Өрлеу сайты

Развитие у учителей навыков планирования процесса преподавания в условиях обучения по программе «Эффективное обучение»

Развитие у учителей навыков планирования процесса преподавания в условиях обучения по программе «Эффективное обучение»

Давлеткалиева Е.С.
Максачук В. Ф.
Филиал АО НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Актюбинской области,
г.Актобе, Казахстан, к. п.н.,
Бестамакская средняя школа,
г.Алга, Казахстан.

Аннотация
В статье авторы предлагают способы планирования процесса преподавания и обучения в условиях Программы «Эффективное обучение». Грамотное планирование процесса способствует успешному освоению знаний и развитию учебных навыков учащихся на уроке.
Ключевые слова: планирование, преподавание, обучение, качество знаний, навыки.

Аңдатпа
Мақалада авторлар «Тиімді оқыту» бағдарламасын жүзеге асыру жағдайында  оқыту мен оқу үрдісін жоспарлау жолдарын ұсынады. Оқу үрдісін сауатты жоспарлау  сабақта білімді табысты меңгеруге  және оқушылардың оқу дағдыларын дамытуға ықпал етеді.
Түйінді сөздер: жоспарлау, оқыту, оқу,білім сапасы, дағды.

Annotation
In the article the authors suggest ways of planning the process of teaching and learning in the conditions of the «Effective Learning» program. Competent planning of the process contributes to the successful development of knowledge and the development of the students’ learning skills in the lesson.
Key words: planning, teaching, training, quality of knowledge, skills.
 
Изучая и осваивая Программу курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан «Эффективное обучение», становится понятным тот факт, что повседневная работа учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся с целью формирования у учеников навыков  обучения тому, как обучаться, становления их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях, имеет наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников. Для того, чтобы в полной мере развить у учащихся такие навыки, необходимо привнести в образовательный процесс семь модулей, так или иначе взаимодействующих друг с другом, представленных в программе «Эффективное обучение».
Работая над краткосрочным планом серии последовательных уроков, анализируя возрастные особенности, уровень усвоения теоретических знаний учащихся, группа учителей определили тему исследовательской работы «Новые подходы в преподавании и обучении в условиях развития критического мышления».
В связи с этим, возникла потребность в создании образовательной среды, благодаря которой, учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а непассивно принимать информацию. Для того, чтобы реализовать план внедрения новых подходов в преподавании и обучении в образовательный процесс, нужно понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения. И на этих основаниях,учителядолжны спланировать серию последовательных уроков, ориентированную на расширение исходных знаний, запуска процесса решения проблем для развития и укрепления этих связей, отведение для учеников времени на построение, осмысление и апробацию гипотез, предоставление учащимся возможности взаимообучаться, дозирование учебного материала по объему в определенную единицу времени, соблюдая дифференцированный подход, помощь учащимся в обобщении полученных знаний, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей, поощрение для комфортного обучения и организацию обратной связи. Иными словами, нужно попытаться помочь ученикам развить в себе способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся.  В целях выработки метапознавательных способностей у учащихся, необходимо провести с учениками консультацию на тему: «Школьная политика». На данной консультации целесообразно будет рассмотрение следующих вопросов:
— Выразите свое отношение к учебному процессу, ответив на предложенные вопросы:

  1. Мне нравится на уроке…
  2. Мне не нравится на уроке…
  3. Я хотел бы изменить…

— Каким должен быть, по Вашему мнению, идеальный ученик?
Также, при проведении консультации, следует принять во внимание мнения учеников. Джин Раддок, являясь одним из сторонников теории «Голос ученика», пишет о том, что общение с учениками имеет своей целью постижение сущности обучения с точки зрения его восприятия, и поиски путей совершенствования обучения для отдельных учеников и групп. (Руководство для учителя стр. 137). В случае, если педагог использует в своей практической деятельности теорию «Голос ученика», можно добиться положительного содействия в развитии самоуважения у учеников, позитивного отношения к школе и обучению со стороны учеников и формирования эмоционально положительного отношения к учителям.
При проведении уроков, в первую очередь, учителя должны опираться на стадии дидактического цикла: вызов, осмысление, рефлексия, так как они способствуют развитию критического мышления, что соответствует запланированным целям. Первая стадия – вызов. Данная стадия способствует активизации, а также мотивации для дальнейшей работы. Осуществляя на уроке дифференцированный подход, учащимся предлагаются следующие методы:

  • Предположите по ключевым словам (схема В.Ф.Шаталова «ключевые слова в облаке»)
  • Предположите по картинкам…(схема В.Ф.Шаталова «картинка в облаке»)

