Сайт Өрлеу

Формирование медиаинформационного мировоззрения педагогического работника дошкольного и начального образования

Формирование медиаинформационного мировоззрения педагогического работника дошкольного и начального образования

Доцент кафедры дошкольного,
начального обучения и воспитания
личности ФАО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области,
к.п.н., доцент Садыкова А.К.

Медиасреда – это сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, сеть Интернет и т.д.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое или организационное воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей.

Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы; ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка: младенчество (от рождения до 1 года) благоприятно для развития ощущений, ранний возраст (1-3 года) — для развития речи, дошкольный (3-7 лет) — для развития восприятия и памяти, младший школьный (7-11 лет) — мышления.
Изменение этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте, ролевые игры в дошкольном, учебная деятельность в младшем школьном возрасте
Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки
Мультипликационное кино как вид искусства, обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребёнка, с особой силой воздействует на его воображение. Мультипликационный фильм вводит ребенка в особое эмоциональное состояние, дарит ему возможность эмоционально контактировать с персонажами данного медиапроизведения, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается. Однако медиаинформация, содержащаяся в мультипликационном кино, при неконтролируемом со стороны взрослых потреблении,  негативно сказывается на физическом и психическом здоровье современных детей. Психологи указывают на то, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики ребёнка. Он либо разрушает её, либо влияет благотворно. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения,  общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса — максимум полчаса. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО на практике  93 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов [10]. Последствия многочасовых телевизионных и компьютерных просмотров мультипликационного кино, не соответствующего требованиям  в плане формы, содержания и качества, общеизвестны: это  снижение зрения,  развивающиеся неврологические заболевания, отставание в психическом и физическом развитии, соматические заболевания. Другие проявления неблагоприятного влияния – плаксивость, раздражительность, нарушение сна, повышенная возбудимость, страх. Подтверждение тому случай, который произошёл в Японии  в 1997 году. Тогда сотни детей были доставлены в больницы с симптомами неврологических и эпилептических припадков, причиной которых оказался просмотр популярного в то время мультипликационного сериала «Мой карманный монстр».
Вспышки света и резкая и частая смена кадров в этом мультсериале неблагоприятно воздействовала на детскую психику и вызывала припадки эпилепсии. Американская академия детской и юношеской психиатрии провела ряд исследований по  проблеме насилия и жестокости в мультипликационных фильмах. Многочисленные психолого-педагогические и социологические исследования академии показывают, что у детей развивается своеобразный  «иммунитет» к восприятию насилия, они начинают дублировать увиденные в жизненных ситуациях. Сравнительно недавно в средствах массовой коммуникации появились статьи, предупреждающие об опасности аниме — очередного навязываемого нам явления массовой культуры Востока.  Для аниме характерно использование ярких красок, самой современной компьютерной графики и натурализма в изображении человеческого тела. В аниме все чувства — дружба, ненависть, чувство долга и мести, любовь  — выражены  в крайней эмоциональной форме. Известно, что взрослые люди, увлекающиеся аниме, теряют чувство реальности,  что же можно говорить о детях дошкольного возраста? Как отметил когда-то один из основателей советской мультипликации И. Иванов-Вано, искусство мультипликации не имеет границ, также как не имеет границ фантазия. К сожалению, отсутствие границ нравственности и морали у современного мультипликационного кино отнюдь не является его положительной характеристикой.
Мультипликационное кино оказывает огромное влияние на детей дошкольного возраста. И именно потому, что дошкольники не обладают необходимыми знаниями, соответственно не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают через  и с помощью  аудиовизуальных образов и ощущений. И мультипликационное кино, языком этих аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, может донести до детского сознания большое количество медиаинформации. К глубокому сожалению, в современных тенденциях развития медиаинформационного общества, медиаинформации не всегда качественной и позитивной. Это происходит по той причине, что ребёнок ещё не умеет отличить вымысел от реальности, для него все герои мультипликационного кино реальны. Именно мультипликационных персонажей ребёнок будет копировать в своём поведении и в играх. К сожалению, современное мультипликационное кино разрушает систему ценностей даже взрослого человека, а у ребёнка-дошкольника она просто не имеет шанса сформироваться положительной. Главные герои в них либо чревоугодники, либо сребролюбцы и завистники. Более того, есть и «положительные отрицательные» персонажи. Они изображены милыми, симпатичными и наделены различными страстями и совершают отрицательные поступки, которые дети воспринимают как правильные [4]. И  если значимыми для ребёнка людьми — родителями, педагогами, воспитателями — подобный образ действий не опровергается, он усваивается как образец, пример для подражания. Вследствие достаточно высокой восприимчивости  к аудиовизуальным медиатекстам, отсутствия жизненного опыта, критического отношения к действительности, дети дошкольного возраста легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения.
