Г.У.Тусупова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по г.Астана,
г.Астана, Казахстан
[email protected]
Summary: The article discloses effectiveness of using information –communicative technologies in upgrading qualification of pedagogical staff
Key words: information and communication technologie, e- learning, blended learning
Аңдатпа: мақала педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыруда ақпараттық-коммуникациялық технологияларды қолданудың тиімділігін көрсетеді
Тірек сөздер: Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар, электрондық оқыту, аралас оқу
Достижение качественного обучения в Республике Казахстан, обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям предусматривает в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы через внедрение системы электронного обучения (e- learning) [1, с. 29].
Одной из важнейших задач эффективного внедрения электронного обучения в системе образования является формирование инфокоммуникационной и технологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации. Электронное обучение дает возможность самостоятельному развитию траектории профессионального роста, равный доступ к образовательным ресурсам педагогам через многочисленные онлайн-ресурсы.
Сегодня организации образования нуждаются в педагогах, способных работать в постоянно изменеющихся условиях, осознающих и принимающих свою принципиальную новую роль в инновационно-организованном процессе воспитания и обучения, умеющих использовать ресурсы информационно-коммуникационных технологий, социально-психологических форм обучения, а также инновационные средства для достижения конечных результатов [2, с. 106].
Процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Понятие технологии включает применение научных и инженерных знаний для решения практической задачи. Тогда информационной технологией можно считать процесс превращения знаний в информационный ресурс. Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени [3, с. 1].
Актуальность использования информационных технологий обусловлена, такими факторами, как постоянно растущий объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса, потребность в оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности педагогов, необходимость многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки хода обучения.
Для обеспечения ИКТ — компетенций педагогов необходимы организационное обеспечение, подготовка и повышение квалификации пользователей системы электронного обучения.
В настоящее время в ФАО «НППК «Өрлеу» ИПК ПР планируется проведение курсов повышения квалификации для методистов дошкольных организаций образования с применением информационно-коммуникативных технологии через организацию образовательного процесса в режиме смешанного обучения («blended learning»).
Организация образовательного процесса в режиме смешанного обучения («blended learning») будет организована посредством применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. В процессе обучения будут применяться различные событийно-ориентированные методики, к примеру, сочетание электронных обучающих программ в реальном времени, элементов индивидуальных занятий тренера с обучаемым, а также программы, в которой слушатель сам устанавливает оптимальную скорость и интенсивность процесса обучения. Ключевым моментом при обучении в режиме смешанного обучения («blended learning») будет считаться выбор правильного сочетания способов донесения материала, которое значительным образом повлияет на ход курса при максимально низком уровне затрат.
Основные цели смешанного обучения («blended learning») в системе повышения квалификации педагогов направлены на разработку и реализацию актуальных образовательных программ повышения квалификации, соответствующих современным требованиям образовательной политики, инновационным процессам в образовании; на внедрение дистационных образовательных технологий в процесс повышения квалификации педагогических кадров; на внедрение современных технологий, в том числе и информационно-коммуникатионных, с опорой на практическую деятельность педагогов; на предоставление качественных образовательных услуг по программам дополнительного образования педагогических кадров; на создание благоприятных условий для обучения слушателей и повышение ресурсной эффективности образовательного процесса.
Данный вид обучения призван облегчить процесс эффективного усвоения материалов курса, а также помочь обучаемому впитывать новую информацию, не воспринимая процесс обучения как тяжелое наказание. Использование элементов электронного образования снижает расходы на дорогу и проживание и позволяет составлять свой собственный «смешаный» курс, выбирая как «экономичные» способы донесения информации для решения поставленных задач. Разнообразие элементов обучения гарантирует большую мотивированность участников. Программы смешанного обучения («blended learning») используют коммуникационные технологии для своевременного проведения курсов, в любом месте и в любое время.
В дальнейшем при ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИП ПР планируется расширение количества курсов повышения квалификации через внедрение информационно-коммуникативных технологий и более широкое использование возможностей системы Moodle. Но уже сейчас можно сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования, за дистационным обучением – будущее.
Литература:
- Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // http://control.edu.gov.kz/ru
- Байтурсынова А.А., Тусупова Г.У. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций образования в системе повышения квалификации // «Өрлеу-пространство развития педагога дошкольной организации»: материалы заочной Республиканской форсайт-сессии – Караганда, 2017. – С. 106
- Умербеков М.К. Повышение икт-компетентности педагога – Актобе, http://zkoipk.kz/ru/b5/291-conf.html
- Деклан Б. (Declan Byrne), Blended learning (смешанное обучение) компания DACG Ltd // http://www.trainingreference.co.uk
Статья очень содержательная, способствует раскрытию такой задачи как электронное обучение, которое дает возможность профессиональному росту, через онлайн-ресурсы. Очень интересная идея об организации образовательного процесса в режиме смешанного обучения «blended learning»
Статья очень полезная, и познавательная. Я была рада такой золотой находке, так как, именно эта статья была углублённо раскрыта, и вполне понятна, и очень интересна. Спасибо автору за такой невероятный труд!
Статья очень полезная, и своей информацией очень ценная. Чувствуется, что втор вложил всего себя в этот труд, я нашла много новых фактов, а также, после прочтения этой статьи, я задумалась о методах повышения квалификации педагогов, спасибо Тусуповой Гульмайре Умирбековной!
Какая хорошая статья! Я в восторге, сама учусь на педагога, и тем самым очень ценю такие труды! Мы будучи педагогами должны знать о том, что пишет автор, и повышать квалификацию, как упомянул автор, очень важно и актуально в наши дни. Спасибо!
Я бы эту статью оценила (по десибальной шкале) на десятку! Благодаря этой статье, я поняла, что такое быть квалификацированным профессионалом, а также, читая эту статью, я вдохновилась новыми идеями и мыслями. Читая статью, сразу понятно, что писал ее человек с большим опытом, и огромными знаниями. Спасибо автору Тусуповой Г.У. Успехов вам!
Статья очень хороша! С точки зрения педагога, написана она правильно и с глубоким смыслом. Самый важный фактор в написании статьи- убедительность, которую я нашла именно в труде Тусуповой Г.У.
Статья очень хороша! С точки зрения педагога, написана она правильно и с глубоким смыслом. Самый важный фактор в написании статьи- убедительность, которую я нашла именно в труде этого автора.
В статье были раскрыты процессы повышения квалификации и опыта педагога, излагаются взгляды на профессионализм, и я рада, что прочла ее, ведь работа написана очень хорошо. Взгляд автора был очень интересен и познавателен, спасибо огромное!
Макала ушин улкен Рахмет! Она колданып, мен коптеген акпарат жинап, озимнин жобаларымды сиз аркылы жалгастырамын! Коп рахмет Тусупова Гульмайра!
Оцениваю на статью на строгую десятку! Я рассматривала проблемы и концепции квалификации, и нашла я это именно в этой статье. Особенно, тронула темаа ктуальности использования информационных технологий. Спасибо автору!
Автор помог мне разобраться в анализе своих профессиональных навыков, статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме «ИКТ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ» и я благодарна автору за труд, ведь не каждый сейчас сможет так углублённо рассудить обо всём.
Совершенная правда написана в этой статье, и считаю, что автор очень хорошо постарался. Читать было очень интересно, и главное познавательно. Спасибо!
Авторга улкен Рахмет! Макала керемет шыгыпты, бари тусиникты болды, оте шебер жазылган, озимнин билимимды жанарттым, сизге алгыс билдиремин!
В статье очень правильно подмечено, что современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.