Сайт Өрлеу

Развитие профессиональной компетентности педагогов внутри дошкольной организации образования: подходы и технологии

Развитие профессиональной компетентности педагогов внутри дошкольной организации образования: подходы и технологии

Бурабаева Р.С.
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по г. Астана,
г. Астана, Казахстан

Аңдаттама: Мақалада педагогтердің кәсіби құзыреттілігін жетілдіру бойынша инновациялық технологиялардың тәсілдері тұжырымдалады және қарастырылады.
Summary: This article formulates the approaches and innovative technologies for advancing the professional competences of pedagogues.
На современном уровне развития общества и государства Республики Казахстан в связи с усилением конкуренции и появлением феномена конкурентоспособности важной стала проблема формирования профессиональной компетентности педагогов. Лишь способный концептуально осмыслить собственную образовательную деятельность воспитатель дошкольной организации может говорить о качестве образования. Качество образования – показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Вследствие этого внутри организации необходимо создать условия для улучшения профессиональной деятельности педагога, направленной на переосмысление его личных целей и соотнесение их с целями организации образования.
В настоящее время совокупность знаний, умений и навыков не является показателем компетентности педагога, а вот основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность, умение самостоятельно добывать информацию, анализировать и эффективно использовать полученную информацию, умение рационально, продуктивно жить и работать в современной образовательной среде, такие показатели свидетельствуют о компетентности воспитателя. Чтобы пропорционально развивать все способности дошкольника воспитателю необходимо владение исследовательскими навыками. Если иметь в виду профессиональную компетентность, то в содержание этого понятия вкладываются личные возможности воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией организации.
Для того чтобы педагогический коллектив мог обучаться, накапливать знания и опыт непосредственно внутри дошкольной организации, администрация должна создать соответствующий эмоциональный климат, способствующий инновациям и развитию.
Дошкольной организации образования необходимо направить усилия на развитие своих сотрудников и создать условия для повышения их профессиональной компетентности. При этом для создания инновационной образовательной среды специалисты рекомендуют использовать следующие подходы:

  1. Подход к задачам и деятельности дошкольной организации в целом с позиции обучения – вместе с педагогами анализируется деятельность детского сада или центра, совместно вносятся коррективы и изменения, деятельность рассматривается, как эксперимент;
  2. Формирование политики на основе «принципа участия» — процесс принятия решений делается более открытым, во внимание принимаются взгляды заинтересованных сторон – руководителей и подчиненных;
  3. Информирование – привлечение новых информационных технологий для облегчения и усовершенствования процесса обучения для всех его участников;
  4. Внутренний обмен – создание условий для передачи педагогических технологий, приёмов и методов непосредственно между педагогами, формирование «наставничества».
  5. Выполнение педагогами сбора информации, анализ полученных данных и использование полученных результатов для формирования последующих действий.
  6. Обучение с использованием педагогического опыта коллег – обмен информацией, использование инновационных методов и форм, педагогических идей, организация совместных проектов и других форм деятельности.
  7. Благоприятная и комфортная атмосфера – стремление к получению обратной связи, анализ ошибок, как возможностей для обучения, положительное отношение к различным источникам идей, создание оснащённой предметно-методической базы.
  8. Возможность саморазвития – поощрение принятия на себя ответственности за собственное развитие, предоставление педагогам различных ресурсов для реализации данного процесса.

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует использование инновационных методов обучения детей, результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта.
Использование интерактивных технологий (активная лекция, семинар, интеллект-карты, информационный лабиринт, различные виды анализа ситуаций, кейс-метод и мн.др.) в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов решают следующие задачи и способствуют:
— созданию целостного представления о профессиональных компетентностях, их динамике и месте в реальной деятельности;
— приобретению на материалах, профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе опыта межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества;
— развитию профессионального, аналитического, практического мышления;
— формированию мотивации, созданию условий для появления личностной психологической установки.
Таким образом, говорить о функционировании дошкольного организации образования c целью развития профессиональной компетентности педагогов можно, если:
— повышается эффективность и качество образовательного процесса в дошкольной организации на основе использования результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта;
— проводится создание инновационных образцов, моделей педагогической деятельности;
— повышается педагогический потенциал ДОО посредством включения педагогов в — экспериментальную деятельность по актуальным проблемам организации образования как интегрированной образовательной системы;
— разрабатываются конкретные перспективные направления участия в создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию;
— расширяются возможности педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения инноваций;
— совершенствуется система управления инновационным процессом;
— обогащается предметно – развивающая среда и научно – методическое обеспечение.
Деятельность дошкольной организации образования по внедрению в образовательный процесс инновационных программ и технологий позволит   педагогическому коллективу оптимизировать, модернизировать и смоделировать образовательный процесс дошкольных организации, обеспечив вариативность и разнообразие содержания образовательной программы.
Литература:

  1. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 8 – 15.

2.Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 15 – 22.
3.Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. – 2011. – №1, с. 20-23

Один комментарий к “Развитие профессиональной компетентности педагогов внутри дошкольной организации образования: подходы и технологии

  1. Уведомления: ИКТ в повышении квалификации педагогов | Сайт ӨРЛЕУ