Сайт Өрлеу

Тренинг «Организация и проведение формативного оценивания в рамках обновленного содержания образования»

Тренинг «Организация и проведение формативного оценивания в рамках обновленного содержания образования»

Б.А. Жаукенова
старший преподаватель
АО НЦПК «Өрлеу»,г.Павлодар
Н.В. Лозинская
С.А. Имакова
Т.П. Мухитова
А.К. Байгелова
Учителя математики школ города Экибастуза
Павлодарской области
Lozinska@mail.ru

Summary: The developed structure of the training on the formative assessment is effective, dynamic and cognitive for participants, thanking for the technology of the command interaction of coaches. A strict alignment of the aim and result, a clear-cut definition of the content of the activity, the final reflection of the personal activity and the reflection of the whole team activity are supposed. Each stage of the training is held by one of the coaches with the purpose of managing the attention and the development of teams’ dynamics.
Key words: Command interaction, scaling, formative assessment, feet back, evaluation criteria, level of cognitive skills and dynamics of groups.
Аннотация: разработанная структура тренинга по формативному оцениванию является эффективной, динамичной и познавательной для участников, благодаря используемой технологии командного взаимодействия тренеров. Предполагается строгое согласование цели и результата, четкое определение содержания деятельности и итоговая рефлексия собственной деятельности и деятельности команды в целом. Каждый этап тренинга проводится одним из тренеров, с целью управления вниманием и развитием динамики групп.
Ключевые слова: командное взаимодействие, шкалирование, формативное оценивание, обратная связь, критерии оценивания, уровень мыслительных навыков, динамика групп.

Цель: все участники будут знать, как организовать и проводить формативное оценивание на уроках математики, большинство самостоятельно составлять и применять ФО на уроках, некоторые делиться опытом.
Результат: участники знают, как организовать и проводить формативное оценивание на уроках математики.
Активизация внимания (10 минут)
Знакомство участников группы, снятие напряжения, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Вступительное слово тренера о целях и задачах тренинга. Выявление ожиданий участников с помощью коучинговых вопросов.
Коучинговые вопросы учителям:
1.Почему важно на сегодняшний день рассматривать вопросы, касающиеся ФО?
2.Что вы хотите получить от встречи?
3.Как этого достичь?
4.И как мы узнаем, что этого достигли?
Прием «Шкалирование» от 1 до 10 (участники определят свое положение на начало работы по теме)
Обсуждение и принятие основных правил работы в группе.
Упражнение на знакомство и создание позитивного эмоционального настроя «Поменяйтесь местами все те, у кого…»
Информация (20 минут)
Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике формативное оценивание [1, с.31].
Презентация: «Формативное оценивание», «Формативное оценивание в структуре урока» (приложение 1,2), участники в группах  просматривают презентации, знакомятся с информацией и выделяют самостоятельно цели, принципы, структуру, модель и характеристики ФО, а также определяют место формативного оценивания в структуре урока.
Групповое обсуждение: каждой группе выдаются карточки, на которых подобраны 3 задания в соответствии с алгоритмом формативного оценивания  [2, с.11], участникам группы предлагается восстановить модель критериального оценивания, заполнить пропуски в предложениях, восстановить алгоритм составления задания формативного оценивания (листы с заданием ФО, приложение 3). Выявление сильных и слабых сторон групп: что помогало, а что мешало выполнению задания?
Прием «Шкалирование»  от 1 до 10 (участники определят свое положение на данный момент работы по теме)
Практика (20 минут)
Использование технологии формативного оценивания, дает возможность  видеть каждого ученика. Делая вывод о ФО надо сказать, что знают о ФО – 100%, понимают  необходимость и уместность-80%, применяют -100%, но применяют эффективно, в соответствии с требованиями, используя задания- 25% . Как же составлять задания ФО?
Участники знакомятся с  образцами заданий формативного оценивания по теме «Проценты», математика 5 класс (приложение 4). Затем, участникам тренинга предлагается в группах по 3 человека составить задания по алгоритму формативного оценивания и представить их друг другу, используя технику «Карусель».
Обратная связь по итогам тренинга (10 минут)
Участникам предлагается высказать свое мнение. Прием «ПОПС», П-позиция, О-объяснение, П-пример, С-следствие.  Начало предложений:
Я считаю, что (позиция)…
Потому, что (объяснение)…..
Я могу это доказать на примере (пример)……
Я делаю вывод о том, что (следствие)…..
Прием «Шкалирование»  от 1 до 10 (участники определят свое положение на конец работы по теме)
Выявление сильных и слабых сторон групп: что помогало, а что мешало выполнению задания? Смогли ли продвинуться по шкале оценивания, на сколько и почему?
Литература:

