Сайт Өрлеу

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

«Перевернутый класс» как модель перевернутого обучения – это педагогическая модель, в которой традиционная подача нового материала и организация домашних заданий представлена наоборот.

Первым ключевым аспектом технологии является размещение учителем в интернете разработанного или отобранного учебного видео или электронного образовательного ресурса с объяснением нового материала, которое ученики просматривают и изучают дома. Благодаря введению элемента дистанционного обучения, объяснение нового материала на уроке отсутствует или сводится к минимуму, тем самым высвобождается время для других, более продуктивных видов работы. По мнению Логиновой А.В. (http://moluch.ru/archive/89/18143/) изучение нового материалом дома не обязательно должно осуществлять с использованием высоких технологий или других подобных источников. Механизм может варьировать от простого чтения учебника до видео лекций и подкастов или скринкастов. Некоторые педагоги размещают видеоролики на своем канале на YouTube. Видео могут быть найдены в Интернете, где есть огромное количество лекций ведущих специалистов в различных областях знаний.

Вторым важным моментом является организованная учителем практическая, активная, познавательно-исследовательская, творческая деятельность учащихся на уроке с целью формирования умений и навыков более высокого уровня (анализ, синтез, оценка). При этом изменяется роль учителя от лидера к роли консультанта, тренера, фасилитатора и т.д. Учащиеся становятся активными, берут ответственность за обучение, учатся с большим интересом, в своем собственном стиле и темпе. Учитель имеет время для корректировки деятельности на основании наблюдений и результатов формативного и итогового оценивания. Обеспечение активности в классе направлено на познавательную деятельность более высокого уровня, так как ученики получили базовые знания за пределами класса и имеют время на уроке на более глубокое изучение и совершенствование своих навыков.

Данная технология хорошо подходит для работы в старших классах, но может использоваться и в средних классах. Элементы технологии можно применять в начальной школе, если объяснить родителям, что им проще дома помочь детям прочитать теорию из учебника или просмотреть видеоурок, чем решать с ними развивающие задачи и выполнять практические задания.

Перевернутое обучение опираются на такие идеи, как активное обучение, вовлечение учащихся в общую деятельность, комбинированная система обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный, конструктивистский, личностно-ориентированный подход и т.д.

Главное, что необходимо твердо усвоить, обращаясь к использованию технологии на практике то, что в перевернутом обучении изменяются образовательные цели. Обращаясь к таксономии Б. Блума, отметим, что достижение учебных целей происходит линейно: знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. При изучении новой темы упор делается на первых трех уровнях. Более сложные уровни, где необходимы консультации, помощь и сопровождение, упускаются  или даются в домашнем задании. Метод перевернутого класса подразумевает «переворот» образовательных целей. Первые два уровня на знание и понимание, и, частично, третий уровень на применение — изучаются дома, а последующие, более сложные, на анализ, синтез и оценку реализуются в классе вместе с преподавателем.

Описанные особенности можно кратко представить в виде следующей схемы.

1

Переворот роли учителя представлена в следующей схеме:

2

К положительным сторонам «перевернутого» класса Улендеева Н.И. (http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-tehnologii-perevernutoe-obuchenie) относит:

— педагог имеет больше времени для помощи школьникам и объяснения материала, вызвавшего какие-либо затруднения;

— ученики больше не игнорируют выполнение домашнего задания из-за недопонимания на уроке, так как имеют возможность просмотреть видеоурок с новым материалом необходимое им количество раз;

— после просмотра видео урока школьники записывают возникшие вопросы и разбирают их с педагогом, выполняя традиционное домашнее задание в классе с помощью учителя;

— более правильное и рациональное распределение времени и внимания педагога, который в процессе выполнения практических заданий видит успеваемость каждого учащегося и может вовремя организовать помочь;

— педагог готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки, либо заимствованные у коллег один раз, не повторяя раз за разом один и тот же материал в разных классах: тем самым устраняется рутинная сторона работы учителя;

— повышается мотивация педагога к самосовершенствованию, развитию, креативности и развитию умения подачи учебного материала;

— высвобождение классного времени для практических занятий – учащиеся в группах выполняют необходимые задания, взаимодействуя, общаясь и задавая вопросы как друг другу, так и учителю, который теперь может уделить внимание каждому ученику и наблюдает полную картину успехов и неудач учащихся.

Следует помнить, что перевернутое обучение это не просто просмотр видеороликов дома. Важно организовать их виртуальное сопровождение, и, самое главное, качественный процесс работы на уроке. За счет высвобождения времени появляется возможность использовать новые формы совместной деятельности, решать практические, более сложные, исследовательские задачи. Таким образом, в перевернутом обучении много сенсорное предоставление информации позволяет ученикам получать информацию с учетом индивидуальных особенностей входного канала – зрения и слуха, а использование на уроке разнообразных видов деятельности развивает память и логическое мышление, создает больше ситуаций успеха для каждого ученика, что помогает реализовать внутренний потенциал личности.