Тема занятия | Цели использования ИКТ в преподавании и обучении. Преподаватель: Нурмухамбетова А.С., сертифицированный тренер 3 (базового) уровня, занятие 1-4, уровневые курсы повышения квалификации |
Общие цели | Изучение применения ИКТ в классе в качестве эффективного педагогического инструмента для оказания помощи в процессе обучения, нежели в качестве средства замены учителя. Изучение применения ИКТ в казахстанских школах, обобщение передового опыта, определение аспектов для дальнейшего совершенствования. |
Результаты обучения | Эффективное внедрение средств ИКТ в классе. Использование ИКТ как действенного инструмента обучения, но не средства замены учителя. Использование ИКТ для применения на практике как метода обучения, предполагающего вовлечение всех учащихся и для развития социального аспекта. |
Ключевые идеи | ИКТ – педагогически действенный инструмент для оказания помощи учителю в обучении, а не средство замены учителя или развлечения учащихся на протяжении урока.Технически совершенные ИКТ могут быть пассивными в условиях малоэффективного их использования. |
Заметки тренера: Занятия планирую провести через активные формы работы. Основная масса моих педагогов – учителя с солидным педагогическим стажем. Моя задача – способствовать учителям по-новому взглянуть на себя и свою педагогическую деятельность со стороны, внести «новые нотки в великой мелодии учения». Использование ИКТ как действенного инструмента обучения, но не средства замены учителя, поможет нам дойти до намеченных целей, ведь на предшествующих занятиях обучающиеся раскрывали сущность обучения тому, как учиться. Взятые за правило ежедневные «Размышления о прожитом дне» дают мне обратную связь – что нового узнал учитель, задумывался ли он о некоторых вопросах раньше, какие у него планы в дальнейшем по этому поводу и т.д. |
9.00-10.30 |
|
Участие в упражнении.(7 мин.) Делятся на группы (3 мин.) Просмотр видеоролика (10 мин.) Активный диалог-дискуссия в аудитории. Слушатели обсуждают, активно трактуют и высказывают свои мнения, выдвигают свои версии ответов. (5 мин.) Заполнение таблицы «ИКТ и урок: + или — ?» каждым слушателем для себя в своих конспектах. (5 мин.) Слушатели через активную форму обучения по стратегии «думай-обсуждай-делись» высказывают свое мнение относительно внедрения ИКТ в учебный процесс. (8 мин.) Участие слушателей в презентации. Дополнение своими. выступлениями из своей практики преподавания. (17 мин.)
Слушатели обобщают новый материал в техникой «Обобщение в 1 предложении» (10 мин.) |
Видеоролик «Ох и не легко!». |
Заметки тренера: При выполнении заданий тренер обеспечивает учителей необходимыми ресурсами, вовлекает учителей в групповую работу по обсуждению основных идей, создаёт условия для критического мышления. Учителя размышляют о роли новых технологий в процессе обучения. | |||
Время | Деятельность тренера | Деятельность слушателей | Ресурсы |
10.40-12.10 | Стадия Осмысление. Задание, основанное на предыдущем обучении:
Что мы сейчас делали? Обсуждали, размышляли, задумывались, сравнивали, пытались оценить свою деятельность относительно применения ИКТ. |
Слушатели совместно вырабатывают критерии оценивания выступлений. (10 минут) Слушатели выражают свои мысли в виде — 1 группа – стих — 2 гр. – проза (былина, ода) — 3группа – сказка — 4 группа – ролевая игра — 5группа — песня. Время подготовки «проекта» — 30 минут Презентация проектов-номеров(5 групп по 6-7 минут на каждое выступление = 35 мин.) Работа с заранее выработанными критериями: оценивание выступлений — «самое лучшее выступление» согласно выработанным критериям оценивания. (5 мин.). Аплодисменты (создание «ситуации успеха») Работа в микрогруппах с Руководством для учителя «О взаимодействии предметных, технологических и педагогических знаний» Развитие критического мышления педагога техникой «Чтение с пометками». Время для работы – 10 минут. |
Руководство для учителя. |
Заметки тренера по занятию 2— При выполнении заданий на занятии 2 тренер создаёт условия для критического мышления по теме « новые технологии» в интеграции с модулем «ОО иОдО», учителя размышляют о своём собственном опыте использования ИКТ, осмысливают «модуль ИКТ глазами учителей» (взаимодействие ТЗ, ПЗ, ПЗ). |