К сожалению, эти модели нередко оказывают прямое разрушительное действие на ребёнка-дошкольника. Поэтому перед родителями  и педагогами стоит серьёзная проблема. Сегодня попустительское отношение  к тому, что смотрит ребёнок, крайне опасно. Казалось бы, чему как не мультфильму сегодня можно доверить внимание ребёнка.… И, тем не менее, следует вдуматься в слова А. Пуанкаре, который считал, что даже маленькая причина, которая ускользает от нашего внимания, определяет значительное следствие…. Сегодня банальное невнимание к мультипликационному рациону, влечёт за собой катастрофические проблемы развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Мы поддерживаем точку зрения Л.Л. Тимофеевой, которая справедливо замечает, что необходимо что-то противопоставить обрушивающемуся на детей сегодня неупорядоченному, несистематизированному медиаинформационному потоку, сформировать у них своеобразный защитный фильтр, нравственный стержень, чувство прекрасного, эстетический вкус, аудиовизуальную культуру [6, с. 6]. Мы полагаем, что не ошибёмся в своих предположениях о том, что эти задачи призвано решить дошкольное медиаобразование, цель которого научить понимать сюжет, различать выразительные средства медиапроизведения, формировать у дошкольников взгляда на мультипликационное кино с позиции творческого человека, имеющего опыт медиатворчества, способствовать становлению у ребёнка осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой мультипликационной продукции, то есть формировать у него медиаграмотность – значимое качество личности ребёнка-дошкольника, наличие которого обусловлено требованиями, предъявляемыми современным медиаинформационным обществом к уровню образования.
Обучение детей дошкольного возраста  медиаграмотности средствами мультипликационного кино, адекватному психолого-педагогическим особенностям дошкольного возраста, позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие  характеристики данного возрастного периода — любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребёнка вопросы. Мы солидарны с Е. Хилтунен, в  том, что старший дошкольный возраст – важнейший период для развития социального чувства, когда для ребёнка самым значимым  становится собственное положение в обществе сверстников и взрослых.  В этом возрасте формируется умение находить своё место и роль в совместной работе.
Обладая особыми возможностями воздействия на ребёнка-дошкольника, мультипликационное кино при соответствующей профессиональной подготовленности педагога может найти широкое применение в воспитательно-образовательной  работе. Мультипликационное кино — искусство условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир метафоры, иносказания, нравственно-философской притчи, художественных размышлений. Пластическая и цветовая выразительность, яркая образность, музыкальность, лаконичность изложенной мысли, динамичность —  эти качества мультипликационного кино, отвечающие особенностям восприятия детей дошкольного возраста, позволяют решить широкий круг образовательных и воспитательных задач. Возникающее в результате просмотра мультипликационного кино особое «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для педагогического воздействия на нравственный мир ребёнка, на его понимание и ощущение художественного языка, восприятия аудиовизуальных образов. Изучение особенностей дошкольного восприятия киноискусства показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые ребёнком во время просмотра мультипликационного кино, часто остаются неосмысленными.
И именно поэтому, задача родителей и  педагогов дошкольного образования— помочь ребёнку научиться осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что возможно  при систематическом и целенаправленном процессе — медиаобразования детей дошкольного возраста, формировании у них медиаграмотности, как залога дальнейшего становления личности, способной активно и грамотно существовать в современном медиаинформационном обществе.
Это смогут осуществить только специалисты дошкольного и начального образования обладающие сформированым медиаинформационным мировоззрением.
Литература:

  1. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации: М.: Изд-во Искусство, 2004.
  2. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования:  дис. канд. пед. наук: Барнаул, 2010.
  3. Зеньковский В.В. Психология детства – М.: Школа-пресс, 2006.
  4. Каспарова Ю. Мультфильмы и дети.// Лиза. Мой ребёнок.-2004.№5.
  5. Мухина В.С. Психология детства и отрочества – М., 2008.
  6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильмы своими руками.- СПб.: ООО «Издательство Детство – Пресс, 2011.
  7. Фёдоров А. В. Права ребёнка и проблема насилия на российском экране.– Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
  8. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы! О методе проектов в детском саду и школе Монтессори // Детский сад со всех сторон.2007, №30.
  9. Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

«Про детей.ру. Информационный портал для родителей»: Скрытый вред телевизионного экрана [Электронный ресурс] / «Про детей. ру. Информационный портал для родителей». Режим доступа — http://www.prodetey.ru/razdel_do_7.html