Сайт Өрлеу

Развитие профессиональных компетенций учителя русского языка в рамках развития политики полиязычия

Развитие профессиональных компетенций учителя русского языка в рамках развития политики полиязычия

З.К. Бектурова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по г. Астана,
г. Астана, Казахстан
bekzk@mail.ru

Реалии современного этапа развития общества, языковая ситуация в Казахстане, когда перед обществом стоит проблема формирования грамотной личности, владеющей несколькими языками, диктуют новые требования к учителю русского языка и литературы, к уровню развития его профессиональной компетентности.
Обществу и современной казахстанской школе нужен учитель с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и активно, творчески решать проблему гармонизации межэтнических и межкультурных отношений на личностном и социальном уровне.
Поликультурность, полиязычие, как и коммуникативная и информационная компетенции, мировым образовательным сообществом определяется базовой компетенцией образования и одной из основных направлений мирового образовательного пространства. Важность формирования поликультурной личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований не единожды отмечалась как в выступлениях Президента РК Н.А. Назарбаева, считающего, что «одной из важных ценностей и главным преимуществом нашей страны являются многонациональность и многоязычие»[1], так и в других нормативных документах.
Основные принципы образовательной политики в области полиязычия были закреплены следующими законодательными актами: Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О языках», Законом «Об образовании», Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 гг., Концепцией развития иноязычного образования Республики Казахстан, Планом нации Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «100 конкретных шагов: современное государство для всех», Дорожной картой развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы  и другими. Перечисленными выше документами определены роль и место полиязычного обучения, принципы создания современной эффективной системы управления полиязычным образованием.
Учитель должен принять полиязычное и поликультурное образование как составную часть общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию в духе уважения инокультурных систем.
Профессиональная компетентность учителя русского языка – его способность и готовность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность – приобретает на сегодняшний день актуальность, так как проектируется особым образом на изучение вопросов развития языковой, культуроведческой, коммуникативной компетенций личности  педагога.
Определение содержания и структуры профессиональной компетентности учителя русского языка является основой подготовки высококвалифицированного специалиста и совершенствования его педагогического мастерства. Для эффективной профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы важно:

  • обладать теоретическими и практическими знаниями системы языка, знаниями о нормах его использования (языковая компетенция);
  • знать законы функционирования языковых единиц во всех видах речевой деятельности, во всех формах и типах общения (речевая компетенция);
  • уметь передавать знания о языке, владея набором терминов, понятий, определений лингвистической науки (лингвистическая компетенция);
  • владеть знаниями в области речеведения, текстоведения и функциональной стилистики, которые позволили бы понимать и создавать тексты в разных ситуациях, в т.ч. педагогического общения с учетом различных социальных и стилистических контекстов (коммуникативная компетентность);
  • уметь целесообразно и эффективно организовать процесс обучения (методическая компетенция);
  • иметь определенный объем социокультурных знаний, позволяющий реализовать этнокультуроведческий компонент (этнокультурная компетенция)[2].

Педагогическая компетенция – интегративная характеристика личности учителя. Учитель планирует, отбирает, синтезирует и конструирует учебный материал по русскому языку в соответствии с дифференцированным, индивидуальным подходами и основами совместной деятельности; организовывает различные формы занятий по русскому языку; применяет инновационные технологии обучения. Выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения, развитая методологическая компетенция учителя определяет возможность порождения им новых идей. Профессиональную компетентность учителя русского языка можно рассматривать как целостное свойство личности, ориентированное на развитие и самосовершенствование.
Русский язык – средство развития личности, готовой реализовать себя в обществе ХХI века, способной жить и трудиться в условиях поликультурного общества. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране. В поликультурной образовательной среде современной казахстанской школы реализуются новые функции предмета «русский язык», такие как функция толерантности, интернациональности, возможности взаимодействовать с другими языками в процессе его изучения.
Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции учащихся формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; на основе освоения основных норм современного русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция учащихся предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучающегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучающегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта. Основной акцент преподавания и учения направлен на развитие коммуникативных навыков (слушание, говорение, чтение и письмо), а также формирование функциональной грамотности, что способствует успешной социализации личности.
Цели обучения русскому языку по обновленной программе – это  воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе освоения описательной и функциональной языковой системы, норм употребления средств разных уровней, активизации последних в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи;  овладение законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка. Очевидно, что учитель должен владеть всеми компетенциями, которым он обучает своих учеников.
Современный педагог должен обладать широким спектром личностных и профессиональных компетенций для инновационно-педагогической деятельности, для постоянного совершенствования и повышения своей квалификации. Современный учитель русского языка и литературы должен обладать, кроме предметных, также и ключевыми компетенциями современного человека:

  • информационной компетенцией (умением искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной компетенцией (умением эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • компетенцией самоорганизации (умением ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы), самообразования (способностью конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении профессиональной жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В динамично меняющемся мире полученные знания быстро устаревают, и успешность профессиональной деятельности педагога напрямую связана с его способностью учиться в течение всей жизни. В настоящее время идея непрерывного образования реализуется в различных формах, таких, как курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, в ходе которой специалист развивает и совершенствует свою профессиональную компетентность.
В качестве эффективных технологий повышения квалификации учителя выступают методы активного обучения и рефлексивные методики на основе интеграции содержания обучения и профессионально-личностного опыта (интерактивные лекции, имитационно-деятельностные и деловые игры, кейс-технологии, метод модульного обучения, метод проектов и др.). В ходе использования этих технологий осуществляется ситуативное проектирование способов употребления полученных знаний.
С помощью современных педагогических технологий реализуется задача самокоррекции, самопознания, в конечном итоге – саморазвития учителя на основе рефлексии; совершенствуются навыки коммуникативной культуры – понимание другого, реализация педагогической толерантности, способности принимать участие в коллективной деятельности; развивается способность к творчеству, сотворчеству и самостоятельности; создается среда взаимодействия, взаимопомощи, взаимоуважения.
Современные требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы выдвигают как обязательную информационно-коммуникативную компетенцию, которая рассматривается как владение компьютерными технологиями в качестве средства не только обучения школьников, но и как средства собственного развития и совершенствования. В связи с этим компьютерные технологии все активнее используются в процессе курсовой и межкурсовой подготовки учителя. Информационно-коммуникационные технологии играют особую роль во внедрении дистанционного образования в сферу повышения квалификации учителя. Популярность приобретают различные модели смешанного обучения. Смешанное обучение (Blended learning) – это интеграция традиционного аудиторного обучения с онлайн обучением. При смешанном обучении происходит чередование очных занятий лицом к лицу с обучением посредством информационных технологий [3].
Развитие профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях полиязычия и поликультурности является педагогическим процессом саморазвития, в рамках которого учитель приобретает способность программировать свою деятельность, ориентироваться на профессионально-личностный рост, осуществлять свою профессиональную деятельность, в комплексе охватывая социологические, культурологические, исторические, психологические, этнологические, лингвистические, дидактические и другие аспекты обучения языкам, их изучения и соизучения.
Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Астана. 27 января 2012 года [Электронный ресурс] // http://www.akorda.kz/
  2. Михеева Т.Б. Развитие профессиональной компетентности учителя-словесника полиэтнической школы в постдипломном образовании: диссертация … доктора пед. наук: 13.00.08 / Официальный сайт www.mpgu.edu].- Москва, 2015.- 349

Перевернутый класс: технология обучения XXI века. – URL: http://www.ispring.ru/