Сайт Өрлеу

ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОЧЕК ДОМЕНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРЕХЪЯЗЫЧИЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОЧЕК ДОМЕНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРЕХЪЯЗЫЧИЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Ишбердина Г.А. учитель начальных классов
Общая средняя школа имени М.В. Ломоносова

На сегодняшний день, благодаря разумной политике государства, мы понимаем, насколько важно знание языков. Страна развивается и приветствуется знание нескольких языков.На сегодняшний день в Казахстанском обществе проводится политика трехъязычия, направленная на освоение казахстанцами казахского, русского и английского языков.

Сегодня проблему трехъязычия, методы развития многие видят по-разному. Кому- то кажется, что материальная база школ недостаточно развита, родителям кажется, что изучение параллельно 3 языков только осложнит понимание и усвоение теоретического материала. Но нужно понимать, что это НАША общая задача и ответственность. Потому что МЫ сегодня, строим свое завтра. Наши ученики достойны быть среди первых в современном мире. Необходимо увеличивать количество учеников, владеющих тремя языками сразу. Огромное значение имеет поддержка родителей, поскольку им придется помогать своим детям, своевременно направляя их на необходимые языковые курсы, дополнительные консультации. Необходима поддержка всех учителей- предметников, которые смогут развивать стремление учеников узнавать новые слова на трех языках.
В наших школах есть всё самое необходимое для интерактивного изучения трехъязычия:

  1. Кабинеты в нашей школе оснащены интерактивными досками, расписание 2 смен выставлено так, что все ученики проводят уроки в таких кабинетах.
  2. А еще одна система, которая позволяет естественным образом обучиться нескольким языкам. Например, если учитель ведет предмет на казахском языке, он и должен со всеми в школе разговаривать только на казахском. Если преподает на русском, то со всеми разговаривает на русском, точно также поступают учителя английского языка. Ученики, которые не имеют коммуникативную среду по русскому и английскому языкам, практикуются в говорении на уроках или во время дополнительных занятий.
  3. Каждый класс получает несколько дополнительных часов для углубленного изучения языков. Здесь важен добросовестный подход учителя- языковеда к подготовке к данным занятиям, ведь только правильно организованное систематическое обучение даёт свои плоды.
  4. Каждый кабинет имеет электронные учебники, интерактивные приложения для изучения языков, их еще можно найти в школьных библиотеках.
  5. Для родителей и их детей выпускаются интересные детские книги на трех языках. В свободное от школы время дети могут читать и сравнивать сказки на трех языках, запоминать их написание.
  6. По всей республике в школах проводятся недели дня Языков, недели учителей- языковедов, где проводятся внеклассные мероприятия, литературные вечера, викторины. Данные ежегодные мероприятия повышают интерес к изучению языков.

Хочу рассказать о своем опыте работы. Я считаю, что ученикам надо с начальных классов разучивать слова базового запаса данных трех языков. В среднем звене они должны уже составлять диалоги, писать короткие сочинения, эссе, давать полные ответы на вопросы учителя.

В 1классе ученики активны, им хочется знать все больше и больше, им нравится работать с картинками, карточками.

Хочу привести слова Глена Домена «Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы отбить у них всякое желание получать новую информацию. Ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью».

Основная идея методики заключается в следующем: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.Все дети являются филологами и лингвистическими гениями. С малых лет в их головах проходят неуловимые процессы (ученики повторяют слова, исправляют сами себя, обдумывают произношение, подбирают формы слова, изучают ударение слов) Они усвоят столько языков, сколько будут слышать в раннем детстве.Они играючи и без  каких бы то ни было усилий запоминают то, что слышат и видят. На этой особенности детского мозга и основано изучение иностранных языков в раннем возрасте.

Для меня одним из эффективных инструментов для изучения языка являются карточки  Домана на иностранных языках.

На каждом моем занятии проводится словарная работа, ученики работают с карточками Домена. Карточки на протяжении всего урока у них на руках, они читают, разглядывают, запоминают написание слов, проговаривают вслед за мной. Красочные картинки очень их увлекают.

Изготавливаю я карточки Домена к каждой теме. Конечно, карточки на казахском языке найти в интернете сложно, но я приобрела диски и карточки в интернет- магазинах на 2 языках, и при распечатывании добавляю казахский перевод.

Например, тема «Посуда» или «Кухня» подойдет набор следующих карточек Домена:

Тема «Времена года» и следующие карточки

Тема «Животные» позволяет ученикам поделить их на 2 группы: домашние и дикие животные:

Тема «Овощи и фрукты» и следующие карточки:

Важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Карточки нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко».

На уроках «Обучения грамоте» ученики работают очень активно, им нравится формативное оценивание, интересуют красочные карточки и следующих карточек дети ждут уже с нетерпением. В конце учебного года при проведении словарного диктанта удалось увидеть повышение грамотности у многих учеников, они помнят слова с переводом. Родителям в свою очередь очень нравится такой вид работы, нравится наблюдать за успехами своих детей.

Хочется отметить, что для изучения языков  на уровне, приближенном к родному, конечно же карточки не являются панацеей. Занятия с карточками необходимо совмещать с чтением детских рассказов, заучиванием стишков, просмотром мультфильмов на трех языках, прослушиванием сказок, песенок, живой беседой с ребенком, играми на трех языках. Данные занятия создадут прекрасную базу для дальнейших занятий усвоения языков в 3-4 классах.

4 комментариве к “ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОЧЕК ДОМЕНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРЕХЪЯЗЫЧИЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

  1. Уведомления: Совершенствование языковой компетентности педагогов в преподавании языковых дисциплин в условиях трехъязычия | Сайт ӨРЛЕУ

  2. Алмагуль

    Материал очень интересный. Отличная идея использовать карточки Домена на трех языках. Предлагаю использование карточек и на других уроках, на сквозных темах.

  3. Асанали

    Используя такую методику преподавания, думаю наши дети станут полиглотами.

  4. Алтынай

    Галия, я прочитала вашу статью. Да, действительно на данный момент задача трехъязычного обучения актуальна.Вы, правы -это трудный путь знание трех языков ,но мы действительно должны сделать так,чтобы наши дети были на высшем уровне в общении на трех языках.Со временем и родители тоже поймут о важности трехъязычия. Использование карточек Домена на уроках -это очень интересная методика в обучении грамоте .Этим самым дети лучше будут запоминать слова и их произношение.