Сайт Өрлеу

Формирование ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации учителей через использование ментальных карт

Формирование ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации учителей через использование ментальных карт

Мансурова В.Х.
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников
по Костанайской области,
г. Костанай, Казахстан
inform301@mail.ru

Summary:  In the article  one  of   the techniques  of   thinking  visualization and  alternative data recording through schemes and  shapes – mental maps(mind maps, Mind Mapping)  — is considered.  The considered method promotes active and structured  thinking, deep assimilation of information and effective training. The author describes  her own  experience on teachers’ training with this method to  improve  information competence at professional development courses.
Keywords: Mind map, information competence, active method, storing.
Аннотация: В статье рассматривается одна из техник визуализации мышления и  альтернативной записи информации через создание схем и образов – ментальные карты (интеллект-карты, Mind Mapping).  Рассматриваемый метод способствует активизации и структуризации мышления, глубокому усвоению информации и эффективному обучению. Автор описывает свой опыт  обучения этому приему учителей, повышающих квалификацию, с целью повышения информационной компетентности.
Ключевые слова: интеллект-карта, информационная компетентность, активный метод, запоминание.

Глобальная информационная революция вносит огромные изменения во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в образование. Доступ к огромным количествам источников информации расширяет кругозор обучающихся, но и усложняет обучение, т.к. многие из них не обладают достаточной информационно-коммуникационной компетентностью и навыками работы с информацией. ИКТ-компетентность нельзя рассматривать только как технические, компьютерные навыки. Например, некоторые ученики неплохо владеют компьютерными программами на уровне пользователя, но при этом не обладают в достаточной мере такими традиционными способами обработки текста, как составление конспекта и тезисов.  Неумение правильно работать с информацией, как часть информационной некомпетентности учащихся, сказывается на дальнейших, более сложных мыслительных процессах (решение задач, проектно-исследовательская деятельность и т.д.). Учителя начальных классов обучают учащихся элементарным навыкам: пересказ, изложение текста. В среднем и старшем звене развитие этих умений зависит от тех методов и способов работы на уроке в классе, которые предлагают учителя-предметники своим ученикам. Поэтому, важно, чтобы и учитель владел современными приемами формирования прочных знаний основ своей науки. Решение этой задачи в первую очередь связано с формированием понятийно-терминологического аппарата, составляющего основу той или иной учебной дисциплины. Усвоение терминов, применение их на занятиях, вырабатывает навыки обобщения, абстрагирования, классификации, построения связей и явлений, активизирует мыслительную деятельной и, в итоге, умственное развитие учащихся. Если ученики поняли объяснение, это не значит, что они усвоили материал. Разъяснённые педагогом знания необходимо закреплять особыми методами и приёмами. В этой статье рассмотрен один из таких методов запоминания и структурирования фактов – создание ментальной карты (Mind Mapping), а также опыт автора обучения этому методу учителей, повышающих квалификацию.
Ментальная карта это результат реализации техники визуализации мышления и альтернативной записи через создание схем, образов, выделение их цветом. Из-за своего соответствия звеньям мыслительной деятельности они  воспринимаются лучше, чем другие виды графики. Т. Бьюзен и Х. Мюллер в своих работах доказали, что процесс создания ментальной карты не только творческий и интересный, но и способствует активизации мыслительного процесса [1, c. 5]. В образовательных целях  интеллект-карты можно использовать для запоминания, мозгового штурма, решения задач, в проектной и научно-исследовательской деятельности, презентации и представление проекта. При построении ментальной карты ученик осмысливает изучаемый материал через построения связей, выяснение причин и следствий, упрощение сложных понятий, творчество. Все больше исследований, проводимых различными университетами, подтверждают, что ментальные карты повышают уровень креативности и продуктивности человека минимум на 300 % [2, с. 23]. Процесс создания ментальной карты несложен, но требует тщательного вдумчивого изучения материала. На листе формата А3 в центре карты необходимо поместить образ изучаемой проблемы, возможно в виде значка или схематического рисунка. От центра отходят основные ветви с подписями, которые означают главные разделы