Сайт Өрлеу

Повышение квалификации педагогических кадров в условиях развития информационно-коммуникационных технологий

Повышение квалификации педагогических кадров в условиях развития информационно-коммуникационных технологий

Д.Ш. Жумагалиева
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации
педагогических работников по Западно-Казахстанской области»
г. Уральск, Казахстан
dinara18_02@mail.ru

Summary: The article discusses the features of the educational program of refresher courses of the pedagogical personnel with the development of information and communication technologies in terms of updating the content of education in the Republic of Kazakhstan.
Key words: educational program, teacher training, information and communication technologies, smart education
Аңдатпа: Мақалада  Қазақстан Республикасында орта білім беру мазмұнын жаңарту аясында ақпараттық және коммуникациялық технологияларды дамытуды ескерген   біліктілікті арттыру курстарының бағдарламасының ерекшеліктері қарастырылған.
Тірек сөздер: білім беру бағдарламасы, мұғалімдердің біліктілігін арттыру, ақпараттық-коммуникациялық технологиялар, смарт білім беру.

 
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий Интернет стал современным эффективным средством обучения. Каждый день в Интернете появляются новые и обновленные веб-сервисы и программы для успешной организации образовательного процесса. В условиях интенсивного развития возможностей смарт техники (смартфон, планшет, смарт мониторы) современному учителю просто необходимо быть мобильным и максимально использовать их в обучении. Главное для современного учителя – научиться успешно применять их. ИКТ позволяют оперативно управлять образовательным процессом, положительно влияет на мотивацию к учению; способствует профессиональному развитию педагогов и обучающихся. Вместе с тем, существует ряд отрицательных особенностей использования ИКТ обучающимися: несоблюдение санитарно-гигиенических норм при использовании ИКТ, компьютерная небезопасность в сети Интернет, зависимость от гаджетов.
Одним из приоритетов развития нашей страны в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент страны Н.А.Назарбаев отмечает «улучшение качества человеческого капитала». При этом поясняет, что «…Прежде всего должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. …Наряду с этим нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи» [1]. Акцент на IT-знания делается в Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров. Так в пункте 19 настоящих правил указаны минимальные требования к педагогическим кадрам, претендующим на обучение на курсах, один их которых – владение базовыми знаниями в области информационно-коммуникационных технологий на уровне пользователя [2].
В системе повышения квалификации Казахстана планомерно внедряется смарт-образование (smart-education). Тема «Педагогические и технологические основы повышения квалификации педагогических работников в условиях внедрения процесса SMART Education» является направлением научно-методического исследования филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области». В нашем институте проводится курсовая и межкурсовая работа по данному направлению. В программу краткосрочных курсов повышения квалификации включены такие тем как: Использование Smart-устройств в обучении, Информационно-коммуникационные технологии Smart школы. Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагога при разработке цифрового образовательного контента, Роль SMART техник при формировании функциональной грамотности школьников, Веб-сервисы Prezi, Padlet и Realtimeboard, QR-коды как средство трансляции учебно-методической информации в учебном процессе. Материалы лекционно-практических занятий по данным темам разработаны на основе зарубежного опыта университетов Лондона, Рединга (Великобритания), Сеула (Республика Корея).
С 2016 года профессорско-преподавательский состав нашего института  проводит онлайн курсы по повышению ИКТ-компетенций педагогов по таким темам как: возможности смарт устройств, веб-сервис Prezi — инструмент для создания интерактивной презентации в режиме онлайн, языки HTML+CSS, электронные услуги и электронное правительство, транзакционные услуги и мобильной кошелек. Повышение квалификации педагогических работников организаций образования на онлайн курсах осуществляется по инициативе организаций или по желанию педагогического работника [3].
Компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий является одним из разделов новой структуры обновленных учебных программ. Для успешного внедрения обновленного содержания образования учителя должны обладать ИКТ-компетенциями, использовать дополнительные ресурсы, в том числе интернет и формировать у школьников умения находить, обрабатывать информацию по предмету [4, с.7]. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся [4, с.30] Обновленные программы направлены на развитие ИКТ-компетенций школьников, необходимых в условиях быстроменяющегося мира. На уроках с целью формирования ИКТ-компетенций учащихся учителям рекомендуется включать разнообразные виды работы с информацией из различных источников, включая инновационные коммуникационные технологии (словари, справочники, СМИ, интернет, компьютер и т.д.) [4, с.84]. Учащиеся должны обладать высоким уровнем информационной грамотности (владение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, число, звук, изображение); должны знать и понимать основы ИКТ-квалификации (применение компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач); должны обладать алгоритмическим и логическим мышлением (умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы); пользоваться современными информационными технологиями в качестве инструментария решения учебных задач прикладного характера [4, 107].
