Сайт Өрлеу

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры в условиях обновления содержания образования

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры в условиях обновления содержания образования

Ахметова К.К.,к.п.н.
ФАО НЦПК «Өрлеу»
 ИПК ПР по г. Астана

 
Summary: The article discusses the concepts of advanced teacher training and the research activities of teachers at the course of the upgraded education.
Аңдатпа:  Мақалада жаңартылған білім беру жағдайында мұғалімдердің біліктілік арттыру курстарынан игеретін ұғымдар мен кафедра оқытушылардың курс барысындағы ғылыми-зерттеу іс-әрекеттері қарастырылған.
Тірек сөздер: кәсіби құзырлық, фукционалдық сауаттылық, әдістердің тиімділігі, нәтижеге бағытталған, мәртебе, адами құндылық, педагогикалық этика, инновациялық тәжірибе.
Развитие профессиональной компетентности учителей Республики Казахстан в контексте обновления содержания образования является одной из особенностей образовательных программ обновленных курсов.     Результаты участия Казахстана в международных исследованиях PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях [1]. Усвоение    спиральной формы обучения, которое  предполагает повторное рассмотрение материала, усложняющееся на протяжении процесса обучения, развивает у педагогов творческий, исследовательский подход к организации уроков.  Работая в группах курсов повышения квалификации,   учителя усвоили, что обучение и воспитание  школьников по новому содержанию образования направлено на развитие функциональной грамотности учащихся,  самостоятельного мышления, развитие  коммуникативных способностей, формирование исследовательских навыков,  умение творить позитивные дела, реально смотреть на события окружающего мира и решат проблемы при любых жизненных ситуациях.    Знание основополагающих нормативных документов системы образования Республики Казахстан, теоретических основ целостного педагогического процесса, особенностей возрастной психологии учащихся, овладение  технологиями современного урока, овладение диагностикой и мониторингом результативности учебно-воспитательного процесса, соответствие педагогической этики и культуры учителя  требованиям времени является ожидаемым результатом всех модулей данного курса.
При проведении курсов  в рамках обновления содержания образования преподаватели кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса занимаются исследовательской деятельностью, которая является обязательной частью педагогического эксперимента.
Если «Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска но­вых, более эффективных способов решения педагогической  проблемы…» [2], то на данных курсах присутствует то новое, которое надо изучить, апробировать, подобрать наиболее конструктивные подходы в работе с педагогами.
В настоящее время на проводимых курсах повышения квалификации ФАО «НЦПК«Өрлеу» ИПК ПР по городу Астана в рамках программ обновления содержания образования научно-исследовательская работа преподавателей кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса по теме филиала «Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога в условиях повышения квалификации»  реализуется, прежде всего, через следующие направления:
-изучение содержания материалов курсов по обновленным программам в рамках предмета обучения;
-отслеживание практических наработок слушателей курсов по использованию   активных методов обучения обновленного содержания образования;
-публикация статей преподавателями кафедры и слушателями курсов;
выступления преподавателей кафедры, а также слушателей на семинарах, брифингах;
-систематизация инновационного педагогического опыта через изучение методов обновленного содержания образования.
Изучение содержания материалов курсов по обновленным программам в рамках предмета обучения преподавателями кафедры проходит в активном режиме. При подготовке к курсам повышения квалификации в рамках предмета преподаватели кафедры из предложенного материала прослеживают эффективность методов и стратегий обучения, направленных как на достижение конечного результата, так и на совершенствование   профессиональных качеств учителя. Обратная связь усвоенных навыков слушателей курсов прослеживается преподавателями кафедры также по завершению курсов, в ходе работы учителей на уроках, на различных мероприятиях научно-методического и творческого характера.
На данных курсах   через преподавание предмета реализуется вопрос развития человеческих ценностей, что позитивно влияет на культуру и педагогическую этику учителей. Так, например, при подборе и обсуждении соотвествующего текста для чтения, говорения и слушания использование таких методов, как «Сана сая жолы», «Эмоциялық графигі», «Пікірлер желісі» и др. наблюдается не только интерес учителей к ранее незнакомым  стратегиям, но и осмысленная работа на решение волнующих жизненных ситуаций, в т.ч. изменения в сознании. Уже на двенадцатый день в ходе выполнения заданий практического занятия вместо того, чтобы сделать замечание по создавшемуся рабочему шуму, выступающий учитель акцентирует их внимание   на  участие каждого учителя в повышении статуса педагогического работника. По мнению учителей курса, развитие исследовательских навыков ранее они связывали только  с выполнением проектов, а то, что через учебный процесс идет формирование исследовательской культуры учащегося проработали через практическую деятельность на данных курсах. В ходе работы курса некоторые слушатели творчески заряжаются, пишут собственные стихи, поют песни на стихи поэтов из программы предмета «Қазақ әдебиеті». Приведенные примеры показывают, что в ходе курсовых занятий преподаватели кафедры наблюдают, как учителя принимают новые методы обновленного содержания образования и выражают  готовность внесения  данных изменений в учебный процесс.
По направлению научно-исследовательской деятельности в рамках предмета принимают участие преподаватели кафедры с выступлениями: «Планирование уроков казахского языка в условиях обновления содержания начального образования»  «Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования» и др. Преподаватели кафедры не только сами являются инициаторами мастер-классов, тренингов, но при этом активно демонстрируют обратную связь, усвоенных учителями практических навыков.
Публикация статей преподавателями курсов осуществляется как в рамках научно-практических конференций различных уровней, так и в средствах массовой информации, республиканских педагогических журналах. Тематика статей выдерживает направления системы образования в современных условиях, акцентируется внимание на проблемы и перспективы обновления содержания образования. Также в  рамках проводимых курсов преподавателями кафедры разработан сборник проектных краткосрочных планов на тему «Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында қазақ тілін сабақтарын жоспарлау». Практико-ориентированный подход и критический взгляд на процессы обновления слушателей курсов учитывается тренерами курсов и при проведении межкурсовой деятельности. Так, исследования приобретают методический характер. Это организация интервью, брифингов, круглых столов для слушателей курсов в рамках обновленного содержания образования.
Под систематизацией педагогического опыта через изучение методов обновленного содержания образования преподаватели понимают сравнение собственного опыта слушателями курсов с практикой организации обновленного содержания. Некоторые слушатели курсов могут  системно отобрать  наиболее эффективные методы, сравнивая свою методическую копилку с программой обновленного содержания. В ходе практических занятий тренеры наблюдают работоспособность, активность таких слушателей.  Планируя практические занятия, тренеры курсов также ориентируют цели занятия на выявление инновационного педагогического опыта.
Таким образом, научно-исследовательская  деятельность преподавателей согласно специфике деятельности кафедры  реализуется через курсовую и межкурсовую деятельность, в результате которых повышается профессиональный опыт и педагогическое мастерство самих преподавателей. Есть предположения, что с дальнейшим внедрением программ обновления содержания образования в учебно-воспитательный процесс организаций образования исследовательские мероприятия преподавателей кафедры   по результативности введенных инноваций, как в рамках курсов, так и в рамках межкурсовой работы педагогов организаций образования будут также актуальны и востребованы.
     Литература

 

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118), Астана. 2010г.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.