Сайт Өрлеу

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Тухтарова Алмагуль Сахташовна
Учитель русского языка и литературы
Средняя школа имени М.Ауэзова
Курмангазинский район

Образование – один из ключевых аспектов  качественной оценки и жизнеспособности общества. Будущее того или иного  государства зависит от того, как и на сколько  разумно  решены в нём проблемы образования Мировое  сообщество пришло к пониманию, что  от качества и уровня образования зависят перспективы развития  любого государства. «Качественное  образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», — подчеркивает  Президент нашей страны Н.А.Назарбаев  в своих  выступлениях.

Основной задачей  политики нашего  государства  в сфере образования является повышение уровня интеллектуальных способностей нации .Как считают учёные, залогом устойчивоствзаимопонимания этносов, рационального развития языков, политической стабильности для современного казахстанского общества является  формирование полиязычных  личностей.  Полиязычие в Казахстане на сегодня является  необходимым навыком, характеризующим  образованную и преуспевающую  личность.

Здесь  хочется обратиться к высказываниям  Главы  нашего  государства Н.А.Назарбаева: «Мир и согласие в многоязычном и многоконфессиональном  обществе – это наша с вами заслуга, уважаемые  казахстанцы.  Отрадно  отметить, что казахстанцы  с уважением  и достоинством стали  изучать государственный казахский язык, давший название родной земле, на которой мы живём и ведём к благополучию нашу страну.  Мы также будем развивать русский язык и языки других казахстанских этносов.

Я  всегда говорил, что для современного  казахстанца  владение тремя  языками – это  обязательное условие собственного благополучия.»

Думаю, что эти слова Президента особенно близко воспринимаются учителями – языковедами. Ведь именно нам доверяется внедрение  обучения на трёх языках. И мы можем сказать, что, несмотря на ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться, мы уверенно идём по пути становления новой школы.

Язык по своей специфике и социальной значимости  —  явление уникальное: он является средством общения  и формой передачи  информации ,средством хранения и   усвоения знаний, частью культуры народа.

Владение родным языко, умение общаться, добиваться  успеха в процессе коммуникации  являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют  достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Главная задача русского языка – способствовать  межнациональному общению, взаимопониманию, расширению возможностей  ученика  в плане его перспективности. Отсюда  видится основное направление деятельности учителя-русоведа – работа по развитию коммуникативной компетенции каждого учащегося.

Если  мы хотим  и ставим цель сформировать и воспитать в школе идеальную полиязычную  личность, которая будет владеть тремя языками  в равной степени свободно, нам следует внести инновации в систему школьного языкового образования. Но  родной язык должен быть опорным, основным при обучении  и  формировании  полиязычной  личности.

Своеобразной спецификой языкового пространства Казахстана начала нового столетия явилось активное вторжение английского  языка. Благодаря этому  наблюдается процесс формирования полиязычных личностей.

Коммуникативная компетенция – способность к реальному общению  адекватно целям, ситуациям общения, готовность к  речевому  взаимодействию и взаимопониманию.

На каждом уроке педагоги  нашей школы  реализуют задачи, направленные не только на усвоение учебного материала и развитие интеллекта, но и на формирование мировоззренческих идей ,воспитание   полиязычной  и  поликультурной  личности, казахстанца   21 века.

Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием учебного процесса, поиском  новых приёмов  обучения языку и использованием их в сочетании с традиционными   методами./1,стр41/

Достижение результата на уроке возможно только при условии развития творческой активности учащихся, самостоятельности в решении поставленных  перед ними задач. О прочности знаний можно судить после того, как учитель видит заинтересованность детей в процессе урока и поддерживает творческую активность учащихся, как во время урока, так и в процессе подготовки к нему.

Одним из важнейших принципов обучения является воспитывающее обучение. Преподавание русского языка, так  же как и других учебных предметов, строится на основе этого принципа. Изучение русского языка  само по себе воспитывает, поскольку даёт учащимся в руки незаменимое ничем средство познания мира, формирования  мысли, общения с людьми  и на этой основе формирования мировоззрения. /2,стр 17/

На уроках  русского языка и литературы  особое внимание уделяется формированию лучших человеческих чувств: патриотизма, целеустремлённости  в достижении поставленных целей. Эту работу можно проиллюстрировать  фрагментом урока по  русскому языку в 7 классе. Лексическая тема данного урока: «Звёзды Казахстана».В начале  урока на этапе “Ассоциация»  задаю вопрос:
— Что вы себе представляете, когда слышите это слово? /звезда- жұлдыз – star  \
Ответы   учеников:1)геометрическая фигура; 2)небесное тело; 3)популярный человек; 4) герой, совершивший  подвиг во имя Родины
«Круг   друзей»   Пожелания друзьям «Ты будешь звездой….»

