Сайт Өрлеу

Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения

Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения

М.Т. Туякова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по Костанайской    области»,
г. Костанай, Казахстан
mira.tuiakova@mail.ru

Annotation: сomputing information  competence determines the person’s  level of education. Informatization  of  education is a process  providing education with methodology and practice  of  using  modern information technologies focused  on  realization of  psychological and pedagogical   learning objectives.
Key words: informatization, teaching and learning  methods, interactive.
Аңдатпа: ақпараттық құзыреттілік оның білімділік деңгейін белгілейді. Білім беруді ақпараттандыру — білім беру саласын оқытудың психологиялық-педагогикалық мақсаттарын жүзеге асыруға бағытталған заманауи немесе ақпараттық технологияларды әзірлеу немесе тиімді қолдану әдіснамасы және практикасымен қамтамасыз ету үрдісі.
Тірек сөздер: ақпараттандыру, оқыту әдістері, интерактивті информатизация, методы обучения, интерактивный.

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Взрослые ничем не отличаются от детей.  На курсах повышения квалификации часто можно слышать, что устали сидеть, устали писать, устали слушать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения данной ситуации? А ведь всем нам известен классический пример Тома Сойера, который превратил скучное принудительное занятие по покраске забора в захватывающую игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, содержание и техника занятия остались прежними, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно в привычную практику внедрить новые формы и методы реализации образовательных программ.
В последние несколько лет многое изменилось в системе повышения квалификации педагогических работников. Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать занятие интересным, ярким? Как увлечь слушателей своим предметом? Как создать на занятии ситуацию успеха для каждого педагога?»
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к системе дополнительного образования. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление слушателем определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного дополнительного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, слушателя. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно —  и подчиняются основные задачи современного образования. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача преподавателя – обеспечить на занятии такую деятельность. В этом случае слушатель сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Как известно, в образовании существует множество методов обучения, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний слушателями.  У каждого преподавателя этот набор свой.
Среди моделей обучения выделяют[1;4]:
Пассивную. Пассивный метод – это форма взаимодействия слушателей и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а слушатели выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.
Активную. Активный метод – это форма взаимодействия слушателей и преподавателя, при которой преподаватель и слушатели взаимодействуют друг с другом в ходе урока и педагоги здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
Интерактивную. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения преподавателем на своих занятиях говорит об его инновационной деятельности.
В последнее время получил распространение термин – «интерактивное обучение». Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие слушателей не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности слушателей в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности слушателей на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания)[1; 17].
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого слушателя, его активности. Сегодня очень важно при обучении слушателей учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Актуальность заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. В предложениях по модернизации образования на современном этапе, которые были озвучены Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым, наряду с первоочередными задачами особое место занимает информатизация образования. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. Безусловно, мы должны помнить и о потребности человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного информационного общества.
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
— постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
— выбора различных способов деятельности для достижения результата;
— развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
— развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
— мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
— уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе [2; 14].
Одной из основных целей дополнительного образования становится формирование информационной культуры слушателей. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения.
Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый преподаватель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в обучении. Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь слушателей, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень [2; 34]. На занятиях преподаватели активно используют презентации, видеоролики, видеолекции, флипчарты. Использование интерактивных методов обучения, таких, например, как создание флипчартов, интенсифицирует процесс обучения: повышает темп занятия, увеличивает долю самостоятельной работы слушателей, позволяет проверить усвоение теории у всех слушателей, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым педагогом.
Применяя на занятиях информационные технологии, преподаватель обучает слушателей решению специальных практических задач, которые затем будут перенесены на учащихся:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащение словарного запаса;
  • овладение нормами литературного языка;
  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  • наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
При интерактивном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный слушатель как индивид, а группа взаимодействующих слушателей, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение преподавателем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности слушателей, а значит, интерактивного обучения.
Для развития творческих способностей преподавателю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда слушатель должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Систематическое проведение занятий для учителей русского языка и литературы с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей слушателей успешно решается.
При использовании интерактивной доски обычное занятие становится более эффектным, повышается динамичность занятия, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает слушателям лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество преподавателя и слушателя безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Литература:

  1. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
  2. Лихачева, И. В. сервис для создания интерактивных упражнений. 2010г.
  3. Интернет-ресурсы:

http://english-info.ucoz.ru/news/glogster_chto_ehto/2012-04-21-118
http://letopisi.ru/index.php/Glogster
http://en.wikipedia.org/wiki/Glogster
https://sites.google.com/site/mkeor1
http://wiki.iteach.ru/index.php/Интерактивный_плакат
http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html
http://elementy.ru/posters
http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/