Сайт Өрлеу

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЛИРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЛИРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дильдибекова Гульнара Айсаевна,
старший преподаватель  кафедры дошкольного,
начального обучения и воспитания личности   филиала АО  «НЦПК
«Өрлеу» ИПК ПР  по Костанайской области» г. Костанай, Казахстан
 

В Послании Народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире», Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, подчеркнул:«….предлагаю начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику»[1] Важнейшей стратегической задачей образования являются: с одной стороны — сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны — формирование и развитие у детей дошкольного возраста лингвистического сознания, в основе которого овладение государственным, родным и иностранными языками.
Исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень. Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение, осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его обучения в школе. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни. [5,с 439] Сегодня перед педагогом стоит задача: формирование поликультурной личности. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.
Формирование в дошкольном возрасте у детей коммуникативных навыков имеет огромное значение. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения в образовательной области «Коммуникация»  определены следующие цели: развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах деятельности; воспитание звуковой культуры речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского, английского и других языков. Содержание образовательной области «Коммуникация»  направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми, внимания, интереса к слову…[3] Реализация данных направлений стандарта невозможно без применения принципа интегративности всего образовательного процесса реализующегося в 2-х плоскостях. Первое – это сквозное планирование на основе 9 основных тем и объединение знаний по тематическому принципу, что влияет на формирование у детей целостного представления об окружающем мире. И второе, обеспечение взаимосвязи содержания всех разделов, всех областей программы на основе циклограммы жизнедеятельности детей. Полиязычное развитие детей в дошкольной организации образования реализуется как в учебной так и внеучебной деятельности. Ребенок относится к каждому из трех языков как к средству коммуникации, он готов на любом из них общаться, выражать свои мысли и чувства. Постепенно он привыкает к этому, даже если знает, что один из языков не является родным для него и его родителей. При специальном обучении ребенок относится к новому языку как предмету изучения, к новой игре, новому виду деятельности, он не рассматривает его как одно из средств коммуникации.
В учебной деятельности казахский и английский языки чаще всего внедряются через интеграцию с применением легких для запоминания рифмовок, речевых и фонетических разминок; словесных и дидактических игр, ролевых игр, инсценировок и  художественной литературы. Для создания социально-насыщенной языковой среды необходимо привлекать преподавателей казахского и английского языков. Их участие необходимо во всех режимных моментах детей для активизации и закрепления словарного запаса детей, для работы над звуковой стороной  языка, формированием связной речи. Эта форма   работы реализуется через следующие принципы:   принцип наглядности; принцип активности и самостоятельности; принцип последовательности и постепенности: от простого к сложному. При изучении языка необходим творческий подход, основанный на индивидуализации обучения.
Одним из наиболее актуальных и действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в игровой форме. У детей дошкольного возраста очень хорошо развита слуховая память. Они могут запомнить большое количество лексических единиц, не прилагая усилий, особенно если обучение проходит через игру. Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий; средство развития произвольного поведения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, главное для малышей – движение. Важно, чтобы занятие ни в коем случае не превращалось в «сухое», неинтересное заучивание слов или движений с детьми в детском саду. Играя и с восторгом замечая свои успехи, ребенок развивается и стремится к  следующим вершинам. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, во­ображения [7, с.25]. Итак, игра является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.
Использование инновационных развивающих технологий и методик помогают обучению и развитию языков в дошкольном возрасте.  Деятельность с дошкольниками на занятиях по полилингвальному обучению с применением элементов игровой технологии В.В. Воскобовича  даёт возможность придать учебной деятельности развивающий характер. Возьмем к примеру «Игровизор».   Развивающие задания   с игровым тренажёром «Игровизор»   можно применять в   учебной деятельности  на этапе повторения и закрепления учебного материала.
Что собой представляет  игровой тренажер «Игровизор»? Это блокнот размера А4 из двух скреплённых листов. Нижний лист картонный, верхний — из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладываются листы с развивающими заданиями, в нём ребёнок маркером выполняет различные задания.  Ребёнок может не бояться сделать ошибку — след маркера легко удаляется бумажной салфеткой. Выполнение заданий на «Игровизоре« очень нравится детям, ведь это очень интересно и полезно, так как развивается мелкая моторика, формируется моторный образ изучаемого слова, тренируем навык  запоминания. И всё это в игре.  Развивающие игры – задания по лексическим темам повышают интерес ребенка к изучению языка и имеют двойное  значение – дети учатся и играют в интересные игры, т.е. учатся —  играя.  Каждое задание  имеет свое содержание и цель. В ходе игры развиваются  речевые навыки, самостоятельность мышления, фантазия, наблюдательность, согласованность и выдержка.
Применение медиатехнологий в детском саду позволяет применять мультимедийный способы подачи информации который, обладает рядом преимуществ:
— информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
— образный тип информации: движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
— компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
— постановка проблемных задач является стимулом познавательной активности детей;
— возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста, в процессе деятельности каждый ребёнок выполняет задания своего уровня сложности и в своём темпе;
— компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребёнком, никогда не ругает его за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит недочёты, что создаёт в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха». [6] Работа в рабочей тетради позволяет совместную деятельность ребенка и педагога.  Пиктографические условные  знаки «Посмотри и расскажи», «Подумай», «Обведи и соедини», «Запомни», «Раскрась» (с которыми дети знакомятся заранее) помогают интереснее и качественнее организовать педагогический процесс. Иллюстрации, опорные схемы, пиктограммы, которые в совокупности развивают  элементарные языковые навыки и умения,   формируют исследовательские навыки, развивают языковую память и в целом создают положительную мотивацию к дальнейшему изучению языков. Работа в  тетради может проводиться как индивидуально, так и с группой детей, она принесет ребенку большое количество неподдельной радости и интереса к новым словам. Выполняя игровые задания на трех языках , ребенок не только развивает языковую компетентность,  но и познавательную:  воображение, мышление.   Самостоятельная работа в рабочей тетради  позволяет ребенку  употреблять слова казахского и английского языков, на основе которых он  составляет самые простые высказывания и предложения. Особый акцент делается на составление рассказов по опорным картинкам и  схемам.
           В заключении хотелось бы отметить, что правильно организованное обучение триединству языков в детском саду  поможет решить задачи образования, воспитания и развития дошкольников, подготовит их к жизни в современном полиязычном мире. Для создания коммуникативной обстановки во время учебной деятельности важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, оценивать успехи ребёнка.
Список литературы:

  1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — 2007. — 1 марта. — № 33 (25278).
  2. Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // edu.gov.kz
  3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Приложение 1 к постановлению правительства Республики Казахстан от «13» мая 2016 года № 292. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от «23» августа 2012 года № 1080.
  4. Боранбаева Л.К. Развитие триединства языков в дошкольных организациях образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 133-134;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7761 (дата обращения: 21.11.2016).
  5. Мкртычева Н. С., Тонкошнур П. С. Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 439-441
  6. Новоселова С.Л. Компьютер в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1989. — №10. – С.53-55.]
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

Один комментарий к “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЛИРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Уведомления: Использование методов и технологий обучения в преподавании языковых дисциплин | Сайт ӨРЛЕУ