Сайт Өрлеу

Деятельность по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс

Деятельность по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс

Сексембаева Асель Керимхановна.,
АО «НЦПК» «Өрлеу»
ИПК ПР по СКО
ст.преподаватель кафедры
«Дошкольное воспитание и начальное обучение»

Цель: сформировать умения проектирования деятельности по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в условиях интегрированного обучения.

Количество часов: 2 часа (тренинг)
Содержание (ключевые идеи)

Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений воспитанников группы с учетом реализации возможностей каждого ее участника, это требует достаточно сложных организационных усилий.

В дошкольной организации общеразвивающего типа для всей группы детей предлагаются единые расписание занятий, режим дня. Инклюзивные группы, ориентированные на интересы и возможности ребенка, требуют другого организационного подхода.

В процессе реализации образовательных программ необходимо помнить, что организация деятельности  инклюзивной  группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с особыми образовательными потребностями.

При реализации образовательных программ разрабатываются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей. Тематика занятия «Деятельность по включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс» предполагает рассмотрение  следующих вопросов:

1.Психолого-педагогическая характеристика детей  с особыми образовательными потребностями в развитии.

  1. Организационно–педагогические условия, обеспечивающие эффективность включения ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс.

3.Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Результаты обучения слушателей

В результате обучения слушатели повысят уровень знаний и умений в вопросах специфики построения  образовательного пространства в дошкольных организациях  реализующих  инклюзивную практику,  создании адаптивной развивающей среды обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, освоят технологию планирования  учебно-воспитательной работы в условиях интегрированного обучения.

Задания для организации взаимодействия слушателей Формы взаимодействия Методика работы Оценивание Время на выполнение
Ввводная фаза

Упражнение «Слепой и поводырь»

В парах В каждой паре выбирается «слепой» и «поводырь». Инструкция «повыдырям»: «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром». Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру. Осознание своей жизненной роли и позиции 10 мин
Фаза контакта

Притча «Рискнуть попробовать»

Цель: выявление своих возможностей

«Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» — спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Вопросы: •Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

• Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Фронтально

Обсуждение в мини-группах

Погружение в проблему.

Кумулятивная беседа

Обратная связь.

Постер

10 мин

(5+5)

Лекция в сопровождении

презентации:

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Работа в группе Проблемное изложение нового материала, обратная связь лектора и аудитории. Рассмотрены:

— особенности детей с ОВ;

— психолого-педагогическоео сопровожде

ние детей с ограниченными возможностями.

10 мин
Задание 1.

Мозговой штурм

Обсудите в группе и перечислите субъектов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями

Работа в группе Коммуникативный метод обучения, метод активного диалога. Составить примерную модель участников комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями 10 мин
Практика инклюзивного образования.

Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с ограниченными возможностями в развитии.

Работа в группах Коммуникативный метод обучения, метод активного диалога Постер:

— назв. технол;

— цель технол;

— м-л для ПРС;

— на отработку чего направлена.

20 мин
Фаза обучения

Разработать маршрутный лист воспитателя по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями

Работа в группе Коммуникативный метод обучения, метод активного диалога Маршрутный лист воспитателя по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями 20 мин
Защита индивидуального образовательного маршрута
для ребенка с особыми образовательными потребностями
Работа в группе Зашита группового проекта, индивидуальное участие в защите обязательно Презентация группового проекта.

Оценивание в соответствии с критерями (см. программу)

10 мин
Рефлексия

Размышление над обучением.

В чем  должна проявиться  готовность психолого-педагогического персонала к участию в инклюзивном процессе?

Метод «Лесенка успеха» Ответить на вопросы: Что мне сегодня понравилось (стиль, способы общения, полученная информация) — Как я могу использовать полученную информацию в своей работе (в организации деятельности с детьми?). 10 мин

Список литературы и интернет-источников:

  1. Малафеев, Н.Н. Интегративные тенденции современного специального образования / Н.Н. Малафеев, А.Н. Коноплева, Л.С. Лазгиева. – М.: Полиграф сервис, 2004. – 406 с.
  2. Прочухаева М.М. Реализация инклюзивного подхода в детском саду // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010. –  Вып. 7. – С. 13-20.
  3. Буданова Л.Б. Построение модели инновационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис.,к.п.н.М., 2007.
  4. Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 55-63.
  5. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008.
  6. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.