Использование ИКТ на уроках будет способствовать развитию творческих способностей, функциональной грамотности и навыков самообразования учащихся, использующих мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы обучения. Так, например, по образовательной области «Естествознание» развитию практико-ориентированного мышления служат разнообразные виды  учебной работы с источниками знаний и информации в обычном и электронном форматах с их измерительными ресурсами, всемерное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На уроках рекомендуется активно использовать современные образовательные технологии. Компьютерные технологии на уроках географии, физики, химии и биологии предполагают:
— использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
— интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
— реализацию технологий межпредметных связей;
— разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
— поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с
использованием Интернет;
— использование электронных таблиц для решения задач;
— проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ [4, с.110-111] В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения по учебным программам для начальных классов в рамках обновления содержания образования предусмотрена «…необходимость создания предпосылок/условий для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений» [5, с. 5]. Согласно программам компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий строится на базовых ИКТ-навыках и включает в себя правильное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации. Учащиеся развивают навыки по ИКТ в процессе обучения по всем учебным предметам, находя, создавая и работая с информацией, сотрудничая и обмениваясь информацией и идеями, оценивая и затем совершенствуя свою работу, используя широкий спектр оборудования и приложений. Так, например, в учебной программе по предмету «Естествознание» это включает:
˗ использование мультимедийных ресурсов и СМИ;
˗ поиск информации в Интернете и базах данных;
˗ нахождение, выбор и обработка данных с цифровых и Интернет-источников и умение судить о точности, надежности и важности;
˗ умение получать, извлекать и систематизировать данные, используя количественную, текстовую, визуальную информацию и базы данных, включая использование гиперссылки, электронных таблиц, а также графических и других приложений;
˗ использование ИКТ для создания и обработки информации;
˗ исследование закономерностей и тенденций; изучение возможности использовать модели и моделирование, а также объединение неподвижных и движущихся изображений, звуков и текста для создания мультимедийных презентаций;
˗ использование в полной мере гибкости цифровой информации для изучения других
вариантов, уточнения и улучшения результатов;
˗ сотрудничество, общение и обмен информацией по каналам связи для работы с другими учащимися и преподавателями через использование электронной связи, участие в онлайн форумах, в виртуальной среде обучения;
˗ использование интерактивных досок для технической поддержки активных видов обучения;
˗ мультимедийная презентация законченной работы в рамках школы или за ее пределами [5, с. 11].
Таким образом, в связи с вышерассмотренными положениями сфера профессиональных компетенций учителя и учебной деятельности ученика расширяется. Особое внимание учителям необходимо уделяют работе с сайтами, а также компьютерной безопасности обучающихся в сети Интернет. Сайты и блоги необходимы для решения задач планирования/организации учебного процесса и преподавательской деятельности.
Внедрение инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования позволит активизировать деятельность педагога в новом формате, неотъемлемой частью которой станут самообразование и самосовершенствование. Педагоги, повышая уровень своих знаний и овладевая новыми умениями не только по мере изменения содержания учебной программы, но и по мере появления новых технологий, смогут продемонстрировать учащимся эффективные возможности использования гаджетов в учебной деятельности, отвлекая их от рассмотрения гаджетов как игрушек для развлечений.
Использованная литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» / http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700002017
  2. Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров, Приложение к Приказу МОН РК №18 от 18 января 2017 года http://zkoipk.kz/images/stories/2016/n/18kr.pdf
  3. http://zkoipk.kz/kz/online.html
  4. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016.-278 с.
  5. Естествознание. Учебная программа для начальной школы (1-4 классы) в рамках обновления содержания среднего образования. – Астана, 2015.