушеки т.д.
Словесные методы включают объяснения, рассказ,сравнения,замечания,
указания,распоряжения, команды, подсчет,анализ.
Практические методы – это методы упражнения,изучения движения в целом и по частям,соревновательный,контрольный.
Цели начального обучения плаванию,научить ребят уверенно,безбоязненно держаться на воде ,проплывать небольшое расстояние облегченным способом,максимально использовать все факторы,способствующие укреплению здоровья детей и их физических развитию ,заложить прочную основу  для дальнейшего освоения спортивных способов плавания.
Методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Большие группы тренер делит на 3 подгруппы ( в зависимости от плавательной подготовленности), используя помощь актива .При проведений занятий тренер ориентируется на основную часть группы – со средней подготовленностью, а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильной подгруппам.
При комплектовании учебных групп необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся.
При обучении плаванию группы занимающихся комплектуются по возрастному принципу:

  • младший школьный возраст (7 – 10 лет)
  • средний школьный возраст ( 11 – 14 лет)
  • старший школьный возраст ( 15-17 лет)

Цикл обучения 3 месяца начальной подготовки. Дети обучаются 3 видам спортивного плавания:

  1. Техники спортивного способа плавания кроль на груди
  2. Техники спортивного способа плавания коль на спине

3.Техники спортивного способа плавания брассом
Также изучались техника стартов,поворотов.Различные эстафеты и игры на воде, игры с предметами,игры с мячами.
С июня месяца в бассейн ходят дети из пришкольных лагерей.Основная цель посещения — содействие их оздоровлению,закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки.
Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закаленными,гармонично развитыми, совершенствовать свое мастерство.
Это  статья – результат исследований и наблюдений автора, более 25 лет работающего над проблемой совершенствования методики обучения плаванию маленьких.

Использованная литература:
1.Васильев В.С. «Обучение маленьких детей плаванию».М.ФиС,1961г.

  1. Осокина Т.И. «Как научить детей плавать.»

3.Левин Г. «Плавание для малышей.»Перевод с немецкого.
4 Павлов И.П. «Физиология теплорегуляции.»Соб.соч.
5 Е.Н.Карпенко,Т.П.Коротнова,Кошкордан Е.Н. «Плавание: игровой метод
обучения»
6.Ильин Е.П. «Психология физического воспитания»