Сайт Өрлеу

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИТИВЫ ТРЕХЪЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИТИВЫ ТРЕХЪЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА

Лой Марина Вилльевна
учитель английского языка
Средняя общеобразовательная ШГ № 17 г Актобе

Языковая политика в Казахстане – путь интеграции Казахстана в мировое сообщество. На сегодняшний день в Казахстане проводится политика трехъязычия, направленная на освоение казахстанцами казахского, русского и английского языков. Политика трехъязычия не требует забывать родной язык, наоборот, она возводит казахский язык на первое место. В Казахстане выработан опыт взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Создан институт культурного и религиозного взаимодействия – Ассамблея народа Казахстана, получившая возможность непосредственно участвовать в законотворческой деятельности   парламента РК. В республике всегда с особой заботой и вниманием относились к развитию языкового богатства народов государства, понималась его роль в развитии современного общества.
Это можно понять, изучив один из первых принятых в суверенном Казахстане законов – «О языках в Республике Казахстан» (от 11.  07. 1997 г.), который объявляет все языки народов Казахстана национальным достоянием, историко – культурным наследием страны. Вопросы развития языков в Казахстане постоянно находились под контролем и опекой Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, который в ежегодных посланиях народу Казахстана всегда старался акцентировать внимание на развитии образования, культуры, знание языков. В послании Президента прямо указывается: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении… Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками… Он будет патриотом своей страны, известным и уважаемым во всем мире»
В настоящее время иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально – экономического, так и общекультурного прогресса общества. Для сохранения многоязычия в современном мире предпринимаются различные меры, в том числе, наличие в образовательном процессе вуза иностранного языка. В рамках задачи сохранения языкового многообразия в Казахстане предполагается создание условий для обучения родному языку представителей этносов, проживающих в Казахстане. Для этого планируется оказание учебно – методической помощи, привлечение опытных педагогов – носителей языка, использование международного опыта и современных технологий при обучении родным языкам.
Важной задачей является изучение английского и других иностранных языков. Одним из ключевых компонентов лексического капитала казахстанцев является знание иностранных языков как средства делового и международного общения.
В конечном счете язык – это стержень национального государства. И поэтому вопрос о языке оказывается не только культурным, но и политическим. Выступая с Посланием к народу Казахстана, Президент вновь напомнил, что для современного казахстанца владение тремя языками – это обязательное условие собственного благополучия и что знание английского языка – это необходимость. Без знания английского трудно осуществить интеграцию в мировое сообщество, поскольку этот язык является глобальным языком передачи информации как в бизнес – среде, так и в повседневном общении, и к 2020 году доля населения, владеющего английским языком, должна составлять не менее 20%.
В Послании Президента Республики Н. А. Назарбаева особо подчеркнуто, что реформа, образования – это из важнейших инструментов, позволяющих реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации.
Содержание образования будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики. Выпускник школы должен будет говорить на трех языках.
Новая модель образования, ориентированного на результат, определена как приоритетная цель. Введение в Республике Казахстан общепринятого в мировом обществе 12 – летнего школьного образования позволит обеспечить конкурентоспособность выпускников школ Казахстана.
Образование предполагает создание психолого – педагогических условий для целостного развития      внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры.
Определены следующие ключевые компетенции выпускника школы:
— формирование полиязыковой личности, освоившей базовые ценности национальных и мировых литератур, готовой к социокультурному взаимодействию.
— формирование компетенций, необходимых для общения на государственном и других языках, востребованных обществе.
Выпускник должен обладать качествами:
— способностью ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения. Умение, желание, потребность и способность выстраивать траекторию и планы личного успеха на разную временную перспективу.
— функциональной грамотностью. Умение работать с любой информацией, выраженной в различных знаковых системах. Знание и умение использовать родной и иностранные языки. Компьютерная грамотность. Готовность к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни.
Конкурирование Казахстана на мировом рынке напрямую зависит от наличия высоко квалифицированных кадров. Сильным потенциалом казахстанской школы должен стать учительский корпус, степень профессиональной подготовки которого позволяет ставить и решать сложные образовательные задачи. Сегодня уже нельзя учить детей так, как несколько лет назад. Происходит смешение акцентов в преподавании – с передачи учебной информации на проектирование учебного процесса, обеспечивающего достижения учащимися ожидаемых результатов. Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает жизненные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект –это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением рамках устной или письменной презентации.
Обеспечение успешной социализации учащихся в процессе обучения по индивидуальным образовательным траекториям на основе педагогической дифференциации и профилизации. Первоначальная база закладывается   начальной и средней школах.
Фундаментальным условием профессионального развития учителя является осознание необходимости изменения и поиска новых возможностей повышения компетентности. Компетенция – это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, работы школы необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Показатели модернизации профессионального развития учителя:
— осознание необходимости в инновационной деятельности;
— готовность к творческой деятельности по введению новшеств в педагогическую практику работы школы;
— уверенность в результативности предпринимаемых мер, действий;
— готовность к преодолению творческих неудач;
— умение позитивно и объективно анализировать свой прошлый опыт в свете инновационной деятельности;
— способность профессиональному самопознанию, рефлексии.
В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя. Необходима переориентация методической системы обучения в школе, интеграция усилий психологов и педагогов, направленных на создание форм психолого – педагогической диагностики, позволяющей выделить и зафиксировать позитивные изменения в личностной сфере ребенка. Изменения в содержании и структуре общего среднего образования диктует необходимость систему подготовки учителя и его профессионального усовершенствования.
Актуальными являются вопросы подготовки полиязычных учительских кадров для внедрения трехъязычного образования – говорится в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (1). Потребность в учителях школ, преподающих предметы ЕМЦ на английском языке, составляет 28 тысяч педагогов.
Качественный состав педагогов с высшей и первой квалификационными категориями составляет 49,2%. Карьера учителя предусматривает три ступени горизонтального профессионального роста(1)
Концепция иноязычного образования в Казахстане, предложенная Казахским университетом международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, научно трактует необходимость приближения содержания процесса обучения иностранным языкам к мировым стандартам. В частности, к программе и стандартам «Общеевропейских компетенций уровней владения иностранным языком», унифицирующим требования к уровню обученности языкам для всех стран Европы. В первую очередь, речь ведется о внедрении уровневого обучения. В основе лежит идея непрерывности и преемственности образовательного процесса.
Предлагаемая модель строится из шести уровней, имеющих свой набор образовательных программ, содержание которых соответствует требованию международных сертификатов. Уровни обозначаются литерами А 1, А2, В1, В2, С1, С2.
Уровень начального образования при обучении иностранному языку ориентирован на элементарное владение и, согласно Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (CERF), соотносится с А1 (уровень выживания – Breakthrough)
Курс иностранного языка для уровня основного среднего образования ориентирован на подготовку к обучению на уровне общего среднего образования, т. е. соотносится с общеевропейскими уровнями владения языком:
5 класс – А1(«Выживание 1»);
6 класс – А1(«Выживание 1.1»);
7 класс – А2(«Предпороговый 1»);
8 класс – А2(«Предпороговый 1.1»);
9 класс – А2(«Предпороговый 2»);
Цель обучения иностранному языку на уровне основного среднего образования состоит в формировании и развитии способности учащихся    к межкультурному общению с носителями иностранного языка в соответствии с общеевропейскими допороговым (А1, А2) уровнем обученности в формировании функциональной грамотности учащихся. Курс иностранного языка для уровня общего среднего образования соотносится с общеевропейскими уровнями владения языком: 10 класс – В1 («Пороговый 1»); 11 класс – В1+В2(«Пороговый 1.2»).
Изучение иностранного языка как средства воспитания, познания и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями направлено на развитие функциональной грамотности учащихся для подготовки конкурентоспособного специалиста в будущем, дальнейшее развитие навыков владения иностранным языком. Этим обусловлены цели и задачи в обучении иностранному языку в старших классах средней школы.
Цель обучения учебному предмету «Иностранный язык» состоит в совершенствовании коммуникативной компетенции учащихся и формировании полиязычной, поликультурной личности, способной достойно представить свою культуру в мировом масштабе и практически использовать иностранный язык в будущей специальности. (2)
Обучение должно быть ориентированно на коммуникацию, что предполагает организацию урока в форме общения и исключение формальных заданий.
Характерной особенностью этого курса является также исключение опоры на родной язык. Структуры представлены как в полной, так и в краткой форме, что является особенностью этого курса; с первых шагов у учащихся должен формироваться
язык как для устного, так и для письменного общения. Третьей особенностью предлагаемого курса является центрированность обучения на интересах учащихся, что отражается как в речевой тематике, так и в приемах обучения.
Задача учителя — организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся были максимально вовлечены     и умели использовать многочисленные стратегии в зависимости от своих индивидуальных способностей. Изменяется место учителя: он больше не доминирует в учебной ситуации, центр внимания – ученик.
Методические подходы, заложенные в учебно – методических материалах соответствуют возрастным особенностям детей, вызывают их активность и интерес. Использование новых информационных технологий в учебно – педагогическом процессе представляет качественно новый этап в теории и практике педагогике. И здесь актуальным является вопрос использования в учебной деятельности школьников и педагогов электронных учебников.
CD – ROM – это использование компьютерных технологий на уроке английского языка. Компакт – диски являются подспорьем для самостоятельной работы, т. к. ученики сами определяют темп работы.
Литература

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы

Инструктивное письмо  Об особенностях организации образовательного процесса общеобразовательных школ Республики Казахстан в 2016 – 2017 учебном году

Один комментарий к “СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИТИВЫ ТРЕХЪЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА

  1. Уведомления: Внедрение трехъязычного образования в рамках обновления содержания среднего образования: состояние и перспективы | Сайт ӨРЛЕУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code