Стадия осмысления подразумевает сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Интерес к теме сохраняется при условии, что учащийся постепенно продвигается от уже имеющихся знаний,к новым. На данном этапе урока можно применить прием поиска ответов на поставленные вопросы. Соблюдая условия дифференцированного подхода в приобретении знаний, одаренным учащимся можно предложить ответить без подсказок, менее способным – найти ответ в тексте.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» подразумевает активную работу учеников, формирующих свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Для реализации этой цели,учителя могут отобрать интересные методы, например: «Ротация», «Ассоциация», «Одноминутное эссе», «Ты мне – я тебе». Каждый из вышеуказанных методов в определенной степени, способствует достижению целей урока. Таким образом, благодаря различным видам работ, обучение и преподавание на основе диалога осуществляют подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем поможет учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Поэтому, развить критическое мышление учащихся можно посредством диалогового обучения.
Известно, что образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех, в случае, когда знания, навыки, подходы и убеждения исходят от самих учеников. Чтобы разнообразить уроки, дабы не снизить интерес  учащихся к образовательному процессу, можно предложить ученикам на выбор различные методы и приемы, способствующие повышению мотивации и саморегуляции. Следует учесть еще тот факт, что самым высоким процентом удержания полученной информации учениками, (Национальные учебные лаборатории, Бефель, шт. Мэн, США «Руководство для учителя стр. 132») как показывает «Пирамида обучения», является передача знаний (90%). А передача знаний, в свою очередь, подразумевает глубокое изучение теоретических знаний. Поэтому, учителю необходимо следить за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложным и разнообразным, что еще ко всему прочему, позволяет удерживать внимание учеников.  Здесь необходимо помнить о возрастных особенностях учеников, а также об инклюзивном преподавании, определяя ЗБР каждого ученика. Для этого следует подумать о применении таких методов и подходов к обучению, благодаря которым ученики без труда смогут освоить теоретический материал, развивая, при этом, критическое мышление.
Очень важно, чтобы ученики чувствовали себя комфортно в течение всего урока, поэтому необходимо правильно и позитивно организовать его начало. На начальном этапе урока, благоприятной обстановки в классе предполагаю достичь путем проведения психологического тренингов, где учащиеся смогут друг другу пожелать хорошего настроения, активной работы во время урока, получить хорошую отметку. После тренингов, как правило, ребята испытывают эмоциональный подъем, этот факт, несомненно, улучшит работу в классе. На следующем этапе урока ребятамможно предложить выполнить работу индивидуального характера. Например, можно им предложить записать идеи, возникающие при виде определенных предметов, и здесь у них включается яркое воображение. Таким образом, ассоциативный, а иначе говоря, мнемонический метод способствует улучшению памяти учеников.
Нестандартный вход в урок — один из обязательных методов для повышения мотивации учащихся. Например, на слайдах представлены загадки в виде четверостиший. Как показывает практика, ребята с огромным энтузиазмом выполняют подобного рода задания, вследствие чего, происходит эмоциональный взрыв, что положительно сказывается на результатах усвоения теоретического материала.
Наш нынешний современный мир невозможно представить без информационно коммуникативных технологий и, конечно же, на каждом уроке, приходится прибегать к использованию инновационных ресурсов, что положительно сказывается на результатах обучения учащихся. Исследования показали, что аудио-визуальное восприятие помогает ученикам усваивать материал до 20%. Поэтому использование ИКТ на уроках необходимо применять.
Модуль «Управление и лидерство», еще один важный аспект, заслуживающий особого внимания. Традиционная система образования устроена так, что учитель передает готовые знания учащимся, и как следствие учащиеся лишаются возможности развивать свою речь. Принимая во внимание данный факт, необходимо спланировать урок таким образом, чтобы предоставить возможность ученикам говорить больше, чем учителю.
Для успешного проведения урока, также необходимо разработать задания, требующие как парной, так и работы в группах, с целью осуществления диалогового обучения. Например, при заполнении кластера учащимся предлагается выполнить задание сначала в парах, затем обсудить результат в группе. В результате этой работы происходит диалог. Вследствие чего, можно реализовать модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Практика взаимодействия личностей друг с другом, умение самостоятельно решать проблемы, предполагают развитие у учеников критического мышления,  такие навыки в будущем позволят ученикам свободно «лавировать» в социуме. Учителю нужно особое внимание уделить развитию способностей учащихся самостоятельного обучения и необходимо добиться того, чтобы они взяли на себя ответственность за свое обучение.
Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» можно реализовать посредством дифференциации. Талантливым и одаренным детям можно предложить задания творческого характера. Дифференциация можно провести путем предоставления заданий для выполнения по выбору, а также для менее способных учеников предоставить задания с подсказками. Параллельно возможно внедрить модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». В течение всего урока, после выполнения каждого задания необходимо запланироватьформативное оценивание со стороны учителя и оценивание учениками в виде самооценивания и взаимооценивания, которые можно провести при помощи предоставленных шаблонов. Посредством данных видов оценивания можно реализовать модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения». Рефлексия в конце урока поможет определить уровень усвоения знаний, навыков всех учащихся, а также их эмоционального состояния. На данном этапе урока учащимся можно предложить следующие приемы:
— заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственных связей между блоками информации
— возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
— написание творческих работ (сочинение, синквейн, эссе)
В период практики в школе, учителя должны использовать знания, полученные на курсах, собственный опыт преподавания и обучения и помощь со стороны более опытных коллег. На основании наблюдений коллег, учителя сделают выводы, которые помогут им принять решение о дальнейшем планировании педагогической деятельности.
Успешная реализация семи модулей в серии последовательных уроков и, уроков следующих за ними, поможет учащимся применять полученные навыки в любой ситуации, что позволит им преодолевать любые трудности и решать различные проблемы, с которыми они могут столкнуться в будущем. Учащиеся смогут усовершенствовать свои коммуникативные компетенции, языковые навыки в различных сферах и обстоятельствах, что, несомненно, необходимо для успешного сотрудничества и взаимопонимания.
Использованная литература:

  1. Руководство для учителя стр.137.
  2. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: «Университетское», 1990. — 223 с. — ISBN 5-7855-0256-9.
  3. Национальные учебные лаборатории, Бефель, шт. Мэн, США Руководство для учителя стр.132.