Сайт Өрлеу

Обновление содержания образования – залог успеха учителя

  • Ж.А.Сабит
    Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
    Институт повышения квалификации
    педагогических работников
    по Карагандинской области,
    г.Караганда, Казахстан
    zhuldyz2007_80@mail.ru

 

Summary: The article is devoted to the review of a new model of education which makes new demands in teacher training: change of the purposes and ways educational activities; to work as part of an innovative approach in education; to changes in the software and methodological support obrazovatelnogo process; new methods and forms of assessment of students ‘ achievements.
Key words: updating the content of secondary obrazovatelna educational program, communication skills, criterial assessment, micropreparative, active learning.

Аңдатпа: Мақала педагогикалық кадрларды даярлаудағы жаңа талаптарды көрсететін жаңа білім беру моделіне шолу жасауға арналған. Олар: мақсат пен педагогикалық әрекет тәсілдерін өзгерту; оқытудағы инновациялық тәсілдер аясындағы жұмыс; білім беру үдерісін бағдарламалық және әдістемелік қамтамасыз етуді өзгерту; оқушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың жаңа тәсілдері мен түрлері.
Тірек сөздер: орта білім беру мазмұнының жаңаруы, жаңартылған білім беру бағдарламасы, коммуникативтік дағдылар, критериалды бағалау, ықшам сабақ, белсенді оқу.

 
В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее Программа) Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность». [1].
На реализацию задач Программы направлены курсы по предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Пополнение лингвистического капитала народа Казахстана – одна из важных задач учителя русского языка: формирование полиязычия есть основа формирования поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализация задач Программы осуществляется через:
— концептуальные основы и принципы построения содержания образования;
— обновление содержания образования в соответствии с современными запросами социально-экономического развития общества;
— обеспечение вариативности и личностной ориентации образования;
— целостность и преемственность содержания образования, обеспечение внутри- и межпредметных связей;
— направленность  на конечный результат через выстраивание системы  учебных достижений учащихся;
— требования к условиям организации и реализации образовательного процесса.
Новая модель образования предъявляет новые требования в подготовке педагогических кадров: к изменению целей и способов педагогической деятельности; к работе в рамках инновационного подхода в обучении; к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса; к новым способам и формам оценивания учебных достижений учащихся.
Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов. На наш взгляд, переход к новой школе без соответствующей подготовки учителей, методистов и руководителей школ был бы преждевременным, и реализовать на практике новые теоретические идеи, без осмысления принципиально новых целей и задач, содержания и технологии обучения, новой формы оценивания было бы неправильным.
Учебный процесс в рамках Программы обучения учителей реализуется на основе цикла обучения Колба в рамках эмпирической теории обучения. Большое внимание на курсах уделялось педагогическим подходам, эффективным методам обучения, необходимым для освоения предмета, вопросам развития коммуникативных навыков учащихся, тому, как учителя будут обеспечивать развитие у учащихся навыков устных и письменных коммуникаций через предмет «Русский язык» (слушание, говорение, чтение, письмо), проблеме оценивания учебных достижений учащихся (модель и виды оценивания). Все это находит отражение в микропреподавании как неотъемлемой (логичной) части данной Программы обучения, которое в первые несколько дней обучения представляет определенный «опыт» и сопровождается «анализом» и обсуждениями. Предметом конкретного обучения становится новая теория («абстрактная концептуализация»), которая используется на следующем этапе микропреподавания («экспериментирование»).
Сравнивая традиционные подходы в обучении с современными (инновационными), учителя проникаются важностью создания атмосферы доверия между учителем и учащимися, среди самих учащихся. В новых условиях учитель должен выполнять роль фасилитатора, организатора образовательного процесса, способствующего к самостоятельному приобретению знаний учащимися.
Обновленная программа по предмету направлена на приобретение учащимися широкого круга компетенций, называемых часто навыками XXI века.
Анализ предметного содержания и качества проведенных курсов позволяет прийти к следующим выводам:
1.Учителя курсов имеют возможность по-новому взглянуть на профессиональную деятельность, проанализировать эффективность своей работы и по итогам обучения определить пути повышения эффективности и результативности педагогической деятельности.
2.Учителя знают и понимают структуру, содержание, цели и задачи обновленной образовательной программы; умеют использовать активное обучение, учебные материалы; понимают систему критериального оценивания для достижения целей обучения; владеют умениями и навыками, необходимыми при реализации данной программы.
3.Лекционно-практические занятия (тренинги) содействуют повышению мотивации слушателей в необходимости внедрения новых технологий в образовательный процесс, применения новых информационных технологий в учебном процессе, внедрения системы критериального оценивания. Это позволит совершенствовать педагогическое мастерство учителей в контексте обновления образовательной программы по предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения.
Содержание учебной программы курсов, по мнению слушателей, учитывало наиболее важные, интересующие вопросы. Они отмечают практическую направленность данных курсов. Особенно отметили полезность индивидуальной, парной и групповой форм работы с использованием ИКТ, элементов полиязычия, стратегий активного обучения.
Обновленные программы направлены на овладение обучающимися навыками широкого спектра: критическое мышление и умение решать проблемы; командная работа и лидерские качества; гибкость и умение адаптироваться к новым условиям; инициативность и предпринимательские навыки; умение грамотно и четко излагать мысли как устно, так и письменно; умение искать и находить информацию; любознательность и воображение [2].
Учитывая особенности обновленных программ учителям необходимо:
— расширять знания о применении стратегий активного обучения в учебном процессе и формировать навыки по данной деятельности;
— использовать методы организации коллаборативного обучения, педагогической рефлексии и эффективные формы обратной связи;
— освоить методы обучения ориентированных на развитие навыков речевой деятельности;
— понимать и применять систему критериального оценивания для достижения целей обучения обновленной образовательной программы;
— овладеть навыкам применения в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в том числе, смарт техники.
Ведь одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосовершенствованию.
Новые подходы обучения подчеркивает важность диалогового обучения, по-моему, ценно тем, что оно помогает развивать речь и мышление учащихся, так как в настоящее время ученики читают мало, с трудом могут выразить свои мысли, обосновать свой ответ, а порой и стесняются говорить, опасаясь насмешек своих одноклассников. Потому и предпочитают больше слушать учителя, а на вопросы отвечать односложно.
Таким образом, внедрение инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования позволит активизировать деятельность педагога в новом формате.
 
Литература:

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. Астана, 2016 г. http://psu.kz/images/october2014/gpro.pdf
  2. Программа повышения квалификации учителей. – Второе издание. – Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015