Сайт Өрлеу

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Утегенова Бахытгул Таганхожаевна
учитель высшей категории
русского языка и литературы,
Общая средняя школа имени Абая
Курмангазинского района Атырауской области

В XXI веке образование стоит на самом важном месте, потому что это век глобальных изменений, век информационного бума, век конкуренции, и я считаю, что только реформы, преобразования, происходящие в сфере образования, высококвалифицированные специалисты, имеющие профессиональные навыки и знания,  могут продвинуть данную страну далеко вперед,  развить ее, сделать значимой, конкурентоспособной. Тенденции мирового развития определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющемся мире, приобретение коммуникабельности и толерантности, формирование современного мышления у молодых людей.
Образование является общественным процессом, посредством которого новое поколение посвящается в язык, традиции, функции, взаимоотношения и социально-общественную практику, которые его участники должны постичь, чтобы стать членами этого общества. Образование, значимое в обществе в настоящее время, является продуктом прошлой политики, в процессе которой видоизменялись и трансформировались взаимоотношения между образованием и обществом [1].
В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-ом веке [1].
На Западе активная реформа школьного образования стартовала в 1980-х годах. К настоящему времени в Западной Европе и США накоплено большое количество исследовательских и аналитических материалов, что позволяет делать некоторые обобщения и проводить сравнения. В Англии, следуя принципам классического либерализма, государство не вмешивалось в сферу среднего образования.
Самыми престижными школами являлись и являются «публичные школы». Эти старые, возникшие еще в XV—XVII вв. частные учебные заведения к началу XIX в., пребывали в полном упадке. Но стали бурно развиваться, когда вместе с Оксфордом и Кембриджем проходят через целый ряд преобразований, исходящих со стороны поместного дворянства и аристократии, которые считались  в обществе людьми «свободных профессий», обеспокоенными возможным отчуждением среднего класса от университетов и грамматических школ.
Кто же вносил изменения в школы?  Реформы осуществлялись руководителями, преподавателями  этих школ. Преобразования затрагивают все стороны жизни «публичных» школ. Во главу угла ставится воспитание истинного джентльмена, т.е. английский философ и  педагог  Дж. Локк считал, что необходимо сформировать джентльмена, который умеет вести свои дела мудро и предусмотрительно, является деятельным и инициативным, обладающим острым умом и практическими навыками.
Программа обучения истинных джентльменов построена в основном на изучении классической литературы.  И такие «публичные школы» обладали большим авторитетом, были независимы от государства, потому что выпускали выпускников, которые были востребованы и доминировались в высших эшелонах государственного управления, а также на командных  постах крупного бизнеса [2].
Мне понравилось в образовательной системе  Англии то, что государство не вмешивается в вопросы образования, тем самым предоставляется полная свобода представителям образования осуществлять изменения в практике школы.
Как учителя гуманитарного предмета меня заинтересовала идея обучения детей на основе классической литературы, в настоящее время, когда мои ученики не читают литературу, на мой взгляд, данная программа сможет развить интерес к классике Казахстана, воспитать патриотичность по отношению к родному краю,  истории, к природе (национальное самосознание).
А в Сингапуре, с появлением глобализации и наукоёмкой экономики, экономический прогресс и успех больше не зависят от природных ресурсов, величины страны или её местонахождения, а скорее от её способности преумножать богатство посредством применения знаний, идей и нововведений. И именно образование даёт возможность странам повышать уровень знаний, новаторства и творчества.
Поскольку для создания наукоёмкой экономики необходим новый стиль мышления, в Сингапуре было принято решение создать новую систему приёма в университеты, которая позволила бы отбирать студентов, которые помимо знания содержания того или иного предмета обладали бы способностью обосновывать выводы, думать логически, быть изобретательными и творческими людьми. Такая система приёма делает преподавание более эффективным, поощряет гибкость, инициативу и творчество в школах. Характерными чертами сингапурской средней школы являются:

  • Национальным языком Сингапура по историческим причинам является малайский язык, и государственный гимн Majulah Singapura поётся на малайском. Официальными языками являются английский, путунхуа (объединённый китайский), малайский и тамильский. С момента обретения независимости администрация активно пользуется английским.
  • Сингапур является многонациональным и многоязычным государством, поэтому ради его процветания в обществе принято терпимое и доброжелательное отношение к принадлежности людей и детей к разным национальностям и религиям.
  • Приоритетными направлениями образования являются не гуманитарные науки, а технические, естественные науки и математика.
  • Принцип разделения детей на потоки по способностям к учёбе и обучение потоков по соответствующим их уровню программам.

Почему здесь приоритетными являются естественные науки, потому что наукоемкая экономика, экономический прогресс диктует образованию свои условия, т.е. первостепенность таких предметов как математика, естественные науки в образовательной системе.
Хочу отметить, и минусы реформ, осуществляемых в вышеназванной стране: в обучении налегают на естественные науки, а гуманитарные отодвигаются на второй план, хотя в мировом образовательном пространстве есть тенденция, которая предполагает увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии.
Система образования Финляндии признана самой лучшей в мире согласно новому глобальному рейтингу стран, составленному Economist Intelligence Unit для медиахолдинга Pearson.  С тех пор как были реализованы крупнейшие реформы в сфере образования 40 лет назад, школьная система страны постоянно находится в верхней части международных рейтингов.
Знакомясь с реформами в образовании, меня больше заинтересовала идея финнов в то, что их дети учатся с 7-летнего возраста.
Им не дают домашнее задание, первые шесть лет учебы в школе знания детей не оцениваются вовсе, существует только один обязательный стандартизированный тест в Финляндии, который проводится. Когда детям исполняется 16 лет, 43% учащихся старшей школы ходят в «летнюю школу», учителя проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию.
Все учителя в Финляндии должны иметь степень магистра, которая полностью субсидируется, национальный учебный план представляет собой только общие рекомендации, учителей набирают из топ-10% выпускников университетов [4].
У финнов, на мой взгляд, образовательная система более шадящая, первые шесть лет,  не оценивая детей, они  не травмируют их, отсутствует боязнь получить отрицательную оценку, но с другой стороны, возникает вопрос: а как же без оценок?
Я считаю, что оценка — залог обратной связи, необходимо для поддержания эффективности обучения. Мотивирующая функция оценивания достижений учащихся в школах Финляндии акцентирует внимание ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик.
Из опыта финского образования я  бы для применила для развития своей школы идею, когда ученик сам добывает знания не на оценку, а для себя, т.е. осознанное обучение предоставляет возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и формировать новое понимание [1].
И еще меня привлекает идея финнов, что учителя должны иметь степень магистра, это говорит о том, что «случайных» людей среди учителей не могут быть,  сильный учитель развивает сильного ученика.  И нам  нужно поднять статус учителя, чтобы  не по остаточному принципу шли в учителя, а по призванию. От профессиональной компетентности учителей зависит и качество знаний учащихся.
Казахстан – государство, открытое для контактов и партнерства, и международное сотрудничество возводится в ранг приоритетных направлений развития системы. Развитие сотрудничества в области образования и науки с государствами и международными организациями, расширяется и с каждым годом динамично развивается
Думаю, что для многонационального Казахстана некоторые черты  системы  образования  Сингапура  были бы приемлемы:

  • образование — составляющая часть социальной экономики;
  • учитель – фасилитатор, умеющий оценивать способности ученика;
  • учитель стремится к самообразованию (конечно, наши учителя нагружены: не 4 часа, а 8 часов в день проводят в школе);
  • полиязычное образование;
  • создание стимулирующей среды, для мотивации ученика получать новые знания и навыки;
  • подготовка профессиональных кадров.

В рамках реализации культурного проекта «Триединство языков» стоит задача повысить роль государственного языка как фактора укрепления государственности Казахстана, сохранить высокий уровень знания русского языка, а также создать условия для успешного овладения английским языком.
У нас в стране уже началась работа по обучению английскому языку с раннего возраста. По поручению главы государства, начиная с этого учебного  года, в школах Республики с I класса вводится изучение английского языка. Ожидается, что через пять лет эти школьники начнут уже изучать дисциплины на английском языке.
А какова цель этих преобразований? Это формирование и развитие образованной, творческой и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой  к самоактуализации, как в собственных интересах, так и в интересах общества [5].
Изучая мировой опыт и опыт Казахстана по вопросам преобразований в образовании, я прихожу к мнению, что и моей школе необходимы реформы в обучении и преподавании.
Что является необходимым для моей школы на данный этап?
Особенно меня заинтересовала идея формирования и развития творческой личности через осуществление обратной связи, личности, способной обосновывать выводы, думать логически, быть  изобретательным, потому что в настоящее время востребованы такие ученики.
Проблема моей школы заключается в том, что ученики, полученные знания не всегда могут применить на практике, неуверенны в своих знаниях, низкая мотивация учащихся к учебе приводит к снижению качества знаний, нестабильное качество знаний сказывается на авторитете школы.
Так как  я являюсь учительницей русского языка и литературы, для меня важно то, что мой предмет не терял своего важного значения, потому что наряду с казахским и английским языками, он является языком, предоставляющий возможность доступа к мировым знаниям, а это, на мой взгляд, является важным фактором  повышения конкурентоспособности, развития творчества личности в условиях глобализации.
Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечения успешности обучения учеников является учитель [Strong Ward&Grant, 2011].
И я считаю, что для этого самому учителю необходимо начинать все с себя:  совершенствоваться, критически мыслить и быть открытым для новых идей. А как это осуществить? Одному учителю не справиться с этой задачей, поэтому нужно объединиться, доказано, что «школы, работающие совместно, могут значительно повысить профессиональный уровень учителей способствовать более успешному обучению учеников, поднимая, тем самым, стандарты в образовании на качественно высокий уровень» [1].
Литература
1.Руководство для учителя. [Стр 101, 142, 150,153,151,106] 2.Марина Лоскутова «Школьные реформы в Англии».
http://www.study.kz/1/8/157/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-ssha
3.Современная система образования США.
4.Почему образование в Финляндии лучшее в мире.

Один комментарий к “АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

  1. Уведомления: Использование методов и технологий обучения в преподавании языковых дисциплин | Сайт ӨРЛЕУ