Сайт Өрлеу

Создание онлайн среды для спешанного обучения

А.Н.Иманова, Р.Т.Самуратова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
по Акмолинской области
г. Кокшетау, Казахстан
imanova.a@mail.ru

Summary:  the article considers the problem of creating conditions for the organization and conduct of mixed instruction through information technology and online tools.
Key words: blended learning; information technology; educational content; learning environment.

Аңдатпа: мақалада ақпараттық технологиялар және онлайн құралдар арқылы аралас оқытуды ұйымдастыру және өткізу үшін жағдай жасау мәселесі қарастырылады.
Тірек сөздер: аралас оқыту; ақпараттық технологиялар; білім беру контенті; білім беру ортасы.

Смешанное обучение, или Вlended learning, – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения.  Это смена многих устоявшихся за долгое время шаблонов, вызов для всей образовательной системы, включая не только школьное, но все секторы дополнительного, корпоративного и инклюзивного образования.
Только внешне, только для непосвященных смешанное обучение представляется как добавление онлайн-обучения к очным, урочным формам.
Поэтому вопрос ставится скорее так, для чего нам этот переход нужен, какие задачи мы при этом решаем?
Прежде всего, надо понимать разницу между использованием ИКТ в обучении и использовании смешанного обучения. Это разные понятия и они не могут заменять друг друга. Сходства – это то, что и то и другое технология, средства решения образовательных задач.
Основным условием организации смешанного обучения является создание учебной среды. При этом важно, чтобы учитель осознал  преимущества онлайн среды, понимая, какую работу удобно проводить в очной форме, а какую в дистанционной. Не должно быть так, что при подготовке к обучению очные уроки готовятся отдельно, а материалы для онлайн обучения отдельно.
Освоение теоретического материала целесообразно осуществлять в режиме дистанционного обучения, на этапе офлайн.  Обсуждение, обмен мнениями по предложенному материалу – на этапе  онлайн, в формате консультаций, конференций, форумов.   Для выяснения проблемных вопросов целесообразно организовывать общение лицом к лицу на стадии очного обучения.
Каковы же компоненты полноценной информационно-образовательной среды? Для организации смешанного обучения образовательная среда должна включать:

  • учебный контент;
  • предметный контекст;
  • инструменты создания и публикации контента и учебных объектов;
  • инструменты коммуникации и обратной связи;
  • инструменты сотрудничества;
  • инструменты для создания сообществ.

К инструментам отнесем социальные веб-сервисы и другие технологические решения, которые позволяют проектировать и развивать персональную среду педагогической деятельности учителя.
Учебный контент — содержание учебных электронных курсов/модулей, учебные материалы, размещаемые в учебной среде в виде файлов различных форматов (текст, рисунки, видео, медиа-файлы и т.д.) или в виде ссылок на открытые образовательные ресурсы. Учебный контент предназначен для самостоятельной (индивидуальной или групповой) проработки учениками, поэтому наряду с цифровыми учебными объектами может содержать также пояснение, инструкцию, справочный материал, план работы и оценивания, тесты самопроверки, формы обратной связи и т.д..
Материалы, составляющие учебный контент, могут быть разработаны как специалистами и экспертами, так и самим учителем. Свой вклад в создание контента вносят также ученики, создавая новые цифровые учебные объекты и размещая их в среде обучения. Качество контента может задаваться разными критериями, но наиболее универсальный — это его пригодность для достижения определенной цели. Задача учителя — учиться отбирать в сети и упорядочивать, а также самому создавать качественный учебный контент [1].
Информационно-образовательная среда организации образования – это физическая среда плюс онлайн среда. Прежде всего, это среда коллективного взаимодействия,  мотивирующая образовательная среда. Она представляет собой продукты учебной деятельности, результат следования неким традициям и т.д.
Инструменты учителя — это продукты учебной деятельности, как учителя, так и ученика. Учебный контент — это не электронные учебники, не электронные модули. Он бывает различного типа: тексты, таблицы, интерактивные модели,  постоянно пополняется. Есть ключевые учебные предметы, без обновления содержания которых все изменения будут косметическими.
Мы обрастаем контентом, нам надо делиться и  обмениваться продуктами учебной деятельности, нам необходимо поддерживать коммуникацию для организации всех внеурочных форм. Организация всяческого взаимодействия остается и проблемой, и задачей, которая постоянно конкретизируется и распадается на группу более мелких и сложных задач.
В процессе обучения школьным предметам обязательно насыщение информационнвми технологиями, это разнообразные ресурсы, программы.
К примеру, ресурсы по математике долгое время были лишь в бумажных форматах, в настоящее время они постепенно переводятся в цифровой вид.
Цифровой контент создается  не только учителем, но и учениками и должен пополнятся  за счет ресурсов глобальной сети. Отрадно осознавать, что современные ученики перестают быть лишь потребителями материала, предложенного учителяем . Ученики тоже становится авторами и соавторами контента, активно включаясь в разработку разннобразных учебных ресурсов: обучалок, электронных пособий, учебников.
Хорошо организованная учебная среда обязательно включает этот важнейший компонент:  средства организации совместной деятельности.
Качественная подготовка контента начинается с определения цели изучения каждого модуля с учетом реализации целей всего курса. Для последовательного и понятного прохождения всего курса тренер создает простую навигацию, ссылки на учебники и статьи по тематике курса.
Изменения в методах и организации обучения характеризуются новыми установками учителя:

  • совместное конструирование знаний, а не воспроизведения готовых;
  • коллективное обсуждение, а не безоговорочное принятие;
  • проговаривание по-своему, а не механическое повторение и отработка;
  • сотрудничество, а не конкуренция;
  • анализ и рефлексия, а не выполнение предписаний)[2].

В связи с возросшей популярностью онлайн обучения всё больше компаний и провайдеров предоставляют возможности для его осуществления. Для организации корпоративного обучения онлайн в интернете представлено большое количество русифицированных платформ.
В последнее время для создания массового открытого онлайн курса большую популярность получила  платформа Canvas Network, разработчимом которой является американская компания Instructure. Несмотря на то, что некоторые учебные программы реализуются на коммерческой основе, платформа представляет доступ к различным  открытым курсам  учебных заведений со всего мира. В тоже время сервис удобен для разработки и размещения собственных курсов.
Одно из решений:  можно подключиться к готовым упакованным информационно-образовательным средам таким как: Bilimland, Оpenschool,  Google Apps для образования и другие, а также использовать гибкие решения, которые учитель может дополнять и структурировать сам.
Платформа Canvas Network была опробирована филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» в ходе проведения обучающего семинара-тренинга по теме «Методические основы критериального оценивания» в формате  Вlended learning. Содержание курса раскрывается через 7 модулей, включающие теоретический материал в виде текстов, учебного видео, фото, слайдовых презентаций, в том числе и внешние ресурсы. Организация практической деятельности предполагает выполнение заданий по каждому  модулю, а также  ответы на вопросы разного уровня, требующих размышления, анализа ресурсов. Итоговый контроль в каждом модуле представлен в виде тестов закрытого типа, который позволял слушателям курса проверить самим себя, тем самым контролировать собственное обучение.
Опыт использования Canvas позволяет отметить достоинства  платформы, в частности: удобный и разнообразный инструментарий, позволяющий  экспортировать готовые курсы и модули из других систем дистанционного обучения, организовывать оценивание и взаимооценивание учебных достижений обучающихся; проводить аналитику процесса обучения — и по всему курсу, и по каждому обучающемуся в отдельности; проводить конференции и дискуссии; совместно редактировать документы и другое.
Постоянное реальное присутствие тренера курса на платформе позволяло повысить эффективность обучения через четкие инструкции, обратную связь с обучающимися, комментарии, консультации, объявления.
Переход на смешанное обучение – это достаточно серьезная инновация в системе образования. Необходимо при внедрении, как и любой другой инновации, вести работу по управлению рисками. Эти риски, прежде всего, нужно хорошо осознавать, во-вторых, уметь с ними работать.
Проблемы у педагогов на пути к смешанному обучению могут быть похожими, а вот решения могут быть и индивидуальными, и оригинальными.
Литература:

  1. Персональная ИОС педагогической деятельности учителя. Адрес доступа: http://letopisi.org/index.
  2. «Шаг школы в смешанное обучение» / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. — Москва: Буки Веди, 2016. — 280 с.

Образовательная галактика Intel. https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7264&showentry=6467