Учитель: -Говорят, что когда учитель приходит в этот мир, то на небе  зажигается звезда,  когда у человека всё хорошо  складывается, то говорят: «Родился под счастливою звездою….»А я, ребята, желаю, чтобы ваша звезда горела ярко, указывала путь к мечте, к достижению цели. И  мы сегодня на уроке узнаем о жизни и становлении «звезды» нашей космонавтики – Тохтара   Аубакирова.

Особенно   удачно было проведено  внеклассного мероприятия в 7 классе  на тему  «Поэзия в единстве трёх языков».   Цели проведения данного мероприятия были такие:
1)Совершенствование  речевых умений и  навыков в письме, чтении, слушании, говорении; установление взаимосвязи  трёх  языков: казахского, русского, английского;
2)развитие навыков  связной речи, памяти;
3)воспитание  чувства уважения и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма  у молодого   поколения.

Ход   урока.
1.Организационный   момент.
2.Вступительное  слово учителя
-Добрый день, уважаемые  гости и учащиеся! Добро пожаловать на наш праздник!

Наш  Президент Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание  образованию и науке.В его проекте «Триединство   языков»  сказано: «Казахстан должен восприниматься  во всём  мире как  высокообразованная страна, население которой пользуется и  должно пользоваться  тремя языками. Это казахский язык —  государственный язык нашего народа, русский язык  как язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику нашей страны.

Великие деятели своего народа, такие  как  Пушкин, Абай, Байрон воспевали могучую роль родного языка в образовании  и  воспитании человека. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык – оружие  сердца, он охраняет человека.

3.Сообщения учащихся
1-ый ученик «Пушкин – зеркало русской поэзии»
2-й ученик    «Абай  Кунанбаев – великий  казахский  поэт, переводчик, композитор»
Великий казахский поэт Абай Кунанбаев, обращаясь к грядущему  поколению, говорил:
Пойми меня сердцем своим –
Для  тебя загадкой предстану.
С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал,
С тысячью один бился – не осуждай

Абай рано проникся чувством глубокого уважения к великому наследию русской культуры, жил сознанием общности идеалов и раскрепощения народов России от многовекового гнёта и темноты. Позже  в своих  «Гаклиях»  («Словах назидания») он писал: «Изучай  культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет  легче….»

4.Инсценирование
Абай  и своих детей, а их было трое, отдал учиться в русскую школу.
Учитель: — Абай  высоко поднял  светильник  разума в темноте степи.
В юрте сидят Абай, Улжан, Айгерим, дети   Абая – Абиш, Магаш, Гульбадан.
Абиш:  Я теперь и по-русски учусь. Как только с зимовки уехали, начал  учиться.
Абай: Ого! У кого же ты учишься? Кто здесь учит по-русски?  (притягивает к себе мальчика)
Улжан: Весной, как ты уехал в город, к нам в Жидебай приехал молодой русский  жигит.  Он год служил в городе толмачом, его так и зовут бала-толмач. Пришёл ко мне, говорит, что болен, приехал в аул кумысом лечиться, попросился жить у нас и учить детей по-русски.  Я  вспомнила, что ты этого хотел…Не только Абиш – и Магаш, и Гульбадан учатся у этого бала-толмача

5.Выразительное чтение
Стремясь познакомить свой народ с образами романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Абай в 1887-1889 г.г. переводит несколько отрывков: «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны»  и др.
     Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин»  на русском и казахском языка

6.Сообщение  учащегося

Одним из первых  среди европейских поэтов к восточной теме обратился Джордж    Байрон. Он призывал народ к борьбе  за свободу, ему была не безразлична судьба  русского народа С болью в сердце он рассказывает о событиях войны в России с Наполеоном.
Москва, Москва! Был грозен и жесток
Врагу тобой преподанный урок!
Крылом пурги смела ты вражий строй,
И падал в снег развенчанный герой.
Ученик читает отрывок из поэмы «Бронзовый век»

7.Слово учителя
— В наш век, век технологий, современный человек должен владеть тремя языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гете: «Кто не знает  иностранного языка, тот ничего не знает о своём языке.»
-К  какому мы пришли выводу, ребята?  /Да, в мире литературы ни один поэт не может  быть оторванным от других, в этом вы убедились на уроке/

8.Подведение итогов урока
-В завершение урока хочется сказать: «Дружба и братство дороже всякого богатства»

         Главная цель таких уроков – подвести учащихся к выводу, что  «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни».В перспективе мы должны достигнуть поставленную цель обучения языкам: наши выпускники школ должны стать коммуникативно компетентными полиязычными личностями, а это на сегодняшний день является государственной задачей системы образования Республики Казахстан.

Список  использованной литературы:
1.Сигуан М., Макки У. Образование и двуязычие.- М.:Педагогика,1990
2.Мурзалинова А.Ж. Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся казахов при обучении русскому языку в 10-11 классах школы нового типа.-Алматы,2002