Грабова В. П.
Қарағанды қаласы
«Балақай» балабақшасы КМҚК
[email protected]
Аннотация:
Мектепке дейінгі ересектер тобына ертегі терапиясы әдісін қолдану арқылы тілдерін дамыту мақсатныда бағыттадым.
В статье говорится о целесообразности использования метода сказкотерапии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста для развития речи.
This article deals with expediency of usage the method of fairy-tale therapy in speech developing of preschoolers.
Речь влияет на развитие интеллекта, увеличивает познавательную активность, существенно расширяет систему знаний дошкольника. Роль речи в формировании ребенка как личности нельзя переоценить.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Сказкотерапия – это методика, которая использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, формированию сознания, совершенствования общения и взаимодействия с окружающей детей действительностью.
Чтобы оценить практическую значимость использования сказкотерапии для развития речи было проведено исследование. Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и апробировать методику формирования навыков связной монологической речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, изучить и применить в работе с детьми возможность и целесообразность использования элементов сказкотерапии.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме небольшой рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов .
В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-«почемучки»), пытаются объяснить свои поступки и действия.
Ребенок третьего уровня понимает и способен вполне самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Словарный запас может показаться достаточным в рамках обыденной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.
Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет огромные трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составлений небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций, что описано в книге Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» .
Сюда же, возможно, можно отнести и занятия с элементами сказкотерапии. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Наблюдения за состоянием связной монологической речи дошкольников в традиционной группе детского сада происходили во время всего периода экспериментального исследования.
Целью констатирующего эксперимента является исследование уровня развития связной монологической речи старших дошкольников 3-го уровня. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У дошкольников определён третий уровень речевого развития.
Были экспериментально изучены навыки детей в составлении:
- Пересказа сказки
- Рассказа сказки на тему (и продолжение по заданному началу).
Индивидуальный качественный анализ высказываний детей III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: уровень самостоятельности во время составления рассказа, последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам, адекватность поставленной задачи, полнота, связность.
Затруднения у дошкольников чаще всего возникали в самом начале пересказа, при воспроизведении последовательности возникновения новых героев сказки и ,особенно ритмизированного повтора, который представляет собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, многочисленные повторы фраз или их частей, пропуски глаголов, усечение составных частей, «обхождение» трудных слов, и т.д.), хорошо прослеживается ограниченность лексикона, при этом выяснилось, что некоторых предметов не называют вовсе (терем- теремок, лягушка, медведь).
Это значит, что у детей необходимо целенаправленно формировать связную монологическую речь, а также продолжать развивать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные умения и навыки, правильное звукопроизношение, слоговое построение и фонематическое восприятие).
У большого количества детей в собственную сказку вкраплялись повторения эпизодов из уже услышанного текста, что приводило к нарушению логики рассказа («когда он пришёл и взял в руки снять.… Плачет и топает нога.… а она не пришла ..»). Всё это говорит о трудностях в решении поставленной творческой задачи, неумении реализовать свой замысел в связном, последовательном рассказе.
Это значит, что у детей необходимо целенаправленно формировать связную монологическую речь, а также продолжать развивать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные умения и навыки, правильное звукопроизношение, слоговое построение и фонематическое восприятие).
Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной организованной учебной деятельности в соответствии с программными требованиями.
Широко используется разнообразный дидактический материал: различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо, большое количество иллюстраций, использование интерактивных игр. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.
Виды сказок. В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:
- По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия сказочного образа). Например, сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.
- По представлению (в основе их лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).
- По воображению (это придуманные сказки, которые представляют собой результат фантазии ребёнка). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.
Использование составления творческого рассказа «придумаем сказку» можно применять после первого месяца эксперимента в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Это являлось необходимой частью методики, так как творческое рассказывание «сочинение сказки» существенно приближает ребенка к уровню монологической речи, который необходим ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Кроме того, творческое рассказывание, «сочинение сказки» играет большую роль в развитии для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, сознательного отражения в речи всевозможных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. На занятиях были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Кроме того 1 раз в неделю по 20–30 минут проводились интегрированные занятия по сказкам, на которых кроме основной задачи (развитие связной монологической речи), решался целый комплекс задач, стоящих перед коррекционной работой с общим недоразвитием речи: активизация процесса мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально – волевых процессов и т.д.
Так же в работе были использованы логопедические игры и задания со сказкой, направленные на развитие связной монологической речи: «Играем с глаголами», развивающая игротека И.С. Кривовяз, «Волшебная азбука», «Живое чтение», логопедические игры и задания Г.А. Быстровой., авторские логосказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, И.Н. Погосовой.
Помимо фронтальных занятий были проведены индивидуальные занятия с некоторыми детьми, имеющие низкий уровень развития связной монологической речи.
Заключительный этап работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов сказкотерапии длится 2 недели. Его цель — проведение контрольной диагностики.
Задачи:
— получить информацию об уровне сформированности связной речи;
— определить наиболее результативные приёмы сказкотерапии.
Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе дает позитивный результат, это подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей.
Во время проведения эксперимента интерес детей к занятиям постепенно возрастал, отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии связной монологической речи детей, кроме этого отмечались улучшения в звукопроизношении.
Коррекционные занятия с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на развитие связной монологической речи, с использованием сказки проводились в игровой комнате, на детской площадке, в песочнице.
Все «сказочные» занятия, которые проводились с детьми, проходили в непринужденной творческой обстановке.
Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад. Сейчас данный метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной педагогической литературе и одним из самых перспективных.
Достоинство и роль этого метода сегодня в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно выстраивать диалоги, и значит влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои собственные пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. — с.27-43.
2 . Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
- Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. — М.: КомКнига, 2006. — 320 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
- Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. — М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. — 158 с.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учебно-методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. — М.: ТЦ Сфера : НИИ школьных технологий, 2008. — 224 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. — М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. — 147 с.
- Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / [Текст] Т. Е. Филичева. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Уведомления: Инновационные технологии обучения в дошкольном образовании | Сайт ӨРЛЕУ