  1. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» /Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. — Астана, 2016. — 46 с.
  2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-метод. Пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. — 55 с.
  3. Типовая учебная программа по учебному предмету «Математика» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
  4. Математика. Учебник для 5 кл. общеобразовават. шк.: в 2 частях/А.Е. Абылкасымова, Т.П. Кучер, З.А. Жумагулова. – Часть 1, 2 – Алматы: Мектеп, 2017. – 144 с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формативное оценивание
В процессе введения инновационных форм и методов обучения, планов и программ должны найти свое место изменения в системах оценивания, в том числе, на уроках математики. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса. Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Формативное оценивание используется  — в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). Формативное оценивание является неотъемлемой частью учебного процесса и обучения, обеспечивающее обратную связь между учеником и учителем и способствующее достижениям и прогрессу учеников в течение учебного процесса.
Основные функции формативного оценивания:  — формирование – установление, формирование и утверждение системы ценностей на практике; — стимулирование – создание благоприятных условий для достижения учеником ожидаемых результатов и эффективного прогресса; — мотивирование – пробудить интерес учащихся к обучению и достижению результата.
Процесс формативного оценивания в деятельности учителя требует реализации следующих этапов:  — организация и планирование формативного оценивания; — выбор способов формативного оценивания; — анализ результатов формативного оценивания; — установление обратной связи.
Для формативного оценивания необходимы:
1) Знание и понимание учащимися целей обучения.
Ребенок должен четко знать, к какому результату он должен прийти. В результате ученик научится ставить цель: конкретную (Specific),  измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), значимую (Relevant), определенную во времени (Timed/Timed-bound).
2) Эффективная обратная связь с учениками.
Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме.
3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.      
4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех.
5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.
6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно является мощным инструментом для улучшения обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Формативное оценивание в структуре урока
Урок-это педагогическое произведение, основная видимая часть работы учителя. Каждый урок направлен на осуществление целостного педагогического процесса: обучение, развитие, воспитание. Урок начинается до начала урока с предварительной подготовки к нему и подготовки плана урока — это ответственный период формирования эффективного урока. Активный урок – это одна из предпосылок эффективного урока. Суть активного обучения – организация учебного процесса таким образом, чтобы практический все ученики были вовлечены в процесс познания. Опыт, имеющийся на сегодняшний день, подтверждает эффективность следующей модели:
1-этап: Мотивация и объявление темы; закрепление пройденного материала (повторение) – 30%,
2-этап: Освоение нового материала – 50%,
3-этап: Оценка и подведение итогов урока –20%.
В процессе интеграции формативного оценивания в план урока необходимо учитывать следующее, что данный вид оценивания является «оцениванием для обучения», безотметочным, охватывает все цели обучения, осуществляется в соответствии с критериями оценивания, предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося, используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения. Написание кратких пояснений по плану урока, осуществление рефлексии после урока и обсуждение с коллегами позволяют учителю улучшить следующий урок, оптимизировать ресурсы, задания и методы формативного оценивания.
Предлагаю пошаговую инструкцию планирования урока с интеграцией формативного оценивания.
Пошаговая инструкция планирования урока

Раздел долгосрочного планирования: Школа:
Дата : ФИО учителя:
Класс: Присутствовали: Отсутствовали:
Тема урока    
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план)    
Цель урока Определите цель урока.
Критерии оценивания Найдите критерии оценивания.
Языковые задачи Формируется для неязыковых дисциплин.
Воспитание ценностей Укажите ценности, указанные в учебной программе, а также направленные на приобщение национальных и общечеловеческих ценностей через это занятие.
Межпредметная связь Укажите, как осуществляется межпредметная связь на уроке.
Предыдущие знания Что знают учащиеся и что должны знать перед началом данного урока?

