Сайт Өрлеу

Инновационные формы организации обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров

Инновационные формы организации обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров

Л.К.Боранбаева
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по г. Астана,
г. Астана, Казахстан
leila_k.30@mail.ru

Summary: This article considers the ways of using innovative methods and techniques in in-service teachers advanced training system.
Key words: professional development system, innovative types of leaning, motivation and reflection.
Аңдатпа: мақалада біліктілікті арттыру жүйесінде педагогтарды оқытуда инновациялық әдіс-тәсілдерді қолдану жолдары қарастырылған.
Тірек сөздер: біліктілікті арттыру жүйесі, оқытудың инновациялық түрлері, ынталандыру, рефлексия.

«Каждый казахстанец должен понимать,
что образование – самый фундаментальный
фактор успеха в будущем.
Если в системе ценностей образованность
станет главной ценностью, то нацию ждет успех!»
Н.А.Назарбаев

В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений человека, успешного в XXI веке. Это: навыки работы в команде; лидерские качества; инициативность; IT-компетентность; финансовая и гражданская грамотность и другие [2]. В настоящее время в нашей республике в процессе интенсивных социальных, политических и экономических преобразовании качественная подготовка кадров стала одним из важнейших залогов успеха проводимых в стране реформ. В условиях постоянно изменяющегося социума, рыночных отношений и изменяющихся требований к кадровым работникам все более важной и серьезной задачей системы повышения квалификации педагогических кадров становится создание новых, значительно более эффективных систем управления и развития. Все более актуальной становится компетентностная ориентация образовательного процесса, нацеленного сегодня на формирование практически применимых комплексных навыков, умений и знаний. Профессиональная компетентность педагога становится центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе по подготовке педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба.
Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание. В 2017-2018 учебном году 2, 5 и 7 классы перешли на обновленное содержание образования [2]. Следовательно, учителю нужно готовить детей к этому переходу. Один из путей – использование приемов активизации деятельности учеников, предоставление им большей самостоятельности. Образовательные запросы учащихся неоднородны, расширение спектра образовательных предложений зависит, в том числе от высокой мотивации педагогов, так как именно они реализуют принцип предоставления организацией возможностей для развития личности. Значит, учитель должен быть адаптивен и способен обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение обучающихся. Учителя с развитым на должном уровне конструктивным мышлением идут в ногу со временем, смотрят в будущее, проявляют готовность к тому, чтобы правильно оценить и использовать передовой опыт, творчески переработав и обогатив его собственными самостоятельными находками. Без осмысления учителями новых целей и задач обновлённого содержания и технологии обучения, постижению идей критериального оценивания, применению стратегий интерактивного обучения — это сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
С целью совершенствования педагогического мастерства в контексте обновления содержания среднего образования и внедрения системы критериального оценивания было организовано обучение учителей математики по программам повышения квалификации педагогических кадров, разработанных Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Реализация поставленной цели осуществлялась по следующим направлениям: осмысление и освоение обновленного содержания образования; развитие навыков по использованию критериального оценивания в практической образовательной деятельности; особенности использования учебно-методического комплекса обновленного содержания; изучение стратегий преподавания математики на основе внедрения инновационных технологий обучения. В ходе курсов были обсуждены проблемы проектирования краткосрочного планирования, состоялся обмен мнениями по оценке достижений учащихся на основе критериального оценивания.
В соответствии с учебным планом занятия в рамках данной программы реализованы на основе четырехступенчатой эмпирической модели процесса обучения Дэвида Колба. Модель Колба (Дэвид Колб) теория, согласно которой происходит поэтапное формирование умственных действий у взрослых. Принцип теории Колба состоит в том, что «непосредственный или конкретный опыт» является основой для «наблюдений и размышлений». Эти «наблюдения и размышления» превращаются в «абстрактные концепции», обеспечивающие новый смысл активным действиям, которые можно «активно протестировать», что в свою очередь опять дает новый опыт. И так по кругу. Обучение, построенное по принципу Колба, действительно позволяет передать навыки и знания взрослым людям, логично строить структуру обучения (тренинга). Тренинг начинается с мотивации слушателей, которая позволяет сконцентрировать внимание участников на изучаемой теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу получения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения слушателями материала. Закрепление — это важный этап тренинга, который не только повышает общую эффективность усвоения навыков и знаний, но и формирует в сознании участников последовательную логическую структуру знаний и методов, изучаемых на тренинге. Изучение нового материала — это главный этап тренинга, на котором участники получают знания, методики и навыки, которые необходимы для решения задач, примененных в мотивационном блоке. При изучении главное помнить китайскую поговорку «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Следующий этап – оценивание. Оно должно быть наглядным, справедливым, ведь только в этом случае оно будет действовать как стимул к продолжению обучения. В противном случае оценка может стать демотивативатором для участников.
Программа начинается с обзора целей обучения, анализа литературы по вопросу реформирования среднего образования. В рамках курса повышения квалификации педагоги знакомятся со структурой программы, с педагогическими подходами, механизмами оценивания. Ежедневно по завершению тематического обучения осуществляется рефлексия, выполняются практические задания с целью мониторинга достижений целей обучения. В ходе обучения учителя проводят «эксперимент» в процессе микропреподавания.
Оценка деятельности учителей оценивается по следующим направлениям: понимание обновленной учебной программы, навыки в обучении, образ мышления, планирование, активное обучение, предметные педагогические знания, удовлетворение потребностей учащихся, критериальное оценивание. Для каждой области определены четыре дескриптора, позволяющие определить уровень развития методики обучения у учителя по данному предмету (репродуктивный уровень, адаптивный уровень, моделирующий уровень и системный уровень) [4].
Инновационные процессы, происходящие в системе повышения квалификации, снимают возможные напряжения, позволяя слушателям курсов приобрести психологическую, профессиональную, личностную уверенность и траекторию дальнейшей деятельности. Инновационный подход требует от нас преподавателей ИПК использования инновационных форм, методов и средств обучения в системе повышения квалификации педагогов в комплексе. Кроме того, инновационные формы повышения квалификации педагогов имеют практическую направленность, что способствует формированию профессиональной компетентности педагогов.
Выбор форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации — процесс сложный и во многом противоречивый, неуправляемый. Он порождает новые педагогические технологии, меняет представления о межпредметных связях, модифицирует прежнее научно-методическое обеспечение, обусловливает вариативность программ и учебных курсов. Инновационные формы обучения на курсах повышения квалификации по обновленной программе «Математика» были направлены на стремление педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию. Инновационные формы организации процесса обучения, включают в себя целый ряд взаимосвязанных этапов, последовательно ведущих к достижению конечного результата, направлены на создание ситуации успеха, обеспечивают взаимодействие с опытом работы педагогов.
Таким образом, инновационные формы организации обучения в системе повышения квалификации педагогов должны соответствовать определенным критериям. Каждому виду (элементу) содержания образования должна соответствовать адекватная ему форма организации процесса обучения; инициатива (направленность действий) как преподавателя, так и обучающегося. обеспечение обратной связи; реализация компетентностного подхода; обучение на собственном опыте (experiential learning); обеспечение самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией; содержание нового решения способа деятельности преподавателя и педагога; обеспечение повышенной степени освоения педагогами изучаемой информации; мотивация к саморазвитию [3].
Инновационные подходы осуществляются также в практике применения тренингов. Инновациями в практике проведения тренингов можно считать следующее: оригинальность программ; адаптацию программ для различных категорий специалистов; применение не только тренингов, но и их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями. В структуру тренинга обычно вводятся поведенческие компоненты (отработка практических навыков), рефлексивные (развитие рефлексирования как психологического образования), коммуникативные (понимание и отработка навыков слушания, коммуникации), релаксационные (развитие навыков саморегуляции и релаксации) и другие составляющие.
Хотелось бы акцентировать внимание на этапах использования инновационных форм процесса обучения. Первый этап – это погружение в проблему, своего рода теоретический «выброс» информации, типы и виды решений, методы принятия решений. Следующий этап — формирование групп, объединение слушателей в работоспособную команду, выбор лидера, определение схемы работы команды, распределение ролей в группе, выбор способов взаимодействия членов команды. Для этого можно использовать различные методы деления слушателей на группы: «Атомы и молекулы», «Цветоделение», «Мозаика», «Любое число», «Построение по ранжиру». Постоянно работая в группах сменного состава, педагоги понимают, что групповая форма работы, взаимодействие в группе, общение, диалог играют огромную роль в обучении.
Получение начальной информации о проблеме представляет собой краткое изложение ситуации, описание основных параметров деятельности, постановку задачи (вопроса, проблемы). Этап решения задачи посвящен непосредственно использованию инновационных форм организации процесса обучения с обоснованием стратегии и тактики поведения педагога, описанием пакета решений. Он характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, иногда столкновением мнений. Здесь проявляются не только личностные качества, но и профессиональный опыт, коммуникативные характеристики слушателей, оптимальность распределения ролей. Представление решений осуществляется лидером группы. Лидер озвучивает решения, обосновывает их выбор, отвечает на вопросы.
Следующий этап – это оценка тренером и участниками эффективности проведённого тренинга, самоопределение слушателей на инновационную практику работы. Формулируются выводы по итогам работы. Обсуждаются ключевые моменты обучения. Участники говорят о том, что и как они изменят в своей последующей практической деятельности.
Через все этапы сквозным компонентом деятельности   тренера и участников проходит рефлексия, в процессе которой обсуждаются и оцениваются динамика отношений слушателей к изучаемой проблеме, ход и промежуточные результаты работы. Для этого они сравниваются с целями, задачами, критериями успешности обучения. Реакция слушателей оценивается посредством установления и получения обратной связи. Неформальное отношение со стороны слушателей к этой работе возможно лишь, если на занятии установлена атмосфера доверия. Для успешной оценочной деятельности важен поэтапный подход, предполагающий обращение к тому, что происходило в течение дня, на отдельных этапах занятия, в предыдущий день. В процессе рефлексии могут обсуждаться, например, следующие вопросы: Что было для меня удачным? Что было затруднительным? Что мне необходимо сделать, чтобы выйти из трудного положения? Также можно использовать приемы «Бортовой журнал», «Свободный обмен мнениями», таблицу «ЗХУ», методы «Рефлексивный экран», «Ключевое слово», «Синквейн», «5 минутное эссе».
Использование инновационных форм организации процесса обучения позволяет педагогам не только опробовать теоретические позиции, но и включает эмоциональный фактор ответственности за решение, возможности предложить варианты, а главное, обогатить свой личный опыт действия в различных условиях решения широкого спектра проблем.
В заключение хотелось бы отметить, что повышение квалификации педагогов в настоящее время требует должного внимания вопросам использования инновационных форм организации процесса обучения, соответствующих психофизиологическим особенностям взрослых.
Литература

1.Н.А.Назарбаев, «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 12 апреля 2017 г.

  1. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году». Национальная академия образования им.И.Алтынсарина, 2017 г.
  2. С.В. Власенко. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации. Научные сообщения. ЧИППКРО. 2014 г.
  3. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Математика». Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы». 2016 г.