Сайт Өрлеу

Развитие профессиональной компетенции учителя математики в условиях обновления содержания образования

Развитие профессиональной компетенции учителя математики в условиях обновления содержания образования

М.К.Нургазинова
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по
Западно-Казахстанской области,
г.Уральск, Казахстан
nurgazinova0@mail.ru
 

Summary: In this article it is written about development professional competence of teachers, renewed maintenance of education, national idea of «Мәңгілік ate», criterion evaluation, about successful teachers
Key words: development of professional competence of teachers, renewed maintenance of education, criterion evaluation, success
Аңдатпа: Бұл мақалада мұғалімдердің кәсіби құзыреттілігін дамыту, жаңартылған білім беру мазмұны, «Мәңгілік ел» жалпыұлттық идеясы, критериалды бағалау, табысты мұғалім жөнінде жазылған.
Тірек сөздер: мұғалімдердің кәсіби құзыреттілігін дамыту, жаңартылған білім беру мазмұны, критериалды бағалау, табыс.
 

Постоянно преуспевать можно,
лишь помогая преуспеть другим.
Харви Файрстоун

В стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 г  человеческий капитал обозначен как двигатель инноваций и повышения эффективности экономики. В ближайшее десятилетие деятельность государства будет сконцентрирована на инвестициях в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев [1, с.2].
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Идёт активный процесс повышения квалификации педагогов  на курсах по обновлению содержания образования филиалом АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО.
Обновление содержания образования – это пересмотр структуры и содержания образовательной программы, подходов и методов обучения и воспитания. Результатами внедрения обновленного содержания образования должно стать создание образовательной среды, благоприятной для гармоничного становления и интеллектуального развития личности, сочетающей в себе национальные и общечеловеческие ценности, умеющей проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации [2, с.12].
Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Виктор Гюго замечал: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Идеи являются важнейшим ресурсом, имеющимся в распоряжении успешного человека. И если вы окружаете себя творчески мыслящими людьми, у вас никогда не будет недостатка в хороших идеях. Для воплощения этой идеи, важно понять, что на свою работу нельзя смотреть под прежним углом зрения. Независимо от того, как много вы извлекли из прошлого опыта, он никогда не расскажет вам всего того, что нужно знать сегодня.
Все успехи в работе начинаются с инициативы и укрепления взаимоотношений с людьми. Следовательно, успех или неудача в работе являются вопросами преимущественно человеческих отношений. Успех связан с тем, что вы делаете для других. Успех – это текущая реальность. Все зависит от того, как на наши действия отреагируют слушатели курсов.
Я считаю, что людям надо стремиться достичь вершины мастерства в своей профессии. Каждый из нас должен работать для реализации своего потенциала. Чтобы сполна реализовать свой потенциал, ты должен учиться, расти и совершенствоваться. Единственный способ совершенствоваться — практиковаться в своем ремесле до тех пор, пока не изучите его вдоль и поперек. Чем больше вы практикуете свое мастерство, тем больше знаете. Но важно помнить, что существует один единственный критерий, по которому нас оценивают, — это результаты.
Моим главным приоритетом как тренера является установление связи с педагогами области, которые обучаются на курсах по подготовке педагогов по образовательной программе повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Математика» в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан, разработанный Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».  При создании атмосферы, способствующей личностному росту слушателей, познакомиться как можно лучше с ними и их «зоной наилучшего восприятия». Выяснить, что мы можем позаимствовать из их опыта, знаний, чтобы источником роста были те знания, которые каждый из нас мог  приобрести и применить в своей ситуации и использовать это в своей работе.
Мы знакомим слушателей с содержанием и структурой обновленного ГОСО, улучшениями учебников в части интерпретации учебного материала, слушатели осваивают новые педагогические подходы и активные формы обучения. Новая модель обучения позволит более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса.
Греческий философ Платон как-то сказал: «Большая часть обучения состоит из напоминаний о том, что вы уже знаете». Обновлённая программа предполагает спиральную модель обучения, то есть знания и навыки повторяются при переходе из класса в класс, постепенное расширение и углубление знаний, что ведёт к эффективному преподаванию предмета, а также реализует межпредметную интеграцию. Во время курсов педагоги  рассматривали не только виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо, но и цели обучения, критерии оценивания учебных достижений учащихся. Особенности организации обучения в контексте разделов, использование которых позволяет интегрировать знания из разных предметных областей по разным уровням образования и заключается в самоопределении человека в современном обществе, в развитии его способностей, ценностей идеалов. Самое главное подбирать на уроках задания творческого характера, выполняя которые ученик сможет вникнуть в суть вещей, заняться поиском и анализом информаций.
Синтез знаний, умений и навыков, составляющих содержание функциональной грамотности, должен обеспечить педагогу активное влияние на существующую действительность изменяя ее к лучшему, т.е. полноценное функционированиe в системе профессиональных и социальных отношений.
В ХХІ веке – в веке глобализации важной проблемой становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей, основанное на национальных ценностях. В первый день занятия рассматривались приоритеты механизмов реализации идеи «Мәңгілік ел» в образовании и воспитании через виды учебно-воспитательной работы: 7 основных общенациональных ценностей, которые являются важными составляющими идеи «Мәңгілік ел». На уроках математики можно реализовать данное направление через решение практических задач.