Ход урока

Запланированные этапы урока Виды упражнений, запланированных на урок: Ресурсы
Начало урока
 
I.Организационный момент. (6 мин)
1. Приветствие
2. Игра на установление психологического настроя
3. Объединение на группы.

II. Вызов. (7 мин)
Через проблемные вопросы и проблемные задания с использованием различных ресурсов учитель совместно с учениками определяет цель обучения.
Определите ресурсы, необходимые для урока.
Середина урока
 
III. Осмысление содержания (22 мин)
Максимально 3 задания.
1 задание:
·          выбор способа выполнения задания по дескрипторам;
·          оценивание;
·          обратная связь;
·          вывод.
2 задание:
·          выбор способа выполнения задания по дескрипторам;
·          оценивание;
·          обратная связь;
·          вывод.
И т.д.
IV. Физкультминутка (1 мин.)
Определите ресурсы, необходимые для урока.
Конец урока
 
V. Рефлексия: (6 мин)
Самооценка собственного обучения бывает:
А. на содержание урока;
В. на активность на уроке;
С. на эмоциональное состояние.
VI. Домашнее задание: (3 мин.)
Задание на выбор:
1.        Уровень А
2.        Уровень В
3.        Уровень С
Дается инструктаж по д/з
Определите ресурсы, необходимые для урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема: Формативное оценивание.
Цель: понимать основы критериального оценивания.
Уровень мыслительных навыков: знание, понимание, синтез.
Критерий оценивания: знает и понимает основы критериального оценивания.
Дескрипторы:

  1. Восстанавливает модель критериального оценивания.
  2. Определяет ключевые фразы, характеризующие формативное оценивание.
  3. Составляет алгоритм формативного оценивания.

Задания.

  1. Восстановите модель критериального оценивания
  2. Определите, какие ключевые слова и словосочетания пропущены в тексте, заполните пропуски в предложениях.

Формативное оценивание – это вид ­­­­_______________, который проводится ________________, обеспечивает обратную связь между _______________________ и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без _____________________________.

  1. Составьте алгоритм формативного оценивания из предложенных элементов.

Таксономия Блума, цели обучения, задания, критерии оценивания, учебная программа, обратная связь, дескрипторы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Образцы заданий для ФО
Раздел: 5.4.А. Решение текстовых задач
Тема: Решение задач на проценты
Цель: 5.5.1.6. решать текстовые задачи на проценты
Критерий: анализирует термины и правила, сопоставляет их со значением
Уровень мыслительных навыков: применение, анализ, обобщение
Задание 5.
Разноуровневая самостоятельная работа
Выберите любые три задачи и решите их. Затем посчитайте количество набранных вами баллов.

  1. В Назарбаев интеллектуальной школе города Астаны 1500 учеников. Из них 42% составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе?
  2. Истратив на посев 65% имевшегося в запасе зерна, фермер села Иртышск обнаружил, что у него осталось 197,4 кг зерна. Сколько кг зерна было у фермера первоначально?
  3. После двух одинаковых понижений цен на одинаковое количество процентов, цена на продукцию Экибастузского молокозавода снизилась с 300 тенге до 192 тенге. Назовите процент снижения цены продукции каждый раз.
  4. Какой должен быть первоначальный вклад в Народный банк Казахстана, если клиент хочет получить сумму 845000 тенге через два года, если банковская процентная ставка состоит из 30 % каждый год?)
  5. Рост Мадины увеличился на 20% между ее 5 и 10 днем рождения. Он увеличился на 15% между 10 и 15 днем рождения и увеличился на 10%  между 15 и 20 днем рождения. На сколько ее рост увеличился между 5 и 20 днем рождения?

Дескрипторы:
-составляет краткую запись к задаче;
-определяет способ решения задачи;
-решает задачи применяя правила нахождения процента от данного числа, числа по его процентам.

25 комментариве к “Тренинг «Организация и проведение формативного оценивания в рамках обновленного содержания образования»

  1. Татьяна

    Тема тренинга очень актуальна. Материал объёмный и в доступной форме. Вопрос рассматривается подробно и во всех направлениях

  2. Ардак

    Материал интересный, изложен в доступной форме. Тема рассмотрена во всех аспектах.

