Өрлеу сайты

Моделирование рефлексивного урока

Моделирование рефлексивного урока

Пырлик Людмила Ярославовна
Преподаватель ФАО НЦПК
ИПК ПК «Өрлеу»»  по г. Астана

Правильная организация и подобранные приемы рефлексии на каждом этапе урока стимулируют развитие способностей, мыслительных процессов младшего школьника, формируют внутренний мотив к самостоятельной деятельности.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная деятельность,  осознание, самоконтроль и самостоятельность, переосмысление, приемы рефлексии, сотрудничество, алгоритмы, внутренние мотивы, урок-рефлексия.
Сабақтың әр кезекңінде дүрыс үйымдас-тырылған және тиімді таңдалған рефлексия, бастауыш сынып оқумысының ойлау қабілетін дамытуға оқпал етеді.
Тірек сөздер: рефлексия, рефлексиялық іс әрекет, тұсіну, өзін-өзі бақылау, өздігінен іс әрекет жасау, рефлексия тәсілдері, қарым-қатынасқа тұсу, алгоритмдер, ішкі уәпс, рефлексия-сабақ.

The correctness of organization and selected methods of reflection at each stage of the lesson stimulates the development of the abilities, thinking processes of the younger schoolchildren, forms an internal motive for independent activity.
Keywords: reflexion, reflexive activity, awareness, self-control, rethinking, receptions of reflection, cooperation, algorithms, internal motives, lesson-reflection

     Главная цель образования на современном этапе – воспитание ученика, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Успешное осуществление школьниками учебной деятельности в рамках обновления содержания образования предполагает развитие данных качеств и такого мыслительного процесса, как рефлексия. Благодаря рефлексии, ребенок может самостоятельно вычленить способ решения той или иной задачи, использовать его в новой, незнакомой ситуации.
Перед учителем начальных классов стоит задача так организовать обычный урок, чтобы стимулировать процесс рефлексии учащихся, где младший школьник является его субъектом. В.В.Давыдов, рассматривая данное понятие с позиции деятельности, считает, что рефлексия – это осознание субъектом средств и оснований деятельности,  участвующая в этом процессе, например, посредством снятия затруднений в его функционировании. Из этого следует, что учащиеся должны вначале осознать уже на этапе целеполагания границу между тем, что он знает, и тем, чего он еще не знает, отсюда, формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности.
    Пример 1. На доске изображены: прямая линия с закруглением, полуовал, овал, плавные линии, ребята думают, что это может быть?  И приходят к выводу, что это элементы букв. Предлагается задание: мысленно соединить элементы,  какие буквы получились, поделитесь с соседом. Далее дети проводят диагностику. Если  задание понятно, то в диагностической таблице во втором столбике рядом с цифрой один записывают да, если не понятно, записывают нет и поднимают  руку, учитель подходит и обсуждает, почему не получается. В методических рекомендациях учителям для развития саморефлексии советуют после выполнения каждого упражнения стимулировать самоконтроль учащихся, выявлять причины ошибок, соотносить результат выполнения упражнения с его целью.
         Ученическая деятельность на основе рефлексии это осознание способа действия, что  позволяет ученику обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять и контроль, и оценку собственной деятельности, поэтому мнение каждого ученика, отличающееся от мнения других, рассматривается как проба мысли, а не как ошибка. Пример 2. На слайде запись «В одной вазе на 6 яблок больше, чем в другой, но на 5 меньше чем в третьей, а всего было 29 яблок». Ученики определяют, что это предложение и чем оно может стать в математике – задачей. Ученики переделывают в задачу и дают ответ на вопрос: «Какой текст является задачей, а какой – нет?». Далее ученики индивидуально, а затем в парах пытаются составить краткую запись к этой задаче в различных форматах.  Различные  варианты фиксируются на доске (схемы, таблицы, отрезки, рисунки). Ситуация разрыва «Почему вы считаете, что это краткая запись?». Выслушиваются несколько версий и готовится ответ от группы в виде модели (Примерные варианты:
— это модель задачи, где показаны цель, данные и связи между ними;
— представление текста в виде графика
— «скелет»
— «конструкция»
— «каркас»
— «маркировка».
В завершении можно предложить вопросы — «Ловушки» с неправильной формулировкой («Для краткой записи не важен текст?») или вопрос «продолжи» (« Если не пойму условия задачи, то …не решу задачу»). Также большую роль сыграют приемы рефлексии деятельности, содержания. После презентации задаются рефлексивные вопросы и фиксирование достигнутых результатов  на индивидуальных картах или рефлексивных дневниках с помощью выбранных символов.
Рефлексия формируется при осознании способа действия на этапе решения учебной задачи через алгоритмы, что позволяет увидеть логику последовательности «шагов». Учащимся предлагается сформулировать алгоритм сначала самостоятельно, затем сравнить с образцом, (например, алгоритм правописания безударной гласной) и ответить на рефлексивные вопросы: « Что я делаю?
Как я это делаю?
Почему и зачем я это делаю?
Что я понял?
Почему я понял именно так?
Что я не понял?
Что я хотел бы изменить?»
       Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она развивается на протяжении всего урока сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. «Результативность воздействия педагога на обучаемых повышается благодаря активизации рефлексивных процессов.По мнению педагога И.Н. Щербо «Рефлексия – это переосмысление, перестройка личного опыта, внутреннего мира».
Именно под руководством учителя, который выполняет роль рефлексивного агента и практика, ребенок учится рефлексировать лучше всего через сотрудничество и взаимодействие, работая по схеме индивидуально – пара – группа — класс. Примером может быть одна из эффективных методик методика Ривина, где также очень хорошо развиваются навыки говорения, слушания, чтения, письма. Пример 3. Идея методики заключается в том, что ученики получают свою тему, прорабатывают ее по очереди с одноклассниками: читают, выделяют основную мысль, передают одним предложением, записывают в таблицу:

номер абзаца о чем абзац (его суть) ключевые понятия с кем работал

Ставится цель: изучить материал так, чтобы уметь изложить, ответить на вопросы. 1 ученик прорабатывает свой абзац по таблице, приглашает 2 ученика. Вместе читают первый абзац, обсуждают и вырабатывают вариант для записи в тетрадь. Аналогичная работа проделывается с заданием 2 ученика. Так изучаются все абзацы. По окончании 1 ученик вновь встречается со 2 учеником и рассказывают друг другу тему от начала до конца, который проработали. После исследования всей темы проводится проверочная работа в виде рассказа с использованием терминов, применением примеров, ответами на дополнительные вопросы.
На этапе итого рефлексивного урока отмечается важность актуализации новых знаний, которые ученики получили на уроке, необходимость соотнесения учебной задачи и результатов, определить успешность. Во многом помогут критерии урока [1].
   Большую роль сыграют специальные уроки-рефлексии. Как же лучше их построить? Учебный процесс в этом случае строится как цепочка последовательных шагов: рефлексия ––> самооценка и самоанализ ––> действие ––> рефлексия ––> реконструкция действия ––> рефлексия.
К каждому уроку необходимо указать две цели:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала и навыков.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.
Также учителю важно знать психологию развития рефлексивных способностей ученика.  В этом может помочь теория М.Г.Савельевой [2]:

  1. Научение умному «незнанию». Умение останавливаться и оценивать сложившуюся ситуацию: «я знаю, что этого не знаю».
  2. «Запуск алгоритма»: «Я знаю, что я не решу эту задачу известными мне способами, тогда я должен… (спросить того, кто знает, найти необходимую литературу…)».
  3. Инсайт: «я знаю как надо или не знаю, но думаю, что…» и реализация принятого решения.
  4. Анализ цепочки мыслительных и практических операций «не знал как – узнал – сделал».
  5. Осознать задачу как новую и вернуться в учебную деятельность.

Исходя из данной теории и анализируя опыт педагогов и учителей практиков, можно предложить такие этапы урока-рефлексии [3]:

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу через разминки, удивление через информацию.
  2. Актуализация и определение затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.) Это не только повторение пройденного материала, но и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены через кластер, сорбонки, блиц-опрос, жокей и лошади.

III. Локализация индивидуальных затруднений
Научить учеников шаг за шагом анализировать свои действия и понять причины затруднений:

  • Какое знание я использовал, каким способом решал задачу?
  • Что делал сначала? Потом?
  • Где возникло затруднение? Почему?
  • Что важно знать для правильного решения?
  1. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы: формулируеся цель, определяются средства и способы.

  1. Реализация проекта

Учитель при необходимости направляет ученика, возможна помощь друг другу, творческие задания.

  1. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания, которые вызвали наибольшее затруднение, обязательно проговаривается порядок действий.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Ученик работает самостоятельно, выполняет задание и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось.
VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
Учащиеся получают задания, которые связывают новое знание или умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы: викторины, ребусы, дидактические игры.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся оценивают свою активность, оценивают себя.
Такие уроки рекомендуют проводить по итогам темы, раздела, при закреплении обобщении, повторении знаний, навыков не реже 1-2 раза в месяц.
Рефлексия во время всего процесса обучения позволит учащимся:
— Формировать не только желание, но и умение учиться.
— Обнаруживать незнание в своих знаниях.
— Стать активным субъектом учебной деятельности.
— Создавать зону ближайшего саморазвития.
Правильно сказал педагог Е. Долманский: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед».
Литература

  1. Е. В. Головкина, Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  2. Н. М. Родина, Целеполагание  и рефлексия как этапы современного урока. М. 2014. С.12
  3. Е.А. Макарова. «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе». http://festival.1september.ru/authors/263-164-430