Наиболее важной частью занятий стало развитие навыков по составлению краткосрочных планов, следуя пунктам плана, составление заданий и дескрипторов для оценивания учебных заданий учащихся по выбранным темам и продумывания дифференциации предлагаемого учебного материала с помощью стратегий. Для того, чтобы учитывать в классе познавательную потребность слушателей с разными способностями цель урока разделена на три части. Учителя при составлении краткосрочных планов подбирали разнообразные задания по развитию практических навыков учащихся, предоставляющие возможность показать прогресс большинства слушателей, стратегий активного обучения и методы формативного оценивания для достижения целей обучения и ожидаемого результата – более интересный формат. Понадобились две недели, чтобы собрать необходимую информацию, но после долгих часов подготовки слушатели курсов в последний день занятий были готовы защищать презентацию подготовленных краткосрочных планов. Интересно, что слушатели делясь своим опытом, каждый день растут подбирая нужную скорость продвижения к достижению цели. Каждый учитель-предметник имел возможность оценить саму программу обновленного содержания предмета «Математика», методику обучения, доступность и эффективность изученных материалов, способствующие совершенствованию слушателей в области постижения идей критериального оценивания и касающиеся темы, которая рассматривается в данной программе, анализировать и вносить изменения и дополнения, обмениваясь между собой результатами работы.
Внедрение системы критериального оценивания в учебный процесс является одним из ключевых идей обновленной образовательной программы.
Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов, которые определяются по 6 образовательным областям и отражают деятельностный аспект, т.е. обучающиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».
Учителю рекомендуется использовать критериальное оценивание таким образом, чтобы более эффективно организовывать учебный процесс, оказывать своевременную поддержку обучающимся и обеспечивать их прогресс в обучении. Содержание критериев должно быть доступным учащимся и родителям, т.е. изложено простым языком. В ходе урока учитель организует самостоятельную деятельность учеников по добыванию знаний, а также постоянно направляет учащихся к достижению цели,  при помощи обратной связи,  обеспечивающая прогресс в обучении. Если учащиеся поняли критерии оценивания, то можно считать, что они вступили на путь к самосовершенствованию, т.е. они улучшают свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи.
Учителя, которые прошли курсы по обновленной программе образования уже пользуются новыми методами, позволяющие достигать самых лучших результатов. В качестве основы выбрали следующие материалы: Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (начального, основного среднего, общего среднего образования); учебные программы (по предметам); учебный план (по предметам); правила критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования; реализации общеобразовательных программ (начального, основного среднего, общего среднего образования); руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной/ основной и общей средней школы; сборник заданий для формативного оценивания; методические рекомендации по суммативному оцениванию,  об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году. Инструктивно-методическое письмо, и.т.д. Кроме того, вы можете посетить сайт cmk.edu.kz, www.nao.kz и обратиться к другим средствам, развивающим ваши знания по данной программе. Для оказания методической помощи педагогам, в переходе на новый стандарт образования филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО была организована работа по обеспечению слушателей, прошедшие курсы повышения квалификации по обновленной программе образования  сборниками заданий по формативному оцениванию и методическими рекомендациями по суммативному оцениванию 5,7 классов.
Многие учителя имеют безграничный потенциал и они оказывают полезное влияние на команду. Слушатели курсов повышали свои профессиональные навыки и работали в направлении развития своих потенциальных возможностей в рамках данной программы.
Педагоги после прохождения курсов нуждаются в специально организованной квалифицированной поддержке в посткурсовой период. В рамках послекурсового взаимодействия тренеров и сертифицированных учителей проводятся конкурсы эссе, семинары, онлайн-семинары, осуществляется обмен опытом в рамках сетевых сообществ, публикуются статьи и методические разработки. Кроме того рекомендовали бы участвовать на конференции по теме смарт в условиях обновления содержания образования, которая в последнее время ежегодно проводится филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО.
С целью поиска одаренных учителей, выявления и поддержки
учебно-методической деятельности педагогических коллективов сельских общеобразовательных школ, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области получили поддержку ежегодно организуемые филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО конкурсы «Лучший контент урока», «Цифровой формат сельской школы». На сайте www.zkoipk.kz можно ознакомиться с положением конкурсов  и желающим участвовать.
Материалы, представленные во всех мероприятиях, должны воспитывать у молодежи глубокое чувство уважения, гордости и любви к своей Родине, Земле и своему народу.
Для того чтобы достичь поставленных целей, мы должны трудиться,  более полно реализовывать все, что в нас заложено, стараться подняться на новый уровень мышления. Лев Толстой писал: «Каждый стремится изменить мир, но никто не хочет измениться сам». Однако дело в том, что перемены неизбежны. С ними приходится сталкиваться каждому. Но знайте: люди, не желающие расти над собой, никогда не реализуют свой потенциал.
Истина заключается в том, что все мы так или иначе находимся в пути, неизбежно приближаясь к его завершению. Этот путь необходимо пройти, если хотим реализовывать потенциал. В этом и есть другая польза: чувство удовлетворения.
 
