Сайт Өрлеу

Инновационый подход в преподавании предмета «Самопознание» в школе

Калмағанбетова Н. Т..,
Филиал АО НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Карагандинской области ,
Карагандинская область, Казахстан.
e-mail: torehogina@mail.ru

Г.Е. Мыкышева
магистр педагогических наук, учитель самопознания
школы-гимназии имени Ж.Акылбаева
Карагандинская область, Казахстан.
gulba_aidar@mail.ru

Аннотация:  Определены личностные качества школьника, необходимые для самопознания, обоснованы организационно — педагогические условия преподавания предмета «Самопознание» в школе для актуализации и развития выявленных качеств учащихся. Обозначенные личностные качества школьника и организационно-педагогические условия обусловят не только целенаправленный ход по актуализации и развитию личностного потенциала каждого ребенка, но и обеспечат целостность педагогического процесса, грамотное управление им по формированию компетентной и функционально-грамотной  личности школьника. В данной статье рассматривается этот вопрос.
Аңдатпа:  Оқушының өзін-өзі тану үшін қажетті және басының қасиеттері анықталады, оларды дамытуға бағытталған «Өзін-өзі тану пәнін» мектепте оқытудың ұйымдастырушылық-педагогикалық жағдайлары анықталады. Оқушының белгіленген жеке басты қасиеттері мен пәнді оқытудың ұйымдастырушылық-педагогикалық жағдайлары әрбір баланың жеке әлеуетін дамытуға бағытталған, сондай-ақ, білім беру процесінің тұтастылығы мен құзыретті және функционалды сауатты оқушы қалыптастыру үрдісін басқаруды қамтамасыз етеді. Мақалада осы мәселе қарастырылған.
 
Современная массовая школа фактически не решает задачу помощи детям в самопознании. Школьникам предлагаются знания об окружающем мире, их учат познавать этот мир. Познание учеником самого себя в подавляющем большинстве случаев не рассматривается как задача обучения и воспитания. Однако без способности к самопознанию молодые люди оказываются не готовыми осуществлять самостоятельный выбор – нравственное, гражданское, профессиональное, жизненное самоопределение и адекватную самореализацию.
В последние годы в педагогический процесс организации образования введены отдельные занятия и целые курсы по самопознанию школьников. Однако анализ массовой практики показывает, что теоретически не осмысленное, технологически не проработанное введение таких занятий влечет за собой ряд проблем, с неопределенностью критериев педагогического влияния на самопознание детей, с недостаточным учетом возрастных и индивидуальных особенностей самопознания, с непониманием границ допустимости педагогического вмешательства в эту сферу, с отсутствием квалифицированной профессиональной подготовки педагогов.
По мнению О.С.Газмана: «Важнейшей педагогической проблемой и практикоориентированной задачей становится в современных условиях разработка педагогики самопознания, в частности, внесение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям открывать себя в различных видах деятельности» [1; с.85-86].
Важно отметить, что включению в содержание образования процессов самопознания мешает непонимание гуманистической специфики педагогической работы, с категорией «само» (саморазвитие, самоопределение, самопознание и др.). Согласно концепции лаборатории «Проектирования инноваций в воспитании» ИЛИ РАО данная специфика состоит в том, что процессы становления индивидуальности инициируются и регулируются внутренними механизмами, а не внешними нормативами. Поэтому педагогические условия, ориентированные на реализацию гуманистических идей самопознания и саморазвития, не могут строиться на методах воздействия, связанных с понятием «управление», «руководство» [47; с.48].
Структура организационно-педагогических условий преподования предмета «Самопознание» в школе включает:
институциональное взаимодействие организационных структур школы, деятельность которых направлена на организацию учебного процесса по преподаванию «Самопознания»;
иерархию взаимоотношений субъектов образовательного процесса (ученик-учитель-руководители всех звеньев школы).
Вместе с тем, должна быть системность и целостность взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Для ее реализации необходимо работать и организовывать комплекс совместных мероприятий. Их цель: всестороннее развитие конкурентоспособной, функционально-грамотной личности каждого школьника.
Получить заданный результат позволит выполнение следующих задач:

  • диагностика личностных особенностей каждого ученика;
  • обучение реализации методик самопознания;
  • презентация личных достижений;
  • содействие личностному росту;
  • формирование корпоративной культуры;
  • использование технологии сотрудничества.

Решение первой задачи предпологает выявление личностных особенностей каждого ученика. Потенциальные возможности индивидов никогда не были и не могут быть абсолютно одинаковыми. Даже люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, живут и работают в разных условиях социальной микросреды, по разному влияющей на них. Указанные социальные моменты, составляющие сущность особенности индивида, его природные задатки, темперамент, состояние здоровья и т.д. в единстве все образуют неповторимую целостность – индивидуальность,  совокупность социальных и природных сил, тем ярче индивидуальность и сильнее выражены способности личности. По мнению К.А. Абишева [3] и Ж.М. Абдильдина  [4; с.13] актуальной является сегодня проблема в области идейно-воспитательное отношение к реальному человеку, учет его интересов и способностей, т.е. активизация человеческого фактора. «То, что мы понимаем теперь под активизацией человеческого фактора, означает поворот социальной политики не только к массе, но и к каждой отдельной личности, к индивидуальности, к ее творческому потенциалу» [4; с.112].  Следовательно, основным звеном во взаимодействии становится понимание и умелое использование способностей, мотивов и потребностей каждого человека, всесторонне его развитие, раскрытие его богатства и своеобразия его индивидуальности, способностей и на этой основе диалектическое соединение интересов общества,  коллектива и личности.
Диагностика личностных особенностей должна проводиться в школе не только психологом и/или классным руководителем, но и родителями. Понимание личностных особенностей и потенциальных возможностей позволит каждого ребенка направить на правильный путь самопознания.
Обучение реализации методик самопознания является второй задачей второго блока. Следует сказать о множестве способов познания себя:
— интроспекция. Ее суть состоит в анализе собственных мыслей, чувств, ощущений. При этом нет осознания себя как субъекта. Собственно речь идет не столько о познании «Я», сколько о познании собственных психических процессов;
— интуиция. Человек выстраивает систему догадок о своем «Я».  Интуиция нуждается в дополнении опыта. Человеку только кажхется, что он познал, собственное «Я»;
— анализ продуктов деятельности. Здесь анализируется творящее «Я». Но «Я» нет в продукте. В лучшем случае следует признать, что творец выразил часть самого себя в своем творении. «Я» нет и в процессе создания. «Я» всегда остается в творце;
— самопознание через диалектику – анализ сходства и разлчичя с другими. В этом случае знание о себе получатся первичным по отношению к  самопознанию;
— узнать о себе от внешних других. Но отвнешнего другого скрыт внутренний мир человека, поэтому знания стороннего другого всегда ограничены;
—  рефлексия. «То, что Я думаю, что думает обо Мне Другой». Для этого необходимо быть этим другим. Очень важно показать важность получения достоверных фактов о себе [5; с.42].   Для этого необходимо вооружить школьников апробированными методиками самопознанияи ознакомить с особенностями   их применения на практике.
Знание собственных особенностей позволит актуализировать существующие достижения каждого ребенка и реализовать третью задачу второго блока. Содействие  личностному  росту будет происходить в процессе реализации индивидуальной траектории развития каждого школьника, а также в процессе реализации специальных мер, направленных на повышение урвня сформированности личностных качеств.
Мы склонны считать, что из высокоразвитых личностей складываются высокоразвитые коллективы, в том числе организаций образования. Но в данном отношении также необходима планомерная работа, поскольку большое количество ярких индивидуальностей не всегда могут слаженно трудиться на реализацию общей цели. Для этого необходимо запланировать мероприятия, формирующие корпоративную культуру членов одной организации. Это является пятой задачей в данном направлении.
Корпоративная культура представляет собой совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации [6; с.15].
Составляющие корпоративной культуры представлены на рисунке 1. Из него видно, что структура данного явления сложна и многогранна [7] и требует научного подхода, системности работы по формированию каждого компонента в отдельности и корпоративной культуры в целом.
Закреплению правильных взаимоотношений субъектов педагогического процесса способствует шестая задача – организация сотрудничества среди основных идей данной технологии можно выделить такие как учение без принуждения, пережение, свободы выбор, совместная деятельность учителей, учеников и родителей, обучение в зоне ближайшего развития, развитие твореских способностей и самоуважение школьника.
Педагоги и дети рассматриваются в учебном процессе как равноправные партнеры. При этом первые  выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а дети получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования  собственной жизненной позиции. Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а ребенка – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлениям об учение как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Сотрудничество в отношениях «педагог-ребенок-родитель» реализуется в общей жизнедеятельности школ, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления) [9].
Структура организационно-педагогических условий преподования предмета «Самопознания» в школе представлена на рисунке 2. Из него видно, что представленные блоки условий взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. Их реализация на практике позволит достигнуть ожидаемого результата – сформировать конкурентоспособную, функционально-грамотную личность школьника.
Таким образом, анализ научно-педагогической литературы позволил определить личностные качества школьника, необходимые для самопознания и обосновать организационно-педагогические  условия преподования предмета «Самопознание» в школе для актуализации и развития выявленных качеств учащихся.
Считаем, что обоснованные нами личностные качества школьтника и организационно-педагогические условия определяют не только целенаправленный ход по актуализации и развитию личностного потенциала каждого ребенка, но и обеспечат целостность педагогического процесса, грамотное управление им по формированию компетентной и функционально-грамотной личности школьника.
Список литературы

  1. Газман О.С. неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М., 2002.
  2. Сайт Института педагогических инноваций РАО (ИПИРАО)/sciteclibrary.ru
  3. Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. – М.: АСТ-ЛТД, 1998г.
  4. Абильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Диалектика активности субъекта в научном познании. – Алматы: Наука, 1977.
  5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.
  6. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – М.: Питер, 2001.
  7. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». – М., 1999.
  8. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка //Начальная школа. – 1995 – N – С.11-14.