Сайт Өрлеу

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Кунсакова К.М
Актюбинская  СШ, г. Актобе

Современные педагогические технологии требуют создания таких условий, при которых школьник не должен быть пассивным потребителем знаний, а активно бы включался в образовательный процесс, проявляя не только интерес к обучению, но и самостоятельность в получении информации, креативность мышления, желание открывать неизведанное. Например, проблемное обучение, которое направлено на поиск учащимися новых знаний и способов их получения с учётом принципа проблемности.
Первоначально необходимо вызвать интерес к своему предмету. Этого можно добиться, если не допускать на уроках скуки и однообразия, формировать обстановку эмоционального оживления, достигнутого новизной и формой подачи материала, нетрадиционными приёмами работы. Например, ролевая игра. В 5-6-х классах дети с удовольствием представляют себя в роли учителя. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями и проверить друг у друга домашнее задание, выставив оценку карандашом. В 7-8-х классах роль “учителя” усложняется. Ученику предлагается провести опрос класса, задавая вопросы по изученной теме и оценивая ответы товарищей. Вызвать удивление, а значит – интерес к предмету можно необычной формой подачи нового материала: рассказом об истории слов, сказкой о жизни частей речи, путешествием по стране “Морфемика” и т.д. Сформированный интерес к предмету позволяет перейти ко второму этапу – проблемному обучению.
Уже с 5-го класса можно вводить новый материал не в форме собственного объяснения, а по схеме: “Пример – вопрос – вывод сделай сам”. Например, в 5-м классе даются слова: “мороз”, “нож”, “просьба”, завязка”, “бровь”, “скобка”, задаю вопрос: какое правило объединяет все слова? Сформулируйте его. Или: поставьте ударение, определите часть речи, выделите окончание, сделайте вывод, у каких частей речи и когда в окончаниях пишется “О”, когда “Е”: “свечой”, “пейзажем”, “овцой”, “ключом”, “с душой”, “чужой”, “свежего”, “куцего”, “хорошему”. В 6-м классе разбирается тема: “Повелительное наклонение глагола”, предлагается сравнить две группы глаголов, найти, в чём их отличие: ходите – ходите, гоните – гоните, выберете – выберите, крепнете – окрепните. На что указывают разные окончания? После определения наклонений объяснить правописание глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.
В 7-м классе понятие о деепричастии вводится через этимологию этого слова: “деепричастие” от древнерус.“дее”, “деяти” – “делать”, “действовать” и старославянского “причастие” – “вместе”. С чем же вместе “действует” деепричастие? Для ответа на этот вопрос предлагается сравнить два предложения:
1.Ученики пишут упражнение, подчёркивают орфограммы и выполняют разборы.
2.Ученики пишут упражнение, подчёркивая орфограммы и выполняя разборы.
Определите, в каком предложении только глаголы передают действие учеников. Итак, во втором предложении появилось слова, похожие на глаголы. Чем похожи? В чём их отличие? Какое действие – основное или добавочное – они обозначают?

В 8-м классе изучаем тему: “Вводные конструкции и их грамматические омонимы” в форме сопоставительной таблицы на экране: Является
вводной конструкцией
Не является
вводной конструкцией
1.Скоро, видно, подморозит. 1.Это видно из вашего ответа.

Учащиеся, опираясь на данный вариант, создают дома опорные конспекты по другим группам односоставных предложений. Последний этап в обучении составлению опорных конспектов – самостоятельная работа над ними, обычно такой уровень достигается к 10–11-м классам.
Развитию аналитического мышления, логической взаимосвязи языковых сведений, их обобщению способствуют алгоритмы. Учащиеся знакомятся с ними ещё в начальной школе, но не все умеют применять их. Работа над алгоритмами начинается с 5-го класса, когда необходима отработка орфографических навыков. Обучение орфографии с опорой на алгоритмы эффективно, когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему, а впоследствии подготовить учащихся к сдаче экзамена. Первый этап в работе над алгоритмом – знакомство с ним, порядком его применения и образцами рассуждения. Второй этап – овладение алгоритмом: проговаривание, запоминание, контроль учителя за логическим рассуждением ученика. Третий этап – диагностика успешного усвоения алгоритма через такие формы контроля, как самостоятельная работа с применением алгоритма, лингвистические задачи, тестирование, работа по карточкам, взаимопроверка. Конечная цель – научить школьников к ЕНТ, использовать сокращённый алгоритм. Пример алгоритма. 5-й класс, тема “Правописание приставок на З, С”:
Выдели приставку
Следует ли после нее звонкий согласный?
Да нет
Пиши в приставке З пиши в приставке С
На каждом уроке обязательно отводится место какой-либо словарной работе (орфографической, орфоэпической, этимологической, лексической), целью которой является не только пополнение словарного запаса учащихся, но и развитие языковой догадки. Например, в 5-м классе даётся этимология слова 22 “орфография” (из греч. “орфо” – правильный, “графо” – писать) и предлагается найти эти греческие корни в других русских словах (орфограмма, орфоэпия ,география, фотография, биография, графика). В словарной работе в старших классах предлагается объяснить иностранные слова русскими синонимами, например: компромисс = соглашение; привилегия = преимущество, право; миграция = перемещение. Для развития исследовательских навыков в словарной работе используются методы сравнения, сопоставления или полученные ранее знания. Например, даётся группа слов и предлагается определить, какие из них имеют исконно русское происхождение: “согласный”, “богатырь”, “великий”, “карандаш”, “багряный”. Оказалось, что только слова “великий” (“вель” – большой) и “багряный” (“багр” – красный) исконно русские, остальные имеют другие языковые корни (“согласный” – старославянское, “богатырь” – монгольское, “карандаш» – тюркское).
На уроках проблемного обучения часто предлагаются лингвистические задачи, также требующие аналитического подхода. Например, определить однокоренные ли это слова: косой взгляд – коснулся взглядом – косой угол. Или: почему мы в наш словарик слово “язык” запишем три раза, то есть дадим три словарные статьи? (Это не многозначное слово, а слова – омонимы). Они имеют различные лексические значения: язык – человеческий орган; язык – речь, способность говорить, система звуковых и словарных средств; язык – пленный человек. Есть ещё слово “язык” с устаревшим значением: язык – народ (“нашествие языков”)
При изучении темы “Причастие” можно использовать такие поисковые задачи: чем отличаются слова “пахучий” и “пахнущий”, “горячий” и “горящий”.
В процессе решения поисковой задачи учащиеся не просто рассуждают на основе полученных знаний, но и вырабатывают навыки анализа, исследования языковых явлений, развивают связную речь.
Рассмотренные приёмы и формы проблемного обучения на уроках русского языка способствуют не только повышению интереса к предмету, но и повышению качества знаний.
Таким образом, проблемное обучение помогает детям не только с интересом усваивать предмет, но и формируют личность, стремящуюся самостоятельно проникнуть в тайны слова; заставляют творчески мыслить, писать нестандартные тексты, заниматься маленькими научными исследованиями.
Литература:
1.Н.М.Лебедев. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.Москва.Просвещение.1991.
2.Под редакцией Н.З.Бакеевой и З.П.Даунене.Основы методики обучения русскому языку в 4-10 классах.Ленинград.Просвещение.1984.

Один комментарий к “ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  1. Уведомления: Использование методов и технологий обучения в преподавании языковых дисциплин | Сайт ӨРЛЕУ