Использованная литература:
1.Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (от 1 февраля 2010 г.)
2.А.К.Мынбаева, Ш,Т,Таубаева, А.А.Булатбаева, Н.Анарбек. Образовательная политика: Теории и концепции, тенденции и стратегии развития. КазНУ им. Аль-Фараби, 2014г.-227с.
3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. –  370  с.

4 комментариве к “Развитие профессиональной компетенции учителя математики в условиях обновления содержания образования

  1. Гулдана

    Қайырлы кеш!
    Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында математика пәні мұғалімінің кәсіби құзыреттілігін дамыту тақырыбы өте өзекті. Әріптесіміз ежелгі грек философы Платонның: «Оқытудың көп бөлігі сіз бұрыннан білетін нәрсені еске салудан тұрады» деген тамаша сөзін келтірген. Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында пән мұғалімдерінің біліктілігін арттыру курстарында көз жеткізіп, жүзеге асырғанымыз да осы. М.Ш. Ноулс өзінің «Ересектер білім алуының қазіргі тәжірибесі. Андрагогика педагогикаға қарсы» еңбегінде негізгі заңдарды атайды. Соның бірі: жаңа дағдыны негіздеу үшін, база ретінде жинақталған тәжірибені, білімді, дағдыны қолдану принципін атайды. Бұл тыңдаушының шығармашылық жұмысын ынталандыруға, белсенді оқыту тұрғысына негізделеді. Әріптесімізге мазмұнды мақаласы үшін алғыс айтамыз! Шығармашылық табыстар тілейміз!

  2. Аскербек

    Мақалаңыз мазмұнды жазылған. Орта білім беруді жаңарту бойынша жеткілікті ақпараттар беріліп, жеке жұмыс тәжірибесімен дәлелденген. Өзекті мәселелер айтылған. Сәттілік!

  3. Толқын

    Әріптесіміз Мәншүк Кеңесқызының мақаласы өте сәтті шыққан. Заман талабына сай, орта білім беруді жаңарту бойынша ақпараттар жетік қолданылған. Құнды пікірлер қалыптасқан. Сізге шығармашылық табыс тілеймін. Әр күніңіз сәтті өтсін.

  4. Асель

    Очень содержательная статья. Использование критериального оценивания эффективно организовывает учебный процесс, оказывает своевременную поддержку обучающимся и обеспечивает их прогресс в обучении. Курс по обновленной программе образования уже пользуются новыми методами, позволяющие достигать самых лучших результатов.