Сайт Өрлеу

Развитие профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в рамках обновления содержания среднего образования РК

Развитие профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в рамках обновления содержания среднего образования РК

Нурмагамбетова Ж.С.
ФАО «НЦПК «Өрлеу»ИПК
ПРУ по г.Астана

Аңдатпа:
Бұл мақалада орта білім беру мазмұнын жаңарту жағдайындағы орыс тілі мен
әдебиеті мұғалімдерінің кәсіби құзыреттіліктерінің жаңа талаптары
қарастырылады. Аннотация:
Summary:The article considers new requirements in conditions of updating the content of secondary education to the professional competence of the teacher of the Russian language and literature.
 

Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание.
«Учат в школе! А чему научились мы на курсах по обновленной программе по предмету «Русский язык». Само понятие «обновленное» означает, что в программе есть что-то новое, неизведанное.
На протяжении целого месяца, через «тернии к звездам» мы-первопроходцы, «Ласточки» этой программы, пройдя полный курс обучения под руководством тренера, получили необходимую информацию: это и языковые навыки, и стратегии, и подходы для дальнейшей реализации обновленной программы в процессе обучения.
На нас возложена большая ответственность, и это мы понимаем. От нас зависит, насколько эффективным будет обучение, насколько мы внедрим её, нацеливаясь на повышение качества знаний учащихся.
Надеемся, что полученные знания помогут нам в будущем учебном году запланировать плодотворные уроки и воспитать полиязычных граждан нашей страны»
Это один из отзывов слушателей, прошедших курсы повышения квалификации в Филиале АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по г.Астана.
Одним из приоритетных направлений решения проблемы по повышению профессиональной компетентности учителей русского языка в РК является обновление содержания и реализация программы повышения квалификации педагогических, так как полноценно реализовать цель и задачи современной школы могут только учителя, компетентные в решении данной проблемы, т.е. функционально компетентные педагоги.
В компетентностном подходе особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
С прошлого года учителя проходят курсы повышения квалификации по образовательным предметам в рамках обновления содержания образования Республики Казахстан в АО «НЦПК «Өрлеу» Институтах повышения квалификации педагогических работников. Учителя рассматривают структуру, педагогические подходы, механизмы оценивания, аспекты Учебных программ по предметам.
Целью обучения учебному предмету «Русский язык и литература» является совершенствование навыков речевой деятельности, основанных на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении правил и норм русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует развитию функциональной грамотности обучающихся. Обновленная программа по предмету направлена на приобретение учащимися широкого круга компетенций, называемых часто навыками XXI века.  По окончании основной средней школы обучающиеся должны свободно владеть языком  на уровне В2 (продвинутый     уровень) согласно CEFR – Общеевропейской системы оценки уровня владения иностранным языком. [2].
Учителя русского языка осваивают Учебные программы и учебный планы по предметам. Ежедневно по завершению тематического обучения осуществляется рефлексия, выполняются задания с целью мониторинга достижений целей обучения.
В соответствии с учебным планом занятия в рамках данной Программы реализуется на основе четырехступенчатой эмпирической модели процесса обучения Дэвида Колба.
В ходе обучения учителя проводят «эксперимент» в процессе микропреподавания. Оценка деятельности учителей оценивается по следующим критериям: понимание обновленной образовательной программы, навыки обучения, образ мышления, планирование, активное обучение, предметные педагогические знания, удовлетворение потребностей учащихся, критериальное оценивание. Для каждой области определены четыре дескриптора, позволяющие оценить уровень развития методики обучения у учителя по данному предмету (репродуктивный уровень, адаптивный уровень, моделирующий уровень и системный уровень).
В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход   на  критериальную систему оценивания, основной целью которой является  объективное оценивание с заранее известными и четкими критериями, позволяющими обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию[3].
Процесс обучения ориентирован на формирование  у обучающихся функциональной грамотности  и навыков широкого спектра. При этом важно помнить, что процесс обучения предполагает отход от традиционной организации учебного процесса и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по 6 образовательным областям и отражают деятельностный аспект, т.е. обучающиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».
В условиях повышения квалификации учителей происходит поддержка учителей путем подготовки их к работе в условиях обновленного содержания образования, подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя: это учебные программы, поурочные планы, учебники, руководство для учителя, рекомендации по оцениванию.
Таким образом, в условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы предъявляются качественно новые требования.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.
  2. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. Астана, 2017

Программа повышения квалификации учителей. – Второе издание. – Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015