  3. Бибигуль

    Материал очень полезный и интересный.Изложен в доступной форме.Имеется практическая направленность критериального оценивания ,а именно формативного.

  4. Жанна

    Отличный тренинг. Есть чему поучится

  5. Ульяна

    Замечательный тренинг. Полезен для личной копилки

  6. Елена

    Материал интересный, доступное изложение. Спасибо!

  7. Мадина

    Материал очень интересный, изложен в доступной форме! Буду применять в личной практике!

  8. Сара

    Материалы тренинга были обсуждены на методическом объединении учителей математики школы. Коллеги обсудили принципы, которые необходимо учитывать в процессе интеграции формативного оценивания в план урока и подтвердили эффективность данной модели урока.

  9. Гулнар

    Очень полезный и актуальный тренинг. Буду применять

  10. Татьяна

    тренинг был разработан в составе группы педагогов города. материалы тренинга подобраны таким образом, что позволяют рассмотреть вопрос формативного оценивания на уроках, как с теоретической стороны, так и с практической.

  11. Танжарикова Гульнар

    Мы узнали, как организовать и проводить формативное оценивание на уроках.Разработанная структура тренинга по формативному оцениванию является эффективной,динамичной и познавательной для участников, благодаря используемой технологии командного взаимодействия тренеров.

  12. Алена

    Материалы тренинга позволяют сформировать умения по использованию в повседневной практике формативное оценивание, усвоить алгоритм составления задания формативного оценивания.

  13. Маржан

    Взяла на заметку для применения на уроке такой коучинговый прием как шкалирование, при осмыслении содержания материала технику «Карусель», для проведения обратной связи прием «ПОПС».

  14. Берик

    Опубликованные материалы тренинга своевременны, так как при обновленном содержании образования особое место занимают изменения в системе оценивания на уроках, то есть организация и планирование формативного оценивания, выбор способов формативного оценивания, анализ результатов формативного оценивания и установление обратной связи.

  15. Динара

    Ценность материалов тренинга в том, что были даны образцы заданий формативного оценивания по теме «Проценты», математика 5 класс. Спасибо.

  16. Светлана

    Материалы тренинга помогли мне получить ответы на вопросы, касающиеся формативного оценивания. Хочется отметить при проведении тренинга используемую технологию командного взаимодействия тренеров.

  17. Раушан Асылова

    Ценность проводимого треннинга очень большая, особенно для учителей- практиков. Материал подобран интересный и содержательный. Спасибо, будем применять обязательно!

  18. Надежда

    Разработанная структура тренинга по формативному оцениванию является эффективной, динамичной и познавательной для участников, благодаря используемой технологии командного взаимодействия тренеров. Подобраны авторские задачи для формативного оценивания по теме «Проценты», представлены задания не только для учащихся на урок, но и для учителей по структуре формативного оценивания, что ценно для понимания сути ФО.

  19. Ирина

    Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике формативное оценивание, именно этим умениям нас учат тренера-практики. Особенно ценно то, что сделана большая переработка материала и выбрано то, что необходимо обязательно знать учителю для дальнейшей деятельности.

  20. Жанар

    Познакомившись с тренингом, его ресурсами, вполне можно разобраться в том, что такое ФО. А когда сам заполняешь карточку с заданием ФО по данной теме, то понимаешь, на что важно обратить особое внимание при изучении темы. Спасибо. Эффективно построена структура и доступно изложен материал.

  21. Ирина

    Учебная самостоятельность, инициативность и ответственность — главные помощники учителя. И здесь особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике формативное оценивание

  22. Алия

    Правильно замечено, что активный урок – это одна из предпосылок эффективного урока. Суть активного обучения – организация учебного процесса таким образом, чтобы практический все ученики были вовлечены в процесс познания.

  23. Айнур

    Грамотно разработанный тренинг, Хорошее приложение. Можно провести с коллективом школы. Большое спасибо

  24. Алмагуль

    Разобралась с вопросами ФО, на примерах из приложения. Спасибо

  25. Бибинур

    Опубликованные материалы тренинга своевременны, так как при обновленном содержании образования много вопросов вызывают изменения в системе оценивания на уроках, то есть организация и планирование формативного оценивания.