Сексембаева Асель Керимхановна.,
АО «НЦПК» «Өрлеу»
ИПК ПР по СКО
ст.преподаватель кафедры
«Дошкольное воспитание и начальное обучение»
Цель: сформировать умения проектирования деятельности по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в условиях интегрированного обучения.
Количество часов: 2 часа (тренинг)
Содержание (ключевые идеи)
Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений воспитанников группы с учетом реализации возможностей каждого ее участника, это требует достаточно сложных организационных усилий.
В дошкольной организации общеразвивающего типа для всей группы детей предлагаются единые расписание занятий, режим дня. Инклюзивные группы, ориентированные на интересы и возможности ребенка, требуют другого организационного подхода.
В процессе реализации образовательных программ необходимо помнить, что организация деятельности инклюзивной группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с особыми образовательными потребностями.
При реализации образовательных программ разрабатываются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей. Тематика занятия «Деятельность по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс» предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1.Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями в развитии.
- Организационно–педагогические условия, обеспечивающие эффективность включения ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс.
3.Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Результаты обучения слушателей
В результате обучения слушатели повысят уровень знаний и умений в вопросах специфики построения образовательного пространства в дошкольных организациях реализующих инклюзивную практику, создании адаптивной развивающей среды обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, освоят технологию планирования учебно-воспитательной работы в условиях интегрированного обучения.
Задания для организации взаимодействия слушателей | Формы взаимодействия | Методика работы | Оценивание | Время на выполнение |
Ввводная фаза
Упражнение «Слепой и поводырь» |
В парах | В каждой паре выбирается «слепой» и «поводырь». Инструкция «повыдырям»: «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром». Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру. | Осознание своей жизненной роли и позиции | 10 мин |
Фаза контакта
Притча «Рискнуть попробовать» Цель: выявление своих возможностей «Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» — спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать». Вопросы: •Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть? • Какие черты характера характеризуют последнего претендента? |
Фронтально
Обсуждение в мини-группах |
Погружение в проблему.
Кумулятивная беседа |
Обратная связь.
Постер |
10 мин
(5+5) |
Лекция в сопровождении
презентации: Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. |
Работа в группе | Проблемное изложение нового материала, обратная связь лектора и аудитории. | Рассмотрены:
— особенности детей с ОВ; — психолого-педагогическоео сопровожде ние детей с ограниченными возможностями. |
10 мин |
Задание 1.
Мозговой штурм Обсудите в группе и перечислите субъектов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями |
Работа в группе | Коммуникативный метод обучения, метод активного диалога. | Составить примерную модель участников комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями | 10 мин |
Практика инклюзивного образования.
Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с ограниченными возможностями в развитии. |
Работа в группах | Коммуникативный метод обучения, метод активного диалога | Постер:
— назв. технол; — цель технол; — м-л для ПРС; — на отработку чего направлена. |
20 мин |
Фаза обучения
Разработать маршрутный лист воспитателя по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями |
Работа в группе | Коммуникативный метод обучения, метод активного диалога | Маршрутный лист воспитателя по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями | 20 мин |
Защита индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями |
Работа в группе | Зашита группового проекта, индивидуальное участие в защите обязательно | Презентация группового проекта.
Оценивание в соответствии с критерями (см. программу) |
10 мин |
Рефлексия
Размышление над обучением. В чем должна проявиться готовность психолого-педагогического персонала к участию в инклюзивном процессе? |
Метод «Лесенка успеха» | Ответить на вопросы: Что мне сегодня понравилось (стиль, способы общения, полученная информация) — Как я могу использовать полученную информацию в своей работе (в организации деятельности с детьми?). | 10 мин |
Список литературы и интернет-источников:
- Малафеев, Н.Н. Интегративные тенденции современного специального образования / Н.Н. Малафеев, А.Н. Коноплева, Л.С. Лазгиева. – М.: Полиграф сервис, 2004. – 406 с.
- Прочухаева М.М. Реализация инклюзивного подхода в детском саду // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010. – Вып. 7. – С. 13-20.
- Буданова Л.Б. Построение модели инновационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис.,к.п.н.М., 2007.
- Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 55-63.
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008.
- Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.