Время | Деятельность тренера | Деятельность слушателей | Ресурсы |
13.10-14.30. | Проведение активити учителем информатики (внедрение идеи модуля в практику преподавания). Составление и презентация анимационного видео. —
|
Участие слушателей в тренинге-активити (10 минут). Работа с ресурсом образовательного портала «Педагогические стратегии ИКТ; характеристика вашего преподавательского опыта» (10 минут). Обобщение «в 1 предложении» . Работа с «Диаграммы Венна» относительно урока – две группы — с использованием ИКТ, три группы – без использования ИКТ (20 мин.) Слушатели работают в парах по желанию по 2 или 3 человека. (10 мин). Составление тезисов от каждой пары. Активная форма обучения методом «Воздушный шар» при погружении в тему (20 мин). Работа в малых группах из 3 человек по составлению плана урока с внедрением ИКТ (15 мин.) |
|
Записи тренера по занятию 3 По обсуждению основных идей идет заполнение ресурса «Внедрение модулей в практику преподавания» — осмысление на практике. Фрагментарное составление плана создаёт условия для реализации идеи модуля на практике. |
Время | Деятельность тренера | Деятельность слушателей | Ресурсы |
14.40-16.20. | 12. Работа-систематизация «Черного ящика по ИКТ». Задание: Классифицируйте средства ИКТ и продукты ИКТ и их предназначение.
Горячий вопрос: |
Слушатели работают с «разрезанным» раздаточным ресурсом, пытаются соотнести их предназначение (время работы – 30 минут). Обсуждение ресурса: ответ на горячий вопрос: что мне это даст? (ознакомление – 10 мин., обсуждение — 10 мин. = 20 минут). Слушатели в течении 20 минут дают идеи по внедрению идей на практике. Работа в малых группах. (15 мин). Доведение до совершенства плана/фрагмента урока, который отражает применение модуля Слушатели пишут СМС- обратную связь тренеру. (5 мин). |
|
Записи тренера по занятию: Классификация средств ИКТ и продукты ИКТ и их предназначение дает «возможность пощупать и потрогать» икт. Подробное изучение предназначения позволит размышлять о том- что это мне может дать? Также создаются условия для реализации идеи модуля на практике. |
Комментарий к проведению практических занятий:
Проблема современной школы заключается в том, чтобы научить ребенка приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников — одна из важнейших задач современной школы. А задача тренера – создать такие условия, в которых учитель действительно почувствовал – что ИКТ – средства помощи учителю. А как и когда это можно сделать? Это вопрос – на который могут дать ответы мои учителя. Согласно идее программы, по завершении обучения 3 (базового) уровня педагоги будут компетентны в цифровых технологиях, способны к эффективному использованию ИКТ в преподавании.
В целях активизации слушателей на этапе вызова, предлагаю диалог-дискуссия по ресурсу «ИКТ и урок: + или — ?». Предполагаю, что обучающиеся могут обсудить, трактовать и высказывать свое мнение, письменно излагать идеи по использованию ИКТ практике преподавания. Это задание поможет сообща определить цели. Заполнение пустографки поможет всем (кому то – в большой, а кому то – в меньшей степени) педагогам уже на этапе вызова понять — применять «можно и нужно всем», также отвечает потребностям обучающихся – знают и могут, как можно внедрить идеи модуля в предстоящей серии уроков.
Предложенные разнообразные формы работы предусматривают интеграцию в учебный процесс ключевых идей и соответствуют потребностям аудитории. Наиболее интересной считаю составление и защиту мини-проектов по применению ИКТ на уроке, где каждая группа покажет свою креативность, толерантность, самостоятельность в реализации творческого задания «стих, проза (былина, ода), сказка, ролевая игра, песня. Мои слушатели в совместной работе смогут достичь определенных результатов обучения: эффективное внедрение средств ИКТ в классе; использование ИКТ как действенного инструмента обучения, но не средства замены учителя; использование ИКТ для применения на практике метода обучения, предполагающего вовлечение всех учащихся и для развития социального аспекта обучения и выявить ключевые идеи занятия.