Сайт Өрлеу

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Авторами технологии являются американские учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учеников старших классов школы «Вудлэнд Парк», штата Колорадо, США. Эта модель стала примером для учителей во всем мире. В первой книге о перевернутом обучении «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на каждом уроке каждый день» они представили основные идеи и особенности организации «перевернутого» класса. Бергманн в своем блоге писал: «Если признаться, уроки мы решили записывать на видео исключительно из эгоистических побуждений. Слишком много времени уходило на повторное объяснение материала ученикам, пропустившим занятия, и в таких ситуациях записанные материалы стали нашим главным оружием. Помимо того, ученикам нравилось смотреть видеоуроки. Все, кто пропустил объяснения, могли наверстать упущенное в любое удобное время. А потом оказалось, что видеоматериалы пересматривают и те, кто присутствовал на уроке. Некоторые используют такие материалы при подготовке к экзаменам и контрольным. Мы выкладывали ссылки на записи, и учителя по всей стране брали их на заметку. В общем, мы были очень горды, что по всей стране стали обращать внимание на то, что мы сделали в нашем маленьком городе» (http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_25_7076.pdf).

В 2011 году Шерри Спарлок решила осуществить «переворот» на своих уроках в Пекинской старшей школе. Она посещала семинары Д. Бергманна и А. Самса, их пример вдохновил, тем более что она тоже вела химию. Спарлок обратилась к администрации школы за поддержкой в «переворачивании» сразу всех своих уроков — четыре курса химии и один курс физики. Почти все летние каникулы были посвящены подготовке. С самого начала учебного года стали проявляться недочёты, пробелы и упущения. Почти каждый день ей приходилось приходить на работу пораньше, чтобы подготовить всё для занятия, а остаток дня заниматься с учениками в небольших группах по четыре человека. Все заметили, что уроки кардинально изменились. Теперь ученики дома смотрят подготовленные для них материалы, на занятии объединяются в группы по четыре человека и решают задачи, делают практические задания, задают вопросы друг другу и учителю. Учитель всегда готов им помочь, подсказать, если необходимо. Ученики учатся сами, обучают и поддерживают друг друга. Учитель обязательно проводит опросы, чтобы убедиться, что материал усвоен учащимися.

После года учебных «перевернутых занятий», Спарлок отмечает: «Что вдохновляет меня на продолжение работы с этой методикой, так это реакция и отношение учеников. Они теперь искренне заинтересованы и полностью вовлечены в процесс. Это ведь гораздо важнее, чем оценки. А если посмотреть на появившееся в новом году свободное время, то эта методика значительно облегчила мне жизнь. Огромное количество материала уже готово. Остается только организовывать работу, предоставлять детям материалы и совершенствовать их. В этом году я значительно меньше времени трачу на подготовительную работу и больше посвящаю его ученикам. … Мне теперь не нужно брать на проверку тетради домой, потому что основную часть работы ученики делают в классе и получают за это оценки. У всех учеников есть мой номер телефона и если дома у ученика возникают трудности при подготовке задания, он может мне позвонить. До применения новой методики я получала около 30 звонков за вечер, теперь всего один или два в неделю. Каждый школьник может взять видеозапись моего урока и посмотреть ее несколько раз. Свои вопросы они задают в классе, и мы вместе разбираем их. Таким образом, мой рабочий день заканчивается вместе с уроками. Теперь я могу проводить свободные вечера с семьей, а это очень важно».

В развитие концепции перевернутого класса большой вклад внес Салман Хан, основатель Khan Academy (https://www.khanacademy.org/about).

Khan Academy предлагает практические упражнения, обучающее видео и персонализированное обучение, которые позволяют учащимся учиться в своем собственном темпе и за пределами классной комнаты. Там можно найти математику, естественные науки, компьютерное программирование, историю, историю искусства, экономику и многое другое. Khan Academy сотрудничает с такими институтами, как НАСА, Музей современного искусства, Калифорнийская академия наук, чтобы предложить специализированное содержание.

Имеется  опыт и в странах СНГ. Эстонские педагоги-новаторы Юри и Марина Курвитс апробировали перевернутое обучение в школе и в университете. Они не только активно работают над технологией «перевернутого» класса сами, но и делятся с коллегами. Например, Марина ведет в интернете блог «Мастерская Марины Курвитс», где обсуждает работающие стратегии, дает пошаговые инструкции, учебные сценарии и новые инструменты для инновации в образовании, в том числе, по перевернутому обучению (http://www.marinakurvits.com/2015/09/blog-post_21.html).

Российские педагоги также апробировали перевернутое обучение. В интернете можно найти информацию о результатах эксперимента по внедрению перевернутого класса в школах г. Москвы, Тамбовской области.

Идеи перевернутого класса обсуждаются на образовательной галактике Intel и, что немаловажно, практикуются педагогами. Вот запись учителя химии Е. Пономаревой в своем блоге на галактике, где она описывает собственный опыт проектирования и применения перевернутого класса: «Работая над проектированием уроков перевернутого класса, сделала для себя важное открытие: самое простое для учителя – объяснить новый материал. Не скажу, что это общий подход учителей, но мне всегда казался ключевым именно этот этап – объяснение. За годы работы в школе всё давно разложено в голове по полочкам вместе с коммуникативными атаками, фишками и заготовками. Поэтому, чтобы представить тему ученикам, больших усилий применять не приходится. Перевернутый класс выносит этот этап за грань урока, на домашнюю работу учащегося. Но убираем из урока объяснение материала, и всё: урок теряет опору. Верите, это оказалось самым трудным: выстроить сценарий так, чтобы 45 минут дети были заняты полезной деятельностью, не пересказом материала или фронтальными опросами, а заданиями, в которых будут задействованы цели из верхних этажей пирамиды Блума, потеснив при этом учителя с центра сцены. Вместе с коллегами искали, обсуждали, спорили, конструировали уроки так, чтобы связать химические знания с жизненным опытом ученика. Чтобы курс оказался не набором фактов, а единым целым со зримыми закономерностями и четкими причинно-следственными связями. Чтобы сформировать те самые универсальные учебные действия, о которых мы столько говорим. Но при этом не потерять и предметное содержание. Урок требуется наполнить активными действиями учащихся. … был проведен опрос, выявлявший, что в этой модели учебного процесса для учителя кажется самым сложным. Большинство выделило конструирование учебной ситуации» (https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&showentry=8481&st=20).