карты. Возможно деление основных ветвей на более тонкие. На каждой ветке пишется ключевой слово, которое поможет вспомнить понятие. Тони Бьюзен советует использовать крупные печатные буквы, различное визуальное оформление – форму, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки. На каждой линии пишется только одно ключевое слово; размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности, что позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном; длина линии должна соответствовать длине слова. Ментальные карты можно составлять не только на бумаге, но и в электронном виде в специальных программах. Программ для создания интеллектуальных карт множество, бесплатных (FreeMind) и платных (iMindMap), также есть онлайн-сервисы, например Mind Mapping. Как правило, работа с этими программами не требуют глубоких знаний компьютерных технологий (есть и исключения).
Практическое обучение учителей процессу составления интеллект-карт автор начинает с повторения правил  их составления. Затем слушатели сами составляют карты, работая в группах по 4 человека (на листе формата А2, А1) по разным темам. Так как аудитория  представлена учителями разных предметов, лучше выбрать темы педагогического профиля, близкие к теме самого прослушиваемого курса. Например, ниже рассмотрен пример создания ментальной карты по теме «Методы педагогического исследования». Группу нужно обеспечить также фломастерами и  бумажным вариантом конспекта по теме (это может быть статья или небольшая книга). Возможно, это будет не изучение материала, а осмысление пройденных, на более ранних занятиях тем, тогда слушатели работают без литературы (метод «мозгового штурма»). Обязательно, каждая группа представляет свою карту, с целью обозначения особенностей использования элементов, значков, рисунков, цветов, линий, что способствует еще  более творческому подходу в составлении ментальной карты. Если позволяет учебное время, можно познакомить слушателей с одной из компьютерных программ по созданию ментальных карт  и воссоздать «бумажную» карту в электронном виде. Чтобы учителям показать все возможности работы с интеллект-картой, проводятся и другие активные формы работ,  например, «передать» свою тему другой группе и т.д.
После изучения теоретического ресурса (в нашем примере это веб-страница с лекцией о методах педагогического исследования http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_2.html) группа слушателей начинает рисовать карту, обсудив ее основную структуру. Сначала это делается простым карандашом, создаются ветки разделов и подразделов. Слова лучше писать в горизонтальном направлении. Уже на данном этапе, надо оставить свободно место для изображения следующих связей. Затем каждый из подразделов изучается более точно, возможно образовав дальнейшие линии.
После проработки всего материала наступает самый творческий этап: выделение цветом, толщиной, размером. Ветки разделов разного цвета, сначала они толще (как бы выделяя главное), а на подробностях становятся тоньше. Очень хорошо способствует запоминанию и мышлению изображения значков или рисунков. Например:   метод «научное наблюдение» пометили изображением бинокля, особенность «объективность» – изображением весов. Здесь нужно использовать изображения не самого параметра (это не всегда возможно, особенно на научных понятиях и определениях), а изображения-ассоциации, например «закрытые и открытые анкеты» изобразить рисунком полуоткрытой двери. Основной принцип при оформлении карты – использовать любые способы выделения, запоминания связей и классификаций.
После занятия со слушателями необходимо обсудить возможности использования карт на уроках, обозначить технологии, которые сопровождаются интеллект-картами и проблемы, с которыми можно столкнуться при обучении детей данному приему визуализации мышления. Так как разработка ментальной карты занимает немало времени (в рамках урока), обычно ею занимаются на итоговых занятиях или используют в проектной, исследовательской деятельности. В старших классах, с сознательными учениками интеллект-карту можно приспособить и для контроля усвоенных знаний, предложив им выделить желтым, зеленым и красным цветом частично усвоенные, полностью усвоенные и неусвоенные понятия соответственно. После такой работы обязательно надо проанализировать работу учеников совместно. Создание ментальной карты – творческий и сложный процесс, которому надо учиться, преодолевая проблемы. Но результат стоит того, так как сопровождается процессами активного мышления и запоминания, повышая эффективность обучения в несколько раз.

Литература:

  1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] / Т. Бьюзен. – М., 2007. – 96 с.
  2. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст] / Х. Мюллер. – М., 2007. – 126 с.

Добавить комментарий