Сайт Өрлеу

Роль педагогической рефлексии в повышении профессиональной компетентности учителя

  • Каримова Б.Т., к.филол.н.
    ФАО «НЦПК  «Өрлеу» «ИПК ПР
    по Павлодарской области»,
    доцент кафедры Психолого-педагогического
    сопровождения профессионального  развития    учителя
    bkarim1967@mail.ru
     

С начала этого учебного года в Республике Казахстан началось обновление содержания школьного образования. Перед этим все учителя, которые должны были принять первоклассников прошли курсовую подготовку и освоили обновленную программу, изучили новые педагогические подходы, методы обучения и формы организации учебной деятельности. Данная статья написана после проведения курсов для учителей русского языка, работающих в классах с казахским языком обучения, где большое внимание уделялось рефлексии, иначе говоря, обратной связи. Цель работы – показать влияние правильно организованной обратной связи на курсах повышения квалификации на развитие профессиональной компетентности учителя.
Напомним толкование термина «учение»: 1. — это процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в конечном счете для применения их в жизнедеятельности, в трудовой деятельности для применения полученных знаний, использования своем преподавании; 2. – это деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и  навыками, совокупность теоретических  положений о какой-либо науке [1. c. 435]. Нас в настоящей работе интересует первое значение этого термина, поскольку рассматриваем взаимосвязь понятий преподавания и учения в процессе профессионального роста педагога.
Изучением педагогической рефлексии в разные годы занимались исследователи, в последние десятилетия интерес особенно вырос. Приведем несколько высказываний из книги Бизяевой А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия». Мысли приведенных исследователей тесно соприкасаются с нашим видением.
Рефлексивный учитель — это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель,  проницательный собеседник. Это «вечный ученик своей профессии» (Дьюи,1997) с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
В своем  операциональном смысле профессиональная рефлексия дает ключ к пониманию не только того, что делает хороший учитель, но и как именно он это делает. “Учитель должен изучить свою конкретную ситуацию, поведение, методы, приемы, действия, эффективность и  достижения. “Рефлексировать — значит задавать себе главные вопросы: «Что я сейчас делаю и почему? Почему я получил такой результат, а никто иной? Как воспринимают и понимают меня ученики?» Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые учитель пытается найти ответ. Рефлексия — это форма слегка нарушенной самооценки -нарушенной в том смысле, что суждению придается большее значение, чем конкретным фактам.”(Valverde, 1982).
Вообще, рефлексивный учитель – это человек, склонный к сомнению, к допущению, не принимающий  на веру прописные истины и не позволяющий себе хвататься за первую пришедшую в голову мысль.  На самоценность такой умственной позиции указывал еще Данте: «Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание».
Значима роль рефлексии и в осмыслении  учителем своего профессионального опыта. Ведь известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него (К.Д.Ушинский).
Рефлексивный, думающий учитель ориентируется не только на программные требования, подбирая материал к уроку, но оценивает его содержание как бы глазами своего ученика, предвосхищая его отношение к преподаваемому содержанию, предугадывая трудности его усвоения, возможные неудачи и ошибки в  учении (Кулюткин, Сухобская, 1990).
Автор работы делает вывод, что профессиональная рефлексия для учителя – это вдумчивое и ответственное отношение учителя-профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей.
Необходимо понимать, что преподавание и учение не два отдельных вида деятельности, а связанные элементы одного процесса. Это положение особенно актуально для учителей, находящихся на  повышении квалификации по обновлению содержания школьного образования. Программа повышения квалификации разработана так, чтобы учитель мог одновременно реализовать роли обучающегося и учиться, роли учителя и продемонстрировать методику преподавания, роль эксперта, чтобы оценить качество подобранных методов и форм организации учебного процесса.
В процессе прохождения курсов учителя знакомятся с особенностью учебной программы, учебного плана по русскому языку. Подача программного материала подается посредством вовлечения учителей  в различные виды деятельности: групповая, парная работа, тренинги, деловые игры, решение ситуативных задач. После проведения учебной сессии слушателям курсов предлагается ответить на вопросы, которые тренером подготовлены заблаговременно. Вопросы открытого характера подталкивают на размышление и рефлексию. Например: «Что сегодня для Вас было важным, учение или преподавание? Что сегодня самое главное: навык или знания? Как Вы планируете использовать полученные знания для преподавания?» Как вы планируете форму обучения использовать для своего преподавания? Что было непонятно, как вы собираетесь справиться с этим? Им предлагают рассуждения по следующему алгоритму:

  1. Мне было интересно….
  2. Сегодня я узнал(а)…..
  3. Сегодня я научил(а)ся применять….
  4. У меня получилось…
  5. У меня вызвало затруднения….
  6. Я почувствовал(а) или осознал(а)…
  7. Мне стоит поработать над осмыслением…
  8. Что я могу изменить для улучшения результативности своей работы

Чем больше учителя понимают, как происходит учение и каким образом можно улучшить свою практику преподавания, тем больше это способствует эффективности обучения. Пленарные заседания после каждой сессии имеют цель: осмысления происходящего на занятиях. Улучшению практики преподавания способствуют:
— активные формы преподавания;
— обеспечение обратной связи, где слушатели озвучивают свое личное мнение о том, что у них получилось, что могло получиться еще лучше;
— укрепление уверенности со стороны тренера в том, что обучающиеся учителя понимают учебную программу и учебный план, других слушателей (похвала, поддержка);
— качество обучения (использование тренером широкого круга дифференцированных заданий).
Мы согласны с существующим мнением о том, что преподавание — это не наука, а искусство. Учитель должен не только хорошо знать преподаваемый предмет, но и суметь заинтересовать ученика в самостоятельном добывании знаний, помогать делать свои маленькие открытия в познании языка. Учитель создает атмосферу обучения еще до начала урока. Веселые разминки на физическое реагирование, о которых мы подробно писали в предыдущей публикации [3]. Во время урока поддерживать учащихся в стремлении самостоятельного постижения нового, в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей.
Знакомясь с классификацией вопросов, анализируя их, учителя сами практикуют использование открытых/ закрытых, толстых/тонких вопросов для понимания темы занятия.
В один из дней обучения на курсах повышения квалификации учителям дается возможность осмысления важности языковых навыков не только для предмета русский язык, но и в преподавании других учебных дисциплин. У учителей возникает потребность провести обучающий семинар по развитию языковых навыков для учителей-предметников. Слушатели имеют возможность увидеть необходимость языковых навыков во всех сферах деятельности.
Учителю необходимо заинтересовать учащихся в чтении и обеспечить глубокое понимание и развивать способности анализировать текст. Учитель организует работу над текстом на разных этапах «до», «во время» и «после чтения». Для этого организуется совместное руководимое чтение. Особенность этого приема заключается   в организации поэтапного вдумчивого чтения с остановками, когда учитель читает с остановками, организуя прогнозирование дальнейшего развития сюжета произведения. Это приводит к рефлексивному вдумчивому чтению, полному освоению содержания произведения. Учитель рефлексирует свою деятельность на каждом этапе урока. Рефлексию необходимо проводить упреждающую – перед проведением занятия, синхронную – во время проведения, ретроспективную – после завершения урока,завершения изучения раздела или блока. Учитель все время держит под пристальным контролем свою деятельность, анализируя свои достижения и те моменты, над которыми еще стоит поработать. Только так учитель может достичь желаемых результатов и обеспечить качество знаний и высокую внутреннюю мотивацию учащихся.
Таким образом, мы продемонстрировали тесную связь преподавания и учения на курсах повышения квалификации педагогов в свете обновления содержания среднего образования. Регулярная рефлексия своей деятельности способствует развитию профессиональной компетентности, что приведет к улучшению практики преподавания. Учитель через обеспечение обратной связи на своих уроках способен вырастить рефлексирующего ученика, который четко определит свои образовательные потребности и сумеет выстроить траекторию своего ближайшего развития.
Использованная литература

  1. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике.- М. -2000. – с.386.
  2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. — Псков, 2004. — 264с.
  3. Каримова Б.Т. Использование основных положений андрагогики в проведении курсов по обновлению содержания школьного образования. Материалы международной конференции «Обучающий регион – развитие образовательного потенциала взрослых на протяжении всей жизни» Кокшетау. С.63-68. 14.10.2016.

4.Кулюткина Ю.Н. Сухобская Г.С. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. – СПб.: Изд-во «Тускарора». 1996.