Сайт Өрлеу

Размышления у доски…

Размышления у доски…

Размышления у доски…

Ничего не может измениться для тех, кто сам не меняется
М.Энде

Третья неделя  на курсах повышения квалификации  по предмету «Русский язык и литература»  в классах с казахским языком обучения .  Её можно назвать рубежом.    Та неделя, когда и скептики- консерваторы и  те, кто ратует за инновации в образовании, сходятся в одном: преобразования  необходимы.   Конечно,  пугает  объемность работы  по обновленному содержанию образования, и сомнения  остаются, но помня непреходящую истину, что «дорогу  осилит идущий»,  с энтузиазмом  изучаем новое.

Модель выпускника казахстанской школы предполагает воспитание  личности, ученика, имеющего зрелые суждения,  умеющего дать адекватную  оценку своим реальным  и потенциальным  возможностям, достаточно уверенного в себе, чтобы самостоятельно принимать решения. Именно технология РКМЧиП   способствует развитию таких навыков.  Бесценен был в этом плане  мастер-класс по планированию и проведению урока по технологии РКМЧиП, проведенный тренером Нурмагамбетовой  Ж.С.   Мастер-класс продемонстрировал практическое применение приемов технологии. Давно знакомые стратегии: «З-Х-У», «Инсерт», «Кластер», «РАФТ»  выстроились  в стройную логику  урока. Нам наглядно было продемонстрирована важность соблюдения стадий урока: вызова, осмысления и рефлексии.  Набор стратегий не обеспечивает развитие критического мышления, порой удачно заданный вопрос побуждает ученика  к размышлениям и поиску.

Нам, учителям-словесникам, понятно, насколько важно  развитие умений творчески работать с источниками информации. Но как? Каким способом эффективнее это сделать? На занятиях получили ответы и на эти вопросы. Стратегии для расширения лексики, совместная редакция текста, изучение этапов активного чтения,  безусловно, помогут в дальнейшей работе  с учащимися.   Различные схемы, таблицы для сопоставления, «Диаграмма Венна»,  «Шкала настроения»,  «Карты истории»,  «Демонстрация персонажа не стене»  — сколько же приёмов существует для  визуализации изученных текстов!  Работа с графическими органайзерами  увлекла всех. На каком этапе  урока целесообразно  использование тех или иных шаблонов, развитию какого уровня мышления они соответствуют –неполный перечень вопросов, горячо обсуждаемых в группе.

Известен афоризм: “Счастливого человека может воспитать только счастливый”. Перефразируя это выражение, получим утверждение, что только сам высокообразованный учитель может воспитать такого же ученика.  Увлеченный, воодушевленный, неугомонный, рефлексирующий. Именно такими я увидела своих коллег-словесников на этой неделе.     Началась работа по планированию уроков русского языка и литературы по обновленной программе.   Нам поочередно пришлось примерить на себя роли ученика, учителя и независимого наблюдателя.  Неизвестно, что сложнее.  Роль ученика не менее важна: практикуя когнитивную эмпатию, глядя на предмет с точки зрения ученика, глубже понимаешь, как дети учатся.

Урок- квинтэссенция  профессионализма педагога. Его стиль, манера общения, речь, видение своей роли  и ученика на уроке, методическая и предметная грамотность, умение создать творческую атмосферу- все тщательно анализировалось наблюдателями. Не все, конечно, прошло гладко. Увлекаясь различными стратегиями, допускали ошибки. Совместный «разбор полетов»  с коллегами, корректная обратная  связь  от тренера помогли понять, что выбор и формы работы, и стратегий, и заданий должно быть подчинено главному- цели урока.   Были и находки (как играя можно легко учить):  интересный подход к делению на группы, эффективные приемы обратной связи,  новинки этапа рефлексии, нестандартные разминки, работа  с ресурсами   Kahoot.com  и Quizlet.com.

И самое важное:  демонстрация уроков помогла увидеть,  что учителя осознают необходимость усовершенствования преподавания и понимают: только существенное улучшение в данной области может повлиять на результат обучения.

 Кушунова Жанна Жангазыевна
учитель русского языка и литературы
школы для одаренных детей № 9 «Зерде»