Нурмагамбетова Ж.С.
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г.Астана
Абилова Ш.А.
Средняя школа №24
Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.
В основу содержания учебной программы по предмету заложен коммуникативный подход, направленный на развитие четырех навыков речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. В соответствии с данным подходом в учебной программе предлагается речевая тематика социально-бытовой, социально-культурной и учебно-образовательной тематики. Темы уроков в рамках предлагаемых тем разделов учитель может сформулировать самостоятельно или пользоваться темами, предложенными в среднесрочном учебном плане или учебнике. Для формирования коммуникативных умений учащихся каждый урок учителем должен быть организован как урок развития речи, на котором учащиеся слушают и читают различные тексты, рассуждают, анализируют, пишут. Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении точек зрения, ищут и используют информацию для решения познавательных задач, активно занимаются самостоятельным поиском решения учебной проблемы.
В процессе учебной деятельности школьники научатся сознательно относиться к языку, высказывать свои мысли адекватно и ясно как в устной, так и в письменной форме, учитывая сложившиеся в данной культуре носителей языка традиции использования языковых средств. Они смогут высказывать, обосновывать собственное мнение и владеть различными стратегиями слушания и чтения.
Деятельность учителя должна быть направлена на формирование навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности; обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся.
Развитие речи на уроках русского языка – это проводимая словесником вся работа специально и в связи с изучением школьного курса: грамматики, словообразования, правописания. Результатом работы является овладение учениками языковыми нормами: произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Конечно, если оценивать владение языком с применением современных критериев определения типа речевой культуры – правильность, функциональная грамотность, умение продуцировать тексты речевых стилей, картина показателей достижений в направлении функциональной грамотности оставляет желать лучшего.
К сожалению, молодым казахстанцам негде повышать речевую культуру, в связи с тем, что и количество часов по русскому языку в школах с казахским языком обучения 2 часа в неделю, а литературу практически невозможно преподавать на должном уровне при одном астрономическом часе в неделю. До сегодняшнего дня во внимание не берутся показатели ЕНТ. Оттого у детей ослабевает интерес к русскому языку и литературе как к предметам и, как следствие, учащиеся после окончания школы не поступают в вузы по специальности «Русский язык и литература». К тому же, сегодня школы страдают от нехватки квалифицированных кадров – филологов-русистов.
Непопулярно в школе чтение. Сегодня мы живем в таком обществе, которое не является литературоцентричным. Причина разная: массовая культура доминирует над высокой, элитарной. Есть влияние и «информационного» шума, и влияние сложного периода, когда просто-напросто нет ни желания, ни времени для серьезной высокой литературы. Вряд ли Интернет может способствовать повышению культуры речи, так как Интернету присущ свой особый язык. Идет снижение общего уровня владения русским языком, обеднение словарного запаса, орфоэпической, орфографической безграмотности.
Основная форма организации учебного процесса – урок. Качество и эффективность урока зависит от многих факторов и, прежде всего, от правильной его организации: отношения учеников к уроку, к предмету и от отношения учителя к своему предмету, от его знаний, таланта и умения пользоваться разнообразными формами и методами обучения. Дети имеют возможность изучать как родной язык, так и второй, третий, поэтому необходимо направить совместные усилия на:
обсуждение прочитанных книг для развития познания об окружающем мире;
вовлечение детей в мир книги и использование одного и того же текста на различных языках с целью усвоения данных языков;
работа с родителями по повышению читательского интереса у детей через совместное прочтение, посещение театров, обсуждение книг;
проведение мероприятий, конкурсов по детской литературе, например, «оживление образов» детских книг.
При изучении сказок и реализации на уроке таких целей: Понимать о ком/о чем говорится в прослушанном, Пересказывать простейшие истории,
Понимать, о чем говорит собеседник, реагировать на услышанное различными способами и отвечать собеседнику, соблюдая речевые нормы, Читать целыми словами знакомые слова.
Учащиеся сначала осваивают и запоминают слова, словосочетания и выражения, и только потом начинают разбирать, что они из себя представляют в смысле грамматики.
Можно использовать «Карту истории».
Весь класс пересказывает сказку «про репку» (или подобную историю), несколько раз используя карту истории учителя и план действия. Учитель направляет словами и действиями, постепенно сокращая свою речь, в то время как растет уверенность учащихся пересказывать сказку.
К интерактивным методам также относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения.
Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце просмотра или лекции необходимо обязательно подвести итоги и озвучить извлеченные выводы. (Д) Представьте всему классу другие разные версии сказки про репку, обсудите то, что учащимся нравится/ не нравится.
Другая английская версия сказки про репку:
Сказка про репку – посмотрите без звука:
Выбрать 6 учащихся для того, чтобы разыграть сказку о репке, в то время как остальная часть класса расскажет данную сказку по карте истории. Необходимыми персонажами являются: фермер, его жена. Учащиеся, разыгрывают сценку, используя мимику и жесты, а рассказывающие сказку четко произносят.
Учащиеся работают в группах для того, чтобы разыграть историю с одним или двумя учащимися, пересказывающими данную сказку на основе карты истории.
Группы разыгрывают сценки для остальной части класса. Другие комментируют/оценивают.
Дифференциация: учащиеся уверенно пересказывают историю с помощью действий и без использования карты истории; могут добавить детали главных героев при разыгрывании сценки.
Упражнение для менее способных: учащиеся рассказывают сказку с помощью других учащихся, используя карту истории учителя.
В интеграции работают 4 навыка: слушают, как произносить, говорить по карте истории, читать и писать.
Все виды и формы работ, проводимые с целью развития речевой деятельности учащихся, преследуют следующие цели:
- способствовать овладению всеми видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- развитие деятельной речи, способствующей овладению учащимися знаниями, накопленными человечеством, а также продуктивной речью, обогащающей творческий потенциал в языковой личности;
- приобщение учащихся к духовному богатству русского языка, запечатленному в письменных памятниках, образцах устной и письменной речи;
- обеспечение базы знаний и умений для продолжения дальнейшего образования производственной и творческой деятельности.
Наблюдая окружающий мир, слушая учителя, читая книги, фантазируя, дети учатся проникать в сущность вещей, объяснить причины происходящего, по-своему передавать с помощью речи увиденное и услышанное. Им свойственно стремление и к последовательности, и к выразительности изложения. Но они нуждаются в помощи учителя, его указаниях, как лучше строить высказывания, где и как находить самые точные, яркие и выразительные образы и слова; одновременно они требуют от него внимательного и бережного отношения к своим мыслям, чувствам, речи, ежедневной заботы о стимулировании творческой активности.
Таким образом, на уроках русского языка во главу обучения ставится обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо; вводится речевой материал, которому подчиняется языковой материал, изучаемый на уроке с применением интерактивных методов обучения, т. к. такой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогает ориентироваться не только в речевых, но и в жизненных ситуациях.
Литература
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы.
- Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан».
- Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие . – 5-е изд., доп. – Алматы, 2012.- 341 с.
- http://www.youtube.com/watch?v=34g3hUQG1so
- http://www.youtube.com/watch?v=ysPxSHHE8Lg
Уведомления: Использование методов и технологий обучения в преподавании языковых дисциплин | Сайт ӨРЛЕУ