М.Т. Туякова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по Костанайской области»,
г. Костанай, Казахстан
[email protected]
Annotation: сomputing information competence determines the person’s level of education. Informatization of education is a process providing education with methodology and practice of using modern information technologies focused on realization of psychological and pedagogical learning objectives.
Key words: informatization, teaching and learning methods, interactive.
Аңдатпа: ақпараттық құзыреттілік оның білімділік деңгейін белгілейді. Білім беруді ақпараттандыру — білім беру саласын оқытудың психологиялық-педагогикалық мақсаттарын жүзеге асыруға бағытталған заманауи немесе ақпараттық технологияларды әзірлеу немесе тиімді қолдану әдіснамасы және практикасымен қамтамасыз ету үрдісі.
Тірек сөздер: ақпараттандыру, оқыту әдістері, интерактивті информатизация, методы обучения, интерактивный.
Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Взрослые ничем не отличаются от детей. На курсах повышения квалификации часто можно слышать, что устали сидеть, устали писать, устали слушать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения данной ситуации? А ведь всем нам известен классический пример Тома Сойера, который превратил скучное принудительное занятие по покраске забора в захватывающую игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, содержание и техника занятия остались прежними, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно в привычную практику внедрить новые формы и методы реализации образовательных программ.
В последние несколько лет многое изменилось в системе повышения квалификации педагогических работников. Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать занятие интересным, ярким? Как увлечь слушателей своим предметом? Как создать на занятии ситуацию успеха для каждого педагога?»
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к системе дополнительного образования. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление слушателем определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного дополнительного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, слушателя. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно — и подчиняются основные задачи современного образования. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача преподавателя – обеспечить на занятии такую деятельность. В этом случае слушатель сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Как известно, в образовании существует множество методов обучения, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний слушателями. У каждого преподавателя этот набор свой.
Среди моделей обучения выделяют[1;4]:
Пассивную. Пассивный метод – это форма взаимодействия слушателей и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а слушатели выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.
Активную. Активный метод – это форма взаимодействия слушателей и преподавателя, при которой преподаватель и слушатели взаимодействуют друг с другом в ходе урока и педагоги здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
Интерактивную. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения преподавателем на своих занятиях говорит об его инновационной деятельности.
В последнее время получил распространение термин – «интерактивное обучение». Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие слушателей не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности слушателей в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности слушателей на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания)[1; 17].
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого слушателя, его активности. Сегодня очень важно при обучении слушателей учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Актуальность заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. В предложениях по модернизации образования на современном этапе, которые были озвучены Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым, наряду с первоочередными задачами особое место занимает информатизация образования. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. Безусловно, мы должны помнить и о потребности человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного информационного общества.
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
— постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
— выбора различных способов деятельности для достижения результата;
— развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
— развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
— мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
— уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе [2; 14].
Одной из основных целей дополнительного образования становится формирование информационной культуры слушателей. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения.
Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый преподаватель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в обучении. Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь слушателей, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень [2; 34]. На занятиях преподаватели активно используют презентации, видеоролики, видеолекции, флипчарты. Использование интерактивных методов обучения, таких, например, как создание флипчартов, интенсифицирует процесс обучения: повышает темп занятия, увеличивает долю самостоятельной работы слушателей, позволяет проверить усвоение теории у всех слушателей, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым педагогом.
Применяя на занятиях информационные технологии, преподаватель обучает слушателей решению специальных практических задач, которые затем будут перенесены на учащихся:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
При интерактивном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный слушатель как индивид, а группа взаимодействующих слушателей, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение преподавателем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности слушателей, а значит, интерактивного обучения.
Для развития творческих способностей преподавателю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда слушатель должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Систематическое проведение занятий для учителей русского языка и литературы с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей слушателей успешно решается.
При использовании интерактивной доски обычное занятие становится более эффектным, повышается динамичность занятия, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает слушателям лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество преподавателя и слушателя безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Литература:
- Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
- Лихачева, И. В. сервис для создания интерактивных упражнений. 2010г.
- Интернет-ресурсы:
http://english-info.ucoz.ru/news/glogster_chto_ehto/2012-04-21-118
http://letopisi.ru/index.php/Glogster
http://en.wikipedia.org/wiki/Glogster
https://sites.google.com/site/mkeor1
http://wiki.iteach.ru/index.php/Интерактивный_плакат
http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html
http://elementy.